Формы работы с родителями на базе логопункта в ДОУ общеразвивающего вида

Разделы: Работа с родителями


На базе нашего детского сада «Солнышко» г. Заозерска Мурманской области логопункт функционирует всего лишь третий год. Срок,по моему мнению, не большой, но достаточный для того, чтобы на логопункте появилась своя, достаточно, устойчивая и планомерная система работы.

В своей деятельности выделяю основное направление – работа с родителями. Ведь задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

На сегодняшний момент существует множество нетрадиционных форм работы с родителями КВН, комплексные занятия с родителями, устные педагогические журналы, рукописные журналы, круглый стол, день открытых дверей, открытое занятие, создание развивающей среды в семье…)

В нашем учреждении работа учителя-логопеда с родителями включает в себя:

  1. Родительские собрания
  2. Консультации:
    • по итогам диагностики;
    • по итогам коррекционного обучения;
    • по организации работы логопункта;
    • методы и приемы постановки звуков у детей.
  3. Информационные выставки.
  4. Рукописная газета.
  5. Открытые занятия.
  6. День открытых дверей.

Так, например, газета «Пусть ваш ребенок говорит правильно», созданная самими родителями совместно с педагогом и детьми, помогает проводить пропаганду логопедических знаний среди родителей, дети которых не посещают логопункт в силу возрастных, либо каких-то других причин (см. Рисунок 1).

Родительские собрания – это действенная форма общения логопеда с родителями. Именно на собраниях у логопеда есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами коррекции речи у детей дошкольного возраста; помочь родителям разобраться с трудностями, возникшими в процессе выполнения домашних заданий. Как показывает опыт, именно составление конспекта родительского собрания связано с различными трудностями. Иногда логопед не умеет грамотно выстроить беседу, найти для нее необходимое содержание и формы, выбрать методы активизации родителей. Педагоги с небольшим опытом работы иногда боятся, что родители им могут задать вопрос, на который они не знают ответа. Советую вам самим хорошо разобраться в проблеме, которую преподносите слушателям, подготовиться заранее к мероприятию. При подготовке целесообразно составить развернутый план, тезисы, подобрать яркие, показательные речевые примеры, составить собственные вопросы и т. д.

Рекомендую начинать учебный год со встречи, на которой необходимо осветить закономерности речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста. А уже в середине учебного года провести родительское, задействовав в этом ваших детей на тему: «Как выполнять домашнее задание логопеда?».

Тема: «Как выполнять домашнее задание логопеда?».

План:

  1. Вступительное слово учителя-логопеда на тему: «Развитие мелкой моторики руки».
  2. Ознакомление родителей с прописями-раскрасками «Линии и фигуры».
  3. Практический показ артикуляционных упражнений детьми.
  4. Ознакомление родителей с комплексами артикуляционных упражнений для каждого звука (каждому родителю выдается лист с комплексами арт. упр.).
  5. Просмотр видеоматериала на тему: «Проведение индивидуального занятия с ребенком».
  6. Беседа о просмотренном материале.
  7. Решения.

Ход собрания:

1. Вступительное слово учителя-логопеда на тему: «Развитие мелкой моторики руки».

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас сегодня на нашей встрече. И сегодня я хотела бы поделиться с вами маленькими секретами проведения наших логопедических занятий. Я не открою тайну, если скажу, что каждое свое занятие я начинаю с пальчиковой гимнастики. Ведь исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором:

    • стимулирующим речевое развитие ребенка,
    • способствующим улучшению артикуляционной моторики,
    • подготовке кисти руки к письму
    • и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Но одной пальчиковой гимнастики мало, поэтому я рекомендую виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

  1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
  2. Игры и действия с игрушками и предметами:
    • раскладывание пуговиц, палочек, зёрен, желудей и т.д.,
    • нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку,
    • пришивание, застёгивание и расстёгивание пуговиц,
    • игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.
  3. Изобразительная деятельность:
    • лепка из пластилина и глины,
    • раскрашивание картинок,
    • обведение контуров,
    • штриховка,
    • рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой),
    • работа с ножницами,
    • поделки из природного материала и т.д.

Работа по развитию кистей рук проводите систематически по 3 – 5 минут ежедневно.

В начале дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, в начале выполняются пассивно, с вашей помощью, а по мере усвоения, дети переходят к самостоятельному выполнению.

2. Ознакомление родителей с прописями-раскрасками «Линии и фигуры».

Мы рекомендуем вам приобрести данное пособие. Оно поможет вам подготовить руку ребенка к школе. Ребенок научится видеть клетку.

3. Практический показ артикуляционных упражнений детьми, посещающими логопункт

Часто родители затрудняются в объяснении ребенку какого-либо артикуляционного упражнения. Сегодня наши ребята помогут вам в этом и продемонстрируют наиболее трудные упражнения. Дети показывают следующие упражнения:

  • «Чашечка»
  • «Грибок»
  • «Гармошка»
  • «Грибок+ветерок»
  • «Накажем непослушный язычок».

4. Ознакомление родителей с комплексами артикуляционных упражнений.

Родителям были розданы распечатки с комплексами артикуляционных упражнений на нужный для них звук (Приложение 1). Обращаю ваше внимание на правила выполнения артикуляционных упражнений:

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

5. Просмотр видеоматериала на тему: «Проведение индивидуального занятия с ребенком» (Рисунок 2).

Вашему вниманию представлен отрывок индивидуального занятия с участием Ромы Степанова на тему: «Дифференциация р-л, с-ш».

6. Беседа о просмотренном материале.

Вопросы:

  1. Что вы для себя извлекли полезного из этого отрывка?
  2. А вы так проводите свое занятие дома? Поделитесь опытом.

7. Решения.

  1. Организовывать занятие с ребенком дома в соответствии с рекомендациями логопеда.
  2. Развивать мелкую моторику рук в различных видах деятельности.

Каждая форма работы по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный и приятный «плод» - это, конечно же, достижения и успехи наших детей; это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними.

Желаем вам успехов при работе с родителями!