Восемь лет я работаю в творческой лаборатории при ЦПКРО г. Кирова «Обучение младших школьников средствами субъективизации» под руководством доктора педагогических наук, профессора ВятГГУ Г. А. Бакулиной. Основной путь обучения средствами субъективизации – включение учащихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта учения. Осваивать новую методику я начинала на уроках русского языка и литературного чтения. Вся работа была направлена на развитие важнейших интеллектуальных качеств младших школьников, что важно для формирования положительной мотивации обучения учащихся на уроке и обеспечения его качества. Учебная деятельность детей насыщена интересом к познанию. Уроки проходят увлекательно, разнообразно. С успехом освоив методику Г. А. Бакулиной на уроках русского языка и литературного чтения, я стала использовать ее и на других предметах: математике, окружающем мире, риторике в своем классе. Так, уроки окружающего мира, проводимые по данной методике, стали более эффективными. У учащихся, в процессе работы на таких уроках, одновременно развиваются различные интеллектуальные качества: память, логическое мышление, устная речь, внимание, сообразительность, наблюдательность. Но вместе с тем на уроке проводится серьезная работа по формированию понятий и представлений. Развивается умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать необходимые выводы.
Школьники сами определяют содержание всего урока, его частей, прогнозируют виды своей учебной деятельности, формулируют задания к упражнению. На более серьезном уровне дети работают с ключевыми понятиями по данному предмету. Они прослеживают путь их формирования, сами формулируют к ним определения, учатся сравнивать, сопоставлять предметы и явления окружающей действительности, подводить под понятия, классифицировать, обобщать, делать необходимые выводы. Как и на уроках русского языка и литературного чтения, у детей в существенной степени активизируется речемыслительная деятельность.
В качестве примера можно привести урок окружающего мира по теме
«Поговорим о болезнях» во втором классе (1-4) –
учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»,
проведенного средствами субъективизации.
Большинство уроков, проводимых средствами субъективизации,
начинаются с мобилизующего этапа. Это всегда необычное, новое по
содержанию и по характеру выполнения упражнение. Оно «включает»
интерес ребенка с первых минут урока, вводит в тему.
На этом уроке детям было предложено следующее логическое
упражнение:
– Сегодня в семье наших друзей неудачный день. У
Сережи, Нади, папы заболело горло, начался кашель, появились боли в
животе. У Сережи заболело горло. Надя не закашляла. Определите, какие
болезни начались у каждого члена семьи?
Отвечая, учащиеся повторяют текст упражнения, делают умозаключение, доказывают правильность своих суждений.
(В семье наших друзей неудачный день. У Сережи, Нади, папы заболело горло, начался кашель, появились боли в животе. У Сережи заболело горло. Надя не закашляла. Значит, у Нади появились боли в животе. У папы начался кашель. У Сережи заболело горло, – сделали дети вывод.)
Логическое упражнение тесно связывается с изучаемым на уроке материалом, поэтому формулирование темы урока самими учащимися происходит с опорой на содержание упражнения.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока, указав, из-за чего день в семье наших друзей был неудачный. Название темы должно состоять из одного слова.
(Я думаю, что тема урока – «Болезни», потому
что из-за них в семье наших друзей был неудачный день.)
Учитель
открывает заранее записанную тему урока на доске.
- Зная тему и используя опорные слова, поставьте цель урока.
У
доски выставлены карточки со словами:
повторить …
узнать, какие ….
познакомиться с признаками …
и правилами …
(Цель урока: повторить изученное;
узнать, какие бывают болезни; познакомиться с признаками разных
болезней и правилами поведения во время болезни.)
Повторение изученного материала начинается с пословиц, связанных с
темой урока.
На доске запись:
… – лечись, а …
– берегись.
… – дороже богатства.
К данной записи дети сами формулируют задание и выполняют его. Восстановив пословицы, учащиеся объясняют их смысл. (Болен – лечись, а здоров – берегись. Это значит, что если ты заболел, то должен лечиться, а если ты здоров, то надо беречь свое здоровье. Здоровье дороже богатства. Здоровье нельзя купить даже за самые большие деньги.)
– А как надо беречь здоровье? – задает учитель
следующий вопрос.
(Чтобы сберечь здоровье, надо соблюдать
режим дня, заниматься спортом, закаляться, правильно питаться.)
–
Если люди не закаляются, не занимаются спортом, плохо питаются, не
соблюдают режим дня, то со временем могут заболеть, – говорит
учитель.
– Болезни бывают разные. Сегодня мы поговорим лишь
о некоторых из них. Перед вами карточки, прочитайте записанные на них
названия болезней. К карточке есть полоски с названиями признаков
заболеваний. Найдите признаки заболеваний каждой обозначенной на
карточке болезни. Обратите внимание, что у некоторых болезней бывают
одинаковые признаки.
Учащиеся работают в парах. Составленные детьми карточки выглядели следующим образом:
– Назовите
признаки простудных заболеваний. (Учащиеся рассказывают
содержание первой части карточки.)
– Скажите, как
человек должен вести себя, чтобы не болеть простудными заболеваниями?
(Нельзя гулять под дождем. Если замерз, надо идти домой и
принять теплую ванну. Одеваться нужно по погоде и т.д.)
–
Давайте узнаем, как отвечает на этот вопрос учебник, с. 14.
После
прочтения статьи учебника учитель задает следующий вопрос:
– Что
вы не сказали о правилах поведения при простудных заболеваниях?
После
сравнительного анализа и сопоставления статьи и ответов учащихся,
класс приступает к работе над следующим заболеванием.
– А
теперь поговорим о гриппе. Назовите признаки заболевания гриппом,
отраженные в вашей карточке, в алфавитном порядке. Ориентируйтесь на
первую группу слов или словосочетаний.
Дополнительное задание
помогает обеспечивать межпредметные связи, повторять и закреплять
знания, полученные детьми по другим дисциплинам. Ответ детей звучал
так:
- боли в мышцах
- высокая температура
- вялость, слабость, желание лечь
- кашель и насморк
- сильная головная боль
– Познакомимся с правилами поведения при заболевании
гриппом, а для этого обратимся к статье учебника, с. 15.
Учащиеся
читают текст про себя и повторяют правила вслух.Далее дети переходят
к знакомству с признаками болей в животе. Эту работу они тоже
выполняют с дополнительным заданием, активизирующим речемыслительную
деятельность ребенка. Дети называют признаки болезни, соблюдая
обратный алфавитный порядок в словах и словосочетаниях:
- подташнивание
- болезненные ощущения в животе
- отказ от пищи
Почему может появиться боль в животе?
Учащиеся приводят
свои примеры, доказательства, основанные на личных жизненных
наблюдениях.
– А теперь давайте проверим, как об этом
говорит учебник, с. 16.
– Что нового узнали из статьи
учебника?
(Живот может болеть, если у человека запор. А еще,
если у него приступ аппендицита.)
– Сформулируйте
правила, как предупредить боли в животе.
(Правильно питаться.
Не есть испорченную недоброкачественную пищу. Вовремя ходить в
туалет, чтобы не было запоров.)
– А если вы
все-таки заболели, давайте подумаем, где лечатся люди, когда бывают
нездоровыми?
На этом этапе осуществляется очень важная,
необходимая для развития речи работа с понятиями. Первое слово в
объяснении значения слова всегда предоставляется детям, обобщающее –
учителю.
(Когда мы заболеем, то идем в
больницу.)
– Объясните, как вы понимаете, что
такое больница. (На доске вывешивается карточка со словом.)
В
совместной с учителем деятельности учащиеся выясняют, что больница –
это медицинское учреждение, в котором люди лечатся в течение
определенного времени (недели, месяца и т.д.), не выходя из него до
полного выздоровления.
– А какое еще медицинское
учреждение вы знаете, в котором люди лечатся?
(Поликлиника.)
Карточка со словом поликлиника
прикрепляется на доску.
– В чем разница между больницей и
поликлиникой?
Ответы детей разные, но слушаются все желающие
высказаться.
Затем подводится итог сказанному. Выясняется, что поликлиника –
это медицинское учреждение с врачами разных специальностей для
приходящих больных, где устанавливается диагноз и способ лечения
заболевания. Врачи поликлиники оказывают помощь и на дому. Далее
детям предлагается прочитать название специальностей врачей, которые
работают в поликлинике (вторая половина упражнения пока
закрыта).
терапевт
– заболевания
уха, горла, носа;
педиатр
– заболевание
глаз;
стоматолог
– заболевание
сердца;
окулист
– заболевание
зубов;
кардиолог
– детские
болезни;
отоларинголог –
внутренние болезни.
Название специальностей врачей записаны на
карточках, чтобы была возможность менять их местами.
– А
теперь познакомимся с полной записью упражнения (открываю вторую
половину записи на доске). Подумайте, какое несоответствие есть
в ней.
(Названия специальностей и пояснения к ним находятся
в неправильном порядке.)
– Как исправить ошибку?
(Нужно поменять местами карточки с названиями специальностей
врачей.)
Запись восстановлена. Дети прочитывают ее еще раз с
установкой на запоминание.
Затем упражнение полностью
закрывается. А детям предлагается вспомнить задание № 4 на с. 9
в рабочей тетради к учебнику А. А. Плешакова «Мир
вокруг нас», 2 класс. В нем учащиеся по памяти восстанавливают
записи о том, что лечит терапевт, стоматолог, отоларинголог.
Итог
урока – это обобщение изученного на уроке материала. Оно может
проходить в разной форме, но всегда на высоком уровне развития
речемыслительной деятельности. В данном случае учитель дает начало
предложения, а завершить его должны дети так, чтобы получился текст.
Например:
Запись на доске:
Здоровье … .
Можно заболеть, если … .
Болезни бывают …
.
У каждой болезни свои … .
При
заболевании … .
– Восстановите запись так,
чтобы мы могли обобщить весь материал, изученный на уроке.
У
детей получился следующий краткий рассказ:
Здоровье нужно
беречь.
Можно заболеть, если человек не бережет
здоровье.
Болезни бывают разные.
У каждой
болезни свои признаки и способы лечения.
При
заболевании надо обратиться к врачу.
– Молодцы! Вы хорошо усвоили материал.
Рефлексия
– Когда мы заболеваем, то
идем к врачу, который выписывает рецепт для получения лекарства. На
рецепте врач обязательно поставит печать. На рецептах (у каждого
ученика на столе), которые лежат перед вами, печатей нет. Нарисуйте
печать в виде треугольника одним из трех цветов. Если вам было
интересно, комфортно на уроке, эта печать должна быть зеленого
цвета. Если что-то не понравилось – синего, а если вам было
неинтересно и ничего полезного вы не узнали, печать должна быть
черного цвета.
Урок завершен. На рецептах у всех детей были
печати зеленого цвета. Значит, им было интересно участвовать в
добывании знаний. Обучение средствами субъективизации помогает мне,
как учителю, развивать свое творчество, профессиональное мастерство.