Одной из составляющих модернизации содержания образования является более глубокое знание о правах и основных свободах человека. Правовое образование все более уверенно входит в жизнь школы. Где-то — в качестве самостоятельного предмета, вводимого за счет часов школьного или регионального компонента Базисного учебного плана. Где-то — в виде факультативных занятий, спецкурсов по выбору, кружков, научных обществ учащихся и т.п. Где-то — в форме организации школьного уклада, развития ученического самоуправления, реализации социально значимых проектов за рамками учебного заведения.
При обучении правам человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитывается понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развивается чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.
При проведении правового обучения детей младшего и среднего школьного возраста, мною ставятся следующие основные цели:
- воспитывать личность, осознающую достоинство человека;
- формировать межличностные отношения в духе терпимости, ненасилия, уважения, солидарности;
- давать знания о правах человека в национальном и международном измерениях;
- воспитывать понимание неразрывной связи прав человека и сохранения мира на земле.
На мой взгляд, при обучении правам человека должна быть реализована главная целевая установка гуманистического образования — воспитание гуманного человека.
Из целей обучения правам человека вытекают следующие задачи:
- развивать способность ценить свободу в тесной связи с ответственностью перед обществом;
- признавать и воспринимать различия культур, которые существуют между народами;
- формировать уважение культурного наследия, языка и самобытности страны, в которой ребенок проживает, и уважать цивилизации, отличные от его собственной;
- развивать сотрудничество, согласованность между индивидуальными и коллективными ценностями;
- формировать умения ненасильственного урегулирования конфликтов;
- воспитывать личную и гражданскую ответственность, солидарность и справедливость на национальном и международном уровне;
- формировать умения защищать свои права и окружающую природу.
Для достижения данных целей и задач, развития у детей устойчивого интереса к изучению своих прав и обязанностей, разнообразия форм проведения факультативных занятий я использую игру. Игра – понятие многогранное. Она обучает, развивает, воспитывает. В процессе игры воспитательные требования взрослых к детям становятся требованиями к самим себе, значит активным средством воспитания и самовоспитания. Игра – естественная форма деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для своего "Я", личного творчества, активности, самопознания, самовыражения. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. Игра способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение.
Кон И.С. отмечает, что «игра – наиважнейшая, универсальная сфера «самости» ребенка, в которой идут процессы «само»: самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореализации»[2]. Для ребенка игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат, или конкретность, возможность победы. Игра – это уникальный полигон человеческой практики, действительности как области применения и проверки накопленного опыта. Игра позволяет с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, а с другой стороны, выявить недостаточность опыта[17].
Таким образом, своей практике я использую несколько типов игр:
- интеллектуально-творческие игры
- деловые игры
- комплексные игры
Интеллектуально-творческие игры развивают активность детей, их любознательность, интеллект. Наиболее популярны они среди младших школьников. Так, например, игра "Страна правовых знаний", разработанная мною для проведения факультативных занятий правового обучения детей младшего школьного возраста.
В этой игре-путешествии детям предлагается совершить путешествие с героями сказки Носова Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей» в страну правовых знаний. Помогая Незнайке, дети включаются в игру, выполняя различные задания.
В данной игровой форме дети с огромным удовольствием определяют основные права по картинкам. Задания к представленному в игре кроссворду написаны в стихотворной форме, что легко воспринимается детьми:
1. Оно каждому дано
Оно каждому важно.
Много их на свете есть
Всех на пальцах и не счесть.
2. Вот, к примеру, право …….
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
И она нам всем нужна.
3. У всех есть право на ……….,
Я маму так свою люблю.
Люблю братишку сорванца
И очень я люблю отца.
4. У взрослых право на работу,
А у детей есть на …………...
Есть право на игру и отдых,
Я это говорю для взрослых.
5. Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду.
В процессе игры дети формируют багаж правовых знаний, определяют свои основные права, учатся логически мыслить, развивать наглядно-образное мышление и воображение.
Другая группа игр применяемых мною в правовом обучении детей основывается на популярных телевизионных интеллектуальных играх "Что? Где? Когда?", "Самый умный", "Своя игра" и "Кто хочет стать миллионером". Данные игры - важнейшая составная часть образовательного процесса познавательного характера.
Для учащихся средних классов мною разработано игра-занятие с использованием современных компьютерных технологий и мультимедиа на тему: "Мои права". В игре задействованы все учащиеся. Игра состоит из трех туров. В первом туре «Вопрос-ответ» «игроками» является весь класс. По итогам первого тура выбираются трое «учащихся-игроков», набравших наибольшее количество баллов, для участия во втором туре «Логическая цепочка». Остальные учащиеся делятся на 3команды - поддержки «игрокам». Третий тур «Мое право» является заключительным, по его результатам определяется победитель - игрок и команда, набравшие наибольшее количество баллов. В первом туре предлагается 10 вопросов, на которые учащиеся должны дать правильный ответ. Во втором туре представлены логические цепочки, где дети учатся сопоставлять, соотносить данную информацию и делать правильный выбор. В третьем туре требуется из набора букв составить наибольшее количество основных прав человека, таким образом, у детей "включается" механизм непроизвольного запоминания и усвоения своих прав.
Игра-викторина "Кто хочет стать правоведом" подготовленная мною для учащихся средних классов, на примере телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером», позволяет закрепить правовые знания детей, расширить их кругозор, познакомиться с основными правами человека и документами, регламентирующими их. Применение на данном занятии-викторине мультимедийной установки и компьютера делает игру наиболее яркой и красочной, что позволяет развивать наглядно-образное мышление у учащихся, привлекает их внимание и интерес к изучению своих прав.
В игре-викторине «Кто хочет стать правоведом» задействованы все учащиеся. В начале игры учащиеся делятся на три команды, в которых выбирают капитанов. В первом отборочном туре капитанам трех команд необходимо правильно выполнить задание. И во втором основном туре участвует тот капитан, кто первым выполнил задание. Игра-викторина включает в себя три этапа, таким образом, каждый из трех капитанов примет участие в игре. В ходе второго основного тура игры-викторины капитанам необходимо ответить на 10 вопросов, среди которых две несгораемые отметки 5 и 10. У каждого из капитанов есть три подсказки: 1 – помощь компьютера, 2 – помощь команды и 3 – помощь соперника, т.е. помощь одного из капитанов других команд. В конце третьего этапа игры-викторины подводятся итоги и детям вручаются дипломы правовых знатоков.
Таким образом, хочется отметить тот факт, что игра - естественная форма деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для своего "Я", личного творчества, активности, самопознания, самовыражения. Игра хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений. Она вечно обновляется, изменяется, модернизируется, вовлекая детей в совместное творчество и постижение мира.
Практика проводимых занятий и мой опыт показывает, что игра необходимый вид деятельности, в процессе которого отражается накопленный детьми необходимый опыт, углубляются и закрепляются представления о правах, приобретаются новые знания, навыки, формируется положительный климат на занятии, повышается интерес к изучению основных прав человека.
Построенные мною в игровой форме занятия позволяют детям в легкой и доступной форме приобретать знания по правам человека и ребенка в частности, основные навыки защиты прав, учатся преодолевать барьеры на пути осуществления своих прав.
Полученные на данных занятиях знания учащиеся используют при написании социально-правовых проектов, грантов, среди которых:
- Правовое пространство несовершеннолетних;
- Уголовно-правовая защита несовершеннолетних;
- Основные права детей;
- Социально-правовая защита прав детей и подростков в Российской Федерации и другие.
Прослушав курс социально-правовых занятий, учащиеся активно участвуют в конференциях различного уровня, показывая высокий уровень знаний в области обеспечения и социально-правовой защиты основных прав и законных интересов несовершеннолетних.
Итак, давайте поподробнее остановимся на каждой игре.
|
---|
Рисунок №1 |
Игра «Страна правовых знаний»
Тип игры: сюжетно-ролевая
Цель игры: познакомить детей с Конвенцией ООН «О правах ребенка», сформировать представления и развить знания у учащихся об основных правах человека.
Оборудование: компьютер и мультимедийная установка, сокращенный вариант Конвенции ООН «О правах ребенка», теннисный мячик, ракетка, плеер.
Возраст играющих: 7- 10 лет
Действующие лица: Ведущий, Незнайка, Знайка и его друзья.
Ход игры:
Выходит Ведущий.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы вместе с героями сказки Носова Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей» побываем в стране правовых знаний и узнаем о том, что такое права, какие они бывают и для чего они нужны. Итак, мы начинаем! (Уходит)
Появляется Незнайка. Он весело шагает, насвистывая себе под нос и играя в теннисный мяч. Навстречу ему идут Знайка и его друзья. Незнайка случайно попадает в Знайку мячом.
Незнайка:Ой! Привет ребята! Куда это вы все намылились! Тусовка какая?!
Знайка: Какая тусовка, Незнайка (Поправляет очки). Мы идем в страну правовых знаний.
Незнайка: Каких, каких знаний, правовых? (Недоуменно). Там что, ходят только направо?
Знайка: Какой ты глупый, Незнайка! Там можно много узнать интересного и нового о самой важной ценности человечества – о правах!
Незнайка: О чем, о чем? О каких таких правах?
Знайка:В этой стране, Незнайка, есть школа, где учат права. А вот, послушай!
Незнайка отходит в сторону. Знайка со своими друзьями встают полукругом. Звучит музыка на мелодию песни "Учат в Школе". Поют песню.
Как права ребятам знать,
Интеллект свой повышать.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И законы уважать,
Малышей не обижать.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
На учебу есть права
И на отдых есть права.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
На заботу есть права,
На работу есть права.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Свод законов есть большой,
Вместе мы его с тобой
Учим в школе, учим в школе, учим в школе.
Чтоб сумел их применять
Смог себя ты защищать.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
(Дети уходят. Остаются Знайка и Незнайка).
Знайка:Понятно!
Незнайка: И что здесь такого? Ну права, ну законы! Я сам себе законы пишу и все знаю!
Знайка: А давай проверим, много ли ты знаешь?
На доске или экране проецируются с мультимедийной установки картинки на тему «Права детей в Конвенции ООН «О правах ребенка»».
Знайка:Посмотри, Незнайка, какие права изображены на этих рисунках?
Незнайка: Да это легкотня! Вот это ……. Ну, это я не знаю. Но, вот это точно знаю (показывает на рисунок). Это ….. Ну, это предположим, тоже не знаю. А вот это ….
Знайка:Ну, хватит! Ничего то ты не знаешь!
Незнайка:Знайка, а вон посмотри, сколько ребят может быть они знают, что это за права. Давай у них спросим.
Знайка:А, что давай спросим. Мне говорили, что в стране правовых знаний все дети знают свои права. Может быть и эти знают!
Знайка и Незнайка встают в сторонку. Выходит Ведущий.
Ведущий: Ну что, ребята, поможем Незнайке ответить какие права изображены на этих картинках. Конечно, поможем! У каждого из вас есть вот такой листочек. (Показывает) Это не простой листочек это, ребята, очень важный документ, который называется Конвенция ООН «О правах ребенка». В ней записаны все права детей, ваши права. А теперь давайте посмотрим на первую картинку и определим, что это за право, отыскав его в нашей Конвенции.
Когда дети правильно определят зашифрованное право в картинке, появляется новая картинка и так далее пока все пять картинок не будут разгаданы.
Ведущий: Молодцы, ребята! Но, это еще не все! Для того чтобы Знайка, Незнайка и все мы с вами попали в страну правовых знаний нужно нам всем вместе отгадать вот такой кроссворд-загадку. (Показывает)
На доске или экране появляется кроссворд.
Ведущий: Ну, что вы хотите попасть в страну правовых знаний?
Знайка и Незнайка:Да, хотим! Помогите нам, пожалуйста! (Хором обращаются к детям)
Ведущий: Ребята, поможем Знайке и Незнайке?! Поможем! Тогда внимательно послушаем правила отгадывания кроссворда. Сейчас на доске (экране) будут появляться загадки и вам надо будет угадать какое право зашифровано в этой загадке. Если вы правильно назовете слово или право, то оно откроется в кроссворде. Итак, готовы? Начинаем!
На доске или экране появляются загадки. И дети их отгадывают. Если дети не знают ответа, появляется подсказка.
Когда кроссворд полностью разгадан на доске или экране появляется под звуки колокольчиков слайд «Страна правовых знаний».
Ведущий: Молодцы! Я рада приветствовать вас в стране правовых знаний, которая открывает для вас двери в свою школу.
Выходят друзья Знайки. Все вместе встают полукругом. Звучит музыка на песню "Надежда". Все поют песню.
Светит в небе яркая звезда
Или солнце днем осенним светит.
В этой школе рады нам всегда
На вопросы детские ответить.
Рады нас всегда здесь поддержать,
Быть для нас и другом и опорой.
Иногда ответ за все держать,
Иногда решать крутые споры.
Незнайка: Хотя пока еще мы дети,
Но знать права свои должны.
Узнаем мы много здесь поверьте
И эти знания важны.
Все кланяются и уходят. Игра-путешествие закончена.
Презентация игры «Страна правовых знаний» в формате MS PowerPoint представлена в Приложении №1
Игра «Мои права»
Рисунок № 2 |
Цель: Ликвидация правовой неграмотности у учащихся, развитие умения мыслить нестандартно и быстро в любых ситуациях, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.
Оборудование: компьютер и мультимедийная установка, диск, карточки и жетоны.
Возраст играющих: 12-14 лет (7-8 класс)
Ход игры:
- Оргмомент - 3 мин.
- Пояснение правил игры -2 мин.
- 1 тур «Вопрос - ответ» - 12 мин.
- 2 тур «Логическая цепочка» - 12 мин.
- 3 тур «Мое право» - 12 мин.
- Подведение итогов урока- 4 мин.
1 тур «Вопрос-ответ».
В первом туре предлагается 10 вопросов, на которые учащиеся должны дать правильный ответ.
Вопросы к первому туру игры «Мои права»:
- общеобязательное, установленное, санкционированное и охраняемое государством правило поведения людей (норма права);
- нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим представительным органом государства (закон);
- человек, не достигший 18-летнего возраста (несовершеннолетний);
- гарантированные государством возможности человека в экономической, социальной, политической и культурной сферах (права человека);
- главные защитники прав ребенка (родители);
- регулирующие поведение людей, наиболее важные отношения между ними, за выполнением которых следит государство (право);
- способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и исполнять возложенные на него обязанности (дееспособность);
- одна из форм защиты личных и имущественных прав граждан, устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет (опека);
- основной закон государства (Конституция);
- выраженные в конституционных нормах требования государства к поведению любых лиц (обязанности).
2 тур «Логическая цепочка».
|
|
|
---|---|---|
Рисунок № 3 |
Рисунок № 4 |
Рисунок № 5 |
Во втором туре представлено шесть вопросов, требующих правильного логического сопоставления и выбора.
3 тур «Мое право».
|
---|
Рисунок № 6 |
В третьем туре требуется из набора букв составить наибольшее количество основных прав человека.
В завершении игры подводятся итоги. Педагог обращает внимание на лучшие ответы и недочеты. Игрок и команда, набравшие наибольшее количество баллов получают красные жетоны победителей, игрок и команда, набравшие среднее количество баллов получают поощрительные жетоны синего цвета, а остальные участники игры получают поощрительные жетоны белого цвета. Игра завершена.
Презентация игры «Страна правовых знаний» в формате MS PowerPoint представлена в Приложении №2
Игра - викторина "Кто хочет стать правоведом"
|
---|
Рисунок № 7 |
Цель: Развитие правовых знаний у детей, формирование активной гражданской позиции, обобщение имеющихся знаний у учащихся в области прав человека.
Оборудование: компьютер и мультимедийная установка, диск, карточки и жетоны.
Возраст играющих: 12-14 лет (7-8 класс)
Ход игры:
- Оргмомен - 3 мин.
- Пояснение правил игры -2 мин.
Первый этап:
- 1 тур «Отборочный» - 3 мин.
- 2 тур «Игра первая» - 10 мин.
Второй этап:
- 1 тур «Отборочный» - 3 мин.
- 2 тур «Игра вторая» - 10 мин.
Третий этап:
- Игра третья - 10 мин.
- Подведение итогов занятия- 4 мин.
Презентация игры «Страна правовых знаний» в формате MS PowerPoint представлена в Приложении №3
Литература
1. Азаров А.Я., Болотина Т. Права человека. Пособие для учителя. М., 1994.
2. Кон И.С. «Как построить свое «Я»» / под. ред. Зинченко В.П.- М: Педагогика, 1991.
3. Конвенция ООН «О правах ребенка»
4. Краковский К.П., Ньютон Д., Роу Д. Ты и твое право. Ростов-на-Дону, 1998.
5. Маркелова Е. Защита прав детей - проблема государства / Уполномочен защитить… 2001. № 3.
6. Нечаева А.М. Личные права ребенка в семье / Семья в России. 1998. № 3
7. Павлова Н. Концептуальные подходы по обеспечению прав ребенка на региональном уровне. Социальное обеспечение. 2001. № 6.
8. Права человека Пермь: Юр. лит-ра, 2000 .
9. Права человека в России: прошлое и настоящее. Пермь, 2000.
10. Права человека: Сб. международных документов / Состав. Мелков Г.М. – М: Юр. Лит-ра, 1998.
11. Права человека: Методика преподавания в школе (9-11 класс). Изд. 2-е. Пермь, 2000.
12. Права человека: Пособие с иллюстрациями для родителей и преподавателей. М., 1998.
13. Преподавание прав человека в 5-9 классах средней школы. М., 1997.
14. Семейный Кодекс Российской Федерации М: ПРИОР,1997.
15. Семина Л., Фесуненко И.,Черткова Ю. Право на каждый день. М., 1997.
16. Шабельник Е. Права человека. Книга для школьников младших классов. М., 1997.
17. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры М: Новая школа, 1994.