Урок – основная форма организации обучения. На уроке учитель систематически решает все учебно-воспитательные задачи, что требует рационального использования времени на уроке, высокой эффективности всех его звеньев. Эффективность урока зависит от умения выделять основное содержание, определять вспомогательный материал, намечать умения, формирование которых должно осуществляться на уроке. Новые подходы к преподаванию – это гуманизация образования и в первую очередь, развитие личности ребенка, его эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер. Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьника, но и создавать условия для его развития.
Ученик на уроке – полноценный участник различных форм работы. Педагог, организуя коллективную деятельность учащихся, принимает в ней активное участие: он объясняет, показывает, подводит к проблеме, создает ситуацию успеха, поощряет, вселяет уверенность, заинтересовывает, формирует мотивы учения. Принципы развивающего, личностно-ориентированного образования предполагают выбор определенных педагогических технологий, приемов и средств обучения.
Эффективность развивающего обучения проявляется, прежде всего, в активизации учебной деятельности школьников. Активизация познавательной деятельности достигается в условиях тесной связи теории и практики обучения. Частые переходы от теории к практике и наоборот являются одним из условий развития учащихся, успешного овладения знаниями.
Каждая учебная дисциплина раскрывает в объектах и явлениях окружающего мира определенную группу признаков и свойств и исследует их своими специфическими методами и приемами.
Так, в биологии – это работа с микроскопом, приготовление микропрепарата, определение растений и животных, анализ строения органов растения, животного и человека, сравнение различных биологических объектов, наблюдение, описание и составление характеристик, постановка учебных опытов и т.д.
Я остановлюсь на использовании некоторых методов и приемов в обучении, которые связаны с практической деятельностью учащихся на уроках биологии:
Работа с натуральными объектами.
В процессе работы с натуральными объектами у учащихся формируется умение проводить наблюдения, ставить опыты, сравнивать, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы. Результаты своей деятельности школьники фиксируют в виде описаний, составления схем, заполнения таблиц, учебного рисунка, выводов, обобщении. Самый распространенный прием учебной работы наблюдение (использование органов чувств для определения свойств объекта или явления). Он требует выполнение следующих действий:
- Прочитать задание и четко осознать цель наблюдения;
- Рассмотреть наблюдаемый объект или явление в целом;
- Выбрать для наблюдения признаки объекта в соответствии с поставленной целью;
- Рассмотреть признаки объекта визуально или с помощью увеличительных приборов;
- Зарисовать или записать (в таблицу, схему) результаты наблюдений;
- Проверить соответствие результата выполненной работы (наблюдения) поставленной цели;
- Сформулировать вывод соответственно поставленной цели наблюдения.
Результатом наблюдения является описание конкретного биологического объекта.
Так, например, на уроке в теме: «Голосеменные» учащиеся выполняют практическую работу по сравнению веток сосны и ели с использованием гербарного материала. Свои наблюдения и результаты учащиеся записывают в таблицу
Название растения |
Окраска коры |
Хвоя |
Шишки |
||
Длина |
Расположение на ветке |
Размер |
Форма чешуек |
||
сосна |
|
|
|
|
|
ель |
|
|
|
|
|
А затем делают вывод, в котором устанавливают сходство и различие данных объектов.
Гербарные экземпляры могут быть использованы как для получения знаний, так и при проверке их.
Так при проверке знаний по теме: «Покрытосеменные. Классификация» используются гербарные экземпляры цветковых растений для определения:
- Класса;
- Семейства по признакам, о которых учащиеся узнали на предыдущих уроках;
Предлагается заполнить карточку (для проверки знаний по теме)
1 в. |
2 в. |
1. Перечисли признаки класса однодольных; |
1. Перечисли признаки класса двудольных; |
2. По гербарному экземпляру определи класс, семейство; |
2. По гербарному экземпляру определи класс, семейство; |
3. Назови 3-5 представителей данного семейства. |
3. Назови 3-5 представителей данного семейства. |
Учащимся предлагаются гербарные экземпляры:
1 в. – семейства: крестоцветные, мотыльковые, лилейные;
2 в. - семейства: розоцветные, пасленовые, злаки.
Либо второй вариант проверки знаний учащихся по теме.
Контрольная работа.
Тема: Систематика цветковых растений.
I вариант.
I. Признаки однодольных растений: |
|
Семядолей ____ ; |
Коневая система ; |
Жилкование _____ ; |
Части цветка кратны ; |
|
|
II. По модели цветка определи семейства: |
|
1. Семейство:__________________________ |
2. Семейство:__________________________ |
______________________________________ |
_______________________________________ |
Представители: _________________________ |
Представители: _________________________ |
______________________________________ |
_______________________________________ |
______________________________________ |
_______________________________________ |
Формула цветка:________________________ |
Формула цветка: _________________________ |
______________________________________ |
_______________________________________ |
3. Семейство:__________________________ |
4. Семейство:__________________________ |
______________________________________ |
_______________________________________ |
Представители: _________________________ |
Представители: _________________________ |
______________________________________ |
_______________________________________ |
Формула цветка: ________________________ |
Формула цветка: _________________________ |
______________________________________ |
_______________________________________ |
II вариант. | |
I. Признаки двудольных растений: |
|
Семядолей ; |
Коневая система ; |
Жилкование ; |
Части цветка кратны ; |
|
|
II. По модели цветка определи семейства: |
|
1. Семейство: __________________________ |
2. Семейство:__________________________ |
_______________________________________ |
_______________________________________ |
Представители:__________________________ |
Представители:__________________________ |
_______________________________________ |
_______________________________________ |
Формула цветка:_________________________ |
Формула цветка:_________________________ |
_______________________________________ |
_______________________________________ |
3. Семейство:__________________________ |
4. Семейство:__________________________ |
_______________________________________ |
_______________________________________ |
Представители:__________________________ |
Представители:__________________________ |
_______________________________________ |
_______________________________________ |
Формула цветка:_________________________ |
Формула цветка:_________________________ |
_______________________________________ |
_______________________________________ |
По теме «Лист» для контроля можно использовать карточку:
Контрольная работа по биологии, 7 класс
по теме: «Лист»
1. Внешнее строение листа: | _______________________________________________ |
|
_______________________________________________ |
2. Листья бывают: |
_______________________________________________ |
|
_______________________________________________ |
3. Простой лист состоит: |
_______________________________________________ |
|
_______________________________________________ |
4. Сложный лист состоит: |
_______________________________________________ |
|
_______________________________________________ |
5. Жилкование - это |
_______________________________________________ |
|
_______________________________________________ |
6. Жилкование бывает: |
а)_____________________________________________ |
|
б)_____________________________________________ |
|
в)_____________________________________________ |
7. Листоположение - это |
_______________________________________________ |
|
_______________________________________________ |
8. Листоположение бывает: |
а)_____________________________________________ |
|
б)_____________________________________________ |
|
в)_____________________________________________ |
9. Внутреннее строение листа, лист состоит из: |
а)_____________________________________________ |
|
б)_____________________________________________ |
|
в)_____________________________________________ |
Проблемное обучение.
Активность учащихся повышается, если учитель поставленную задачу включает в проблемную ситуацию, создает такие условия, при которых ученик отвечает на вопросы: «Почему происходит данное явление? Какова причина этого явления?»
Выделяют 3 основных вида проблемного обучения:
- Проблемное изложение знаний: учитель не только сообщает ученикам те или иные положения, но и «рассуждая вслух» ставит проблему и показывает процесс её решения;
- Привлечение учащихся к поиску отдельных этапов изложения знаний: при изложении материала перед учащимися ставят вопросы, требующие процесса поиска и самостоятельного решения той или иной познавательной задачи;
- Исследовательский метод обучения: проведение опытов, экспериментов, лабораторных работ.
Повышению мотивации к учению способствует исследовательская работа непосредственно с натуральным объектом. Так при изучении темы: «Строение цветка» выполняется лабораторная работа с использованием натурального объекта:
- разделение цветка на части;
- зарисовка;
- схема строения цветка (подписать его часть).
Учащиеся не только рассматривают, но и проговаривают название частей изучаемого объекта, т.к. они должны не только увидеть, но и услышать, соединить чувствительное восприятие со словом.
Учебный опыт используют для исследования явлений, с целью установления причинно-следственных связей. Работа с конкретным материалом позволяет детям постепенно переходить самим к абстрактному мышлению – выделению признаков и свойств предметов, отличие их от других.
Так при изучении темы: «Вещества семени» учащиеся вместе с учителем составляют схему:
А затем проводят серию опытов, доказывающих, что в состав семян входят эти вещества:
Опыт № 1.: в пробирку помещаются семена, пробирка нагревается, на её стенках образуются капельки воды.
Опыт № 2: продолжаем нагревать семена, пока они не обуглятся.
Примечание: опыт 1и 2 – демонстрируется учителем, а опыт 3-5 выполняют сами учащиеся.
Опыт № 3: взять лист бумаги, поместить на него семя подсолнечника, раздавить его. Что образуется? Докажите, что это не вода?
Опыт № 4: взять муку, замесить небольшой комочек теста, поместить в марлю, хорошо промыть в пробирке с водой. Раскрыть марлю. Видим блестящее вязкое вещество, это растительный белок – клейковина.
Опыт № 5: в пробирку, в которой промывали тесто, капните каплю йода. Что произошло? Под действием йода синеет крахмал, а крахмал – это углевод.
Попробуйте капнуть каплю йода в пробирку с водой из-под крана? Какого она цвета?
Сравните 2 пробирки.
Экскурсии.
Большое эмоциональное и познавательное значение имеет знакомство с предметами и явлениями непосредственно в окружающей среде во время проведения экскурсий.
Например, во время экскурсии по теме: «Распространение плодов и семян» учащиеся находят плоды и семена, устанавливают какие плоды сочные, какие сухие; определяют какие приспособления для распространения они имеют.
Во время проведения экскурсии по теме: «Птицы зимой» учащиеся не только наблюдают за зимующими в нашем регионе птицами, но и развешивают изготовленные заранее кормушки, знакомятся с тем, какой корм необходимо отобрать для птиц. Устанавливают дежурство по наполнению кормушек кормом.
Практические работы.
Например, уход за комнатными растениями, контроль санитарного состояния классных комнат и т.д.. Побуждают интерес к предмету, а главное – развивают самостоятельное мышление у учащихся, необходимое в общении с природой.
Кинофильмы или фрагменты.
Использование кинофильмов или фрагментов также повышает эффективность урока. Цель их использования – это знакомство с такими предметами и объектами природы, которых нет в непосредственном природном окружении.
Используя определенный опыт познания учащихся, учитель может вводить перечисленные выше приемы обучения либо целиком, либо только некоторые новые действия. Учитель становится организатором и руководителем учебной деятельности ученика. Основным тружеником в учении должен стать сам ребенок, которого необходимо вооружить знанием приемов умственной и практической деятельности. Только при этих условиях ученик овладеет умениями и осознанно будет их использовать в обучении. Если отобранное учителем содержание учебного материала, практический материал будет постоянно удивлять ребят, то интерес к предмету никогда не угаснет.