Урок-исследование по русскому языку с применением информационных технологий в 4-м классе по теме "Повторение знаний о существительном. Слово ДОБРОТА"

Разделы: Начальная школа


Дети сами смогут добыть информацию в словарях и справочниках, и сделать грамотные выводы.
Цели:

  • повторить знания о существительном как части речи, грамматические признаки имен существительных, синтаксический разбор предложений, фонетический и словообразовательный разборы слов, название разделов науки о языке;
  • знать, что изучает данный раздел;
  • закрепить умение распознавать конкретные и отвлеченные существительные;
  • формировать представление о многозначности имен существительных и их роли в речи.

Оборудование: портрет К.Д. Ушинского; карточки с понятиями и названиями разделов науки о языке; рисунки учащихся с изображением добрых и злых лиц; буквы на цветных карточках со словом “доброта”; “Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник” (СПб., 2001); “Толковый словарь русского языка” (авт. Д.Н. Ушакова), Орфографический словарь (авт. Д.Н. Ушакова), Словообразовательный словарь (авт.Л.Н. Тихонов).

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Постановка темы и целей урока.

Учитель. В добрый час, ребята! А знаете ли Вы, что в старину пожелание “В добрый час!” употреблялась не только при прощании и напутствии на какое-нибудь важное дело, но и в других ситуациях, требующих “сбережения” от злых сил и духов? Так, поговорка “В добрый час будет сказано!” основана на поверье, что в “добрый час” можно говорить всё, что хочешь, а в “худой час” лучше всего отмолчаться. Надеюсь, что сейчас у нас с вами час добрый и мы можем не бояться и говорить всё, что думаем.
А сейчас я хочу задать вам очень простой, казалось бы, вопрос: чему вы учитесь в школе?
Дети. Читать, грамотно писать, считать и решать задачи.
У. Всё правильно. Но давайте послушаем, что говорит об этом великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.
Учитель показывает портрет К.Д. Ушинского.

Он считал, что просто учиться читать, писать, решать – это “деятельность без цели, нехристианская педагогика”. Он напоминает нам, что мы должны не просто учиться, а учиться добру. Недаром говорят: “Земля согревается солнышком, а душа – добротой”. (Пословица написана на доске.)

Сегодня у нас не просто урок, а урок-исследование. Хотите ли вы прикоснуться к науке, быть исследователями? Тема нашего исследования - слово. Но слово это простое, а очень важное.
На уроках рисования вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны на карточках теплых цветов, и составьте из них слово.

Д У М О Б Л Р К О С Т А

Дети составляют слово – “Доброта”.

Это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен. Мы посмотрим на него с разных сторон науки о русском языке. Итак, в добрый путь по разделам русского языка!

  1. Исследование по различным разделам языка.

На доску прикрепляется карточка:

Лексика

У. Что изучает лексика?
Д. Лексика – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

У. Верно. Минимальной единицей речи является слово. Слово имеет внешнюю форму – звуковую оболочку. Однако не всякие звуки будут словом. Вспомните известное стихотворение Ирины Токмаковой:
А я придумал слово, простое слово “плим”...
Вот прыгает и скачет плим, плим, плим
И ничего не значит – плим, плим, плим.
“Плим” - это слово?

Д. Нет.
У. Верно, не любые звуки, взятые вместе, будут словом.
Помимо внешней формы, слово должно иметь внутренне содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение. Что же обозначает слово доброта или прилагательное от этого слова – добрый?

Выслушиваются ответы детей.
Д. Делающий добро другим; благожелательный, отзывчивый, обладающий мягким характером: добрый человек, добрая душа.
У. Верно. Вы назвали несколько значений слова добрый. Какой отсюда можно сделать вывод?
Д. Это слово многозначное.

У. Правильно. Большинство слов в русском языке имеют несколько значений. Способность слова иметь не одно. А несколько значений называется многозначностью, а слово называется многозначным. В “Толковом словаре русского языка” д.Н. Ушакова это можно увидеть.
У. И что самое интересное, к каждому значению как бы тянутся слова – “единомышленники” - синонимы и слова-антонимы. Напомните мне, что такое синонимы? Что такое антонимы?
Д. Синонимы - это слова, близкие по смыслу. Антонимы – это слова, противоположные по смыслу.
У. Давайте попробуем найти синонимы и антонимы к словосочетаниям, написанным на доске.
Д. Добрый человек – добродушный, добросердечный, гуманный человек.
Злой человек

У. Обычно, раскрывая понятие, мы берем предметную картинку и говорим, например: “Это книга”. А можно ли изобразить доброту? Как?
Д. Нарисовать доброту нельзя.
У. Какие слова можно изобразить?
Дети приводят примеры.

  • Все эти существительные обозначают конкретные предметы, и их можно пересчитать. Поэтому их так и назвали - конкретные существительные. (Карточка с понятием прикрепляется на доску.) К ним можно подставить количественное числительное, например: два сапога, пять тетрадей и т.д. А к нашему существительному можно подставить числительное и посчитать? Давайте попробуем.

Дети пытаются это сделать.

  • Не получается? Так вот, такие существительные называются отвлеченными. (Карточка с понятием прикрепляется на доску.) Они, как правило, употребляются в форме только одного числа – либо множественного, либо единственного. Помните это, когда мы будем рассматривать это слово на морфологической станции.

Но всё-таки мы с Вами попробовали на уроках рисования с помощью художественных средств изобразить доброту.
На доске – выставка рисунков детей, где изображены лица людей – добрые и злые.
- Посмотрите внимательно на эти рисунки. Я предложила вам выбрать, какое чувство изображать. И большинство из вас выбрало чувство любви. Почему?
Д. Человек, испытывающий злобу, некрасив и неприятен.
На доску прикрепляется карточка:

Словообразование

У. Следующий раздел науки о языке, куда мы отправляемся, чтобы дальше исследовать наше слово, - это словообразование. Что такое словообразование?
Д. Словообразование – это наука о языке, которая изучает процесс образования новых слов.

У. Напомните мне. Из чего могут состоять слова?
Д. Слова могут состоять из корня, суффикса, окончания, приставки.
У. Может ли слово не иметь суффикса?
Д. Да.
У. А окончания?
Д. Даю
У. А приставки?.
Д. Да.
У. А без чего слово не может существовать?
Д. Слово не может существовать без корня.

У. Разберите слово доброта по составу.
Доброта

  • Какие слова называются родственными или однокоренными?

Д. Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.

  • В “Словообразовательном словаре русского языка” Л.Н. Тихонова я нашла более 100 слов с корнем –добр- . Вот некоторые из них: добрейший, добренький, предобрый, добряк, добрячок, добреть, задобрить, добро. Эти слова состоят из одного корня, но есть слова, образованные из двух корней: добродушный, доброкачественный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский, доброжелательный.

На доску прикрепляется карточка:

Фонетика
  • Отправимся дальше. Что исследует раздел о языке, который называется фонетика?

Д. Фонетика – это учение о звуковой стороне языка, наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.

У. Посмотрите внимательно на слово доброта и скажите, сколько звуков [ о] вы здесь слышите?
Выслушиваются ответы детей.

  • У вас получились разные ответы. Давайте сделаем фонетический разбор слова и выясним: кто из вас прав?

Один ученик работает у доски.
Доброта – 3 слога, 4 согласных, 3 гласных.
Д - [д] - согласный, звонкий, твёрдый.
О - [а] - гласный, безударный.
Б - [б] - согласный, звонкий, твёрдый.
Р - [р] - согласный сонорный, твёрдый.
О - [а] - гласный ударный.
Т - [т] - согласный глухой, твёрдый.
А - [а] - гласный ударный.
________________________________
7 букв, 7 звуков
У. Сколько же звуков [о] в слове?
Д. Ни одного звука [о] в слове нет.
У. Интересно, почему мы не слышим ни одного звука [о] в слове, а пишем букву о в двух случаях?
Д. Надо проверить безударную гласную словами добр, добренький, добро.

У. Какой раздел науки о языке подсказывает нам, как правильно написать слово?
Д. Орфография.
На доску прикрепляется карточка:

Орфография

У. Верно. Так давайте посмотрим на слово с точки зрения орфографии. Что изучает этот раздел науки о языке?
Д. Орфография изучает правила написания слов.
У. Верно. Орфография буквально означает правописание, то есть правильное, соответствующее нормам письмо. Как проверить написание данного слова?

Д. Первую безударную гласную проверяем словами добр, добренький, вторую безударную гласную - словом добротный - (качественный, хороший)
У. А если б/гл проверить нельзя?
Д. Смотрите в орфографический словарь .

На доску прикрепляется карточка:

Морфология
  • Что исследует раздел морфология?

Д. Морфология – это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов.

У. Какой частью речи является слово доброта?
Д. Существительным.
У. Выполните морфологический разбор имени существительного доброта.
Один ученик работает у доски.
Доброта – имя сущ., предмет.

  • Н.ф. – (Что?) доброта.
  • Постоянные признаки:
  • нарицательное;
  • неодушевленное;
  • женский род;
  • 1-ое склонение.
  • Непостоянные признаки:
  • ед.ч. (употребляется только в форме единственного числа,

так как это отвлеченное имя существительное).
На доску прикрепляется карточка:

Синтаксис

У. – Что рассматривает синтаксис?
Д. Синтаксис - это наука о языке, которая рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в предложении.

У. Бывают люди, которым не даются науки. Бывают люди не очень ловкие и сообразительные. Но это совсем не означает. Что они глупее других. У каждого человека – свои достоинства. Кому-то прекрасно даётся учёба. У кого-то отлично получается любая ручная работа. Кто-то превосходно чувствует людей и их настроение, умеет помочь и утешить. Кто-то мудр своей добротой. Никого не нужно считать глупее себя. Ни над кем не надо смеяться и ни о ком злословить. Вы прочитали на уроках внеклассного чтения много книг о добрых людях и добрых поступках. Сейчас я бы хотела, чтобы вы послушали короткую легенду о старом плаще.
Рассказывает заранее подготовленный ученик.
Д. Жили три брата: ученый, врач и почтальон по имени Марио. Ученый и врач были людьми талантливыми, настойчивыми и честными. И вскоре они стали уважаемыми и известными людьми. Почтальон не имел особенных талантов, но был человеком необыкновенной доброты. Его уважали и любили. Для каждого находились у него доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в необъятном кармане его старого плаща конфету или пряник. Этот славный человек жил скромно, но не печалился об этом и никому не завидовал. Однажды почтальон появился на улице без хорошо знакомого всем плаща. И больше не надевал его. Никто не знал, что Марио отдал свой единственный плащ мальчишке из бедной семьи. Прошло много лет. Никого из героев этой сказки уже не было в живых. Открытия ученого продолжали служить людям. Помнили жители городка и о чудесном докторе. При помощи его методов в больнице возвращали к жизни даже самых тяжелых больных. Но самую светлую память сохранили горожане о скромном, добром почтальоне, о его добросовестности, об умении приносить людям радость, о его светлой улыбке. И, конечно, о единственном старом плаще, который Марио подарил бедному пареньку. Рассказывают, будто этот плащ хранится в местном музее как самая дорогая реликвия.
У. Спасибо. Скажите, Марио рассказал, куда исчез его плащ? Почему?
Дети: Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом.

У. Я уверена, что каждый из Вас, ребята, совершил много добрых поступков, и об одном из них Вы вспомните.
Творческая работа.
У. А сейчас мы с вами постараемся сами быть писателями. Мини-сочинение “Мой добрый поступок”.

Дети: Чтение детьми (3-4 сочинения).
Запишите предложение, выполните синтаксический разбор.
На доске:

Доброго человека дела славят.

Один учение работает у доски.
Грамматическая основа предложения - дела славят.
Подлежащее выражено именем существительным. Сказуемое выражено глаголом.
По цели высказывания предложение повествовательное.
По интонации – невосклицательное.
Распространенное.
Двусоставное.
Неосложненное.
Словосочетания:
Человека (какого?) доброго
Ставят (кого?) человека
У. В начале урока мы говорили о том, что слово доброта является исконно русским словом. Доброжелательность всегда ценилась в русском народе, что отразилось в пословицах, поговорках.

  1. Итог урока.
  1. Мы сегодня рассмотрели с вами слово “доброта” с разных точек зрения науки о русском языке.
  2. Какие разделы науки о языке мы вспоминали на уроке?

 

  1. Чему мы сегодня учились?

Д/З. Мини-сочинение “Добро помни, а зло забывай”.

Данную разработку урока можно проводить с компьютерной поддержкой, как то:

Презентация урока

Используемая литература:
1. газета "Первое сентября" - "Начальная школа"
2. методические наработки учителя высшей категории, Отличника народного образования, Макаровой Р.Б.