ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание образовательных программ дополнительного образования
разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного
времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования
может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования
и осуществляться в различных формах.
Образовательная программа
кружка «Оформитель» представляет содержание,
организационные условия, этапы образовательной деятельности системы
основного общего и дополнительного образования для успешной
реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие
форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более
широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей,
а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого
потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в
определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений
и навыков учащихся.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
- Закон российской Федерации «Об образовании».
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации №1756-р от 29 декабря 2001 года.
- Федеральный компонент государственного стандарта образовательная область «Искусство».
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Устав гимназии.
- Инструкции по технике безопасности.
Программа «Оформитель» предназначена для обучающихся в
основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся
и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и
практической подготовки по изобразительному искусству.
Содержание
программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на
приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное
творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет
представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства,
стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности
(графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического
вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее
практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и
практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы,
участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые
занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с
различными материалами, в том числе и с природными, а также на
расширенное знакомство с различными живописными и графическими
техниками с использованием основ программного материала, его
углублением, практическим закреплением в создании разнообразных
работ.
В основе формирования способности к оформительской
деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это
творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для
творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.
Программа кружка «Оформитель» способствует развитию
ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов,
ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование
может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее
регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на
развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это
качество дополнительного образования способствует формированию
диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме
осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных,
культурных ценностей педагогом и ребенком. Это и вызвало к жизни
образовательную программу.
В соответствие с концепцией учебного
плана, принятой в ОУ, программа курса рассчитана на 140 часов в год,
4 часа в неделю. Периодичность занятий 2 раза в неделю.
Целью
данной программы является: Развитие индивидуальности каждого
ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и
дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной
среды с многовариантным выбором.
Основными задачами являются:
- Обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в области декоративного оформления.
- Развитие стремления к углублению знаний.
- Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности.
- Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.
- Формирование чувства коллективизма.
- Создание комфортной обстановки на занятиях.
- Развитие аккуратности, опрятности.
Структура программы состоит из 10 образовательных блоков (теория,
практика). Все образовательные блоки предусматривают не только
усвоение теоретических знаний, но и формирование
деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют
развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои
фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 11-13 лет способны
на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания.
Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом
образовательном блоке.
Содержание образовательной программы кружка
проектируется с учетом приоритетных принципов:
1.
Многообразия.
- разнообразие форм и содержания дополнительного образования;
- разнообразие видов деятельности, доступных учащимся образовательного пространства;
- разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.;
Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.
2. Открытости.
Образовательная
программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия
внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая
в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды
деятельности, новые отношения, новое содержание образования,
взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно
открытость позволяет образовательной программе развиваться,
усложняться, обмениваться информацией.
Использование этих принципов в проектировании образовательной
программы создает условия для:
1. Свободного выбора ребенком видов
и сфер деятельности.
2. Ориентации учителя на личностные интересы,
потребности, способности ребенка.
3. Возможности свободного
самоопределения и самореализации в образовательном процессе как
ребенка, так и учителя.
4. Единство обучения, воспитания, развития
в процессе реализации программы.
Формы занятий:
- беседы;
- практические занятия;
- создание проектов;
- индивидуальные и групповые занятия;
- коллективная работа;
- экскурсии.
В результате работы по программе «Оформитель» обучающиеся должны знать:
- понимать графику как вид искусства, средства выразительности в графике.
- овладеть основами изобразительных техник (гуашь в монотипии, граттаж, коллаж) и декоративно-прикладной работы (бумажная пластика, бисероплетение, техника изонить, шрифт ) и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;
- стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
- и изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира;
должны уметь:
- умение доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
- воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли;
- составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;
- навыки работы с бумагой (бумажная пластика);
- навыки в оформительской деятельности;
- первичные навыки работы пером и тушью;
Ожидаемые результаты:
1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
2. Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.
3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6. Уметь пользоваться художественным материалом.
Учебно-тематический план
№ |
Раздел |
Тема занятий |
К. ч. всего |
Теорет. |
Практ. |
---|---|---|---|---|---|
1. |
Набор детей в кружок |
Набор детей в кружок |
2 |
2 |
|
2. |
Вводное занятие |
1. Рабочее место. |
6 |
2 |
4 |
3. |
Оформительская деятельность |
1. Поздравительная телеграмма, открытка, стенная газета к
празднику «День учителя». |
10 |
4 |
6 |
4. |
Иллюстрация |
1. Правила, приемы и средства композиции. |
6 |
2 |
4 |
5. |
Художественное конструирование |
1. Открытки. |
10 |
3 |
7 |
6.
|
Шрифт |
1. Краткий очерк истории развития шрифта. |
21 |
7 |
14 |
7. |
Полиграфический дизайн. |
1. Многообразие видов. |
25 |
5 |
20 |
8. |
Плакат. |
1. Виды плакатов. |
25 |
5 |
20 |
9. |
Орнамент. |
1. Краткие исторические сведения. |
12 |
3 |
9 |
10. |
Природа, ребенок, творчество и дизайн. |
1. Стилизация природных форм. |
23 |
5 |
18 |
|
|
Итого: |
140 ч. |
38ч. |
98 ч. |
Краткое содержание учебных тем
№ |
Раздел |
Теоретическое описание |
Практическое |
1. |
Набор детей в кружок |
Набор детей в кружок |
|
2. |
Вводное занятие |
Правильно организуйте рабочее место. Стол со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Цели и задачи. Специфика работы художника-оформителя. |
Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ. |
3. |
Оформительская деятельность |
Синтез слова и изображения. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения. |
Участие в оформлении выставки ко Дню учителя. |
4. |
Иллюстрация |
Беседа. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Композиция листа. Выразительные свойства линии, основные и составные цвета. |
Выполнение иллюстраций к сказкам «Конек-горбунок», «Аленький цветочек». |
5. |
Художественное конструирование |
Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Выбор сюжета для новогодней композиции. Передача настроения, красочности, необычности действий. Использование средств художественной выразительности, соответствующих празднику – смелых линий, многоцветных мазков, пятен. Конструирование из бумаги. |
1. Зарисовки атрибутов новогоднего карнавала, новогодних
костюмов, масок. |
6.
|
Шрифт. |
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста, понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. |
1. Создание композиции из произвольного количества букв. |
7. |
Полиграфический дизайн. |
Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами. Первые рукописные книги. Единство знака, слова и декора в оформлении. Орнаменты заставок и концовок текста. |
1. Выполнение творческой композиции «Старинные книги». |
8. |
Плакат. |
Виды печатной продукции. Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в изображении плаката. |
1.Выполнение эскизов плакатов. Н-р: «Берегите природу», «Пусть поют птицы» и др. |
9. |
Орнамент. |
Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу. |
1. Зарисовка мотивов. |
10. |
Природа, ребе нок, творчество и дизайн. |
Традиции организации и оформления праздничной среды: заготовка листьев, цветов, камней, лоскутков и другого бросового материала. |
Коллективная работа из природного материала. Выполнение проектов оформление площадки. |
Литература.
- Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 201
- Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977
- А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
- Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
- Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.
- С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
- Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007
- А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
- Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев
- «Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2003 год.
- В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003