Тема урока: "Открываем новый секрет имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Тема: Открываем новый секрет имен существительных.

Цель:

  • дать понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе, познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и роду;
  • развивать зрительную память и орфографическую зоркость;
  • воспитывать коммуникативную культуру.

Оборудование: карточки с заданиями; тетрадь – задачник 1 к учебнику русского языка, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, 4 класс; М.С Соловейчик, Н.С. Кузьменко учебник русского языка “К тайнам нашего языка” часть 1; карточки для рефлексии: !, ?, *.

Ход урока:

I. Организационный момент:

Прозвенел давно звонок,
Начинаем мы урок.
Ты скорей проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать лишь отметку “5”?
Все ль на месте?
Все в порядке?
Ручка книжка и тетрадка?

II. Сообщение темы и цели урока:

А) Формирование новых знаний:

К нам в гости пришел Антон, и принес задание, давайте ему поможем его выполнить.

На доске записаны слова: конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол.

-Что общего в этих словах? (Это имена существительные, именительного падежа).

-Разделите имена существительные на три группы, ориентируясь на указания.

-Назовите существительные женского рода с окончанием –а, -я.(Вода, земля)

-Назовите существительные мужского рода с окончанием –а, -я.(Юра, дядя)

На доске появляется запись:

Сущ. Ж.р. Сущ. М.р.
Вода Юра
Земля дядя

-Прочитайте оставшиеся слова мужского рода. (стол, конь)

- Выделите в них окончания.

- Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания. (окно, море)

Продолжается запись на доске:

Сущ. М.р. Сущ. Ср.р.
Конь окно
Стол море

- Определите род, выделите окончания у оставшихся имен существительных. (Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце).

На доске продолжается запись:

Сущ. Ж.р.

степь

дочь

По каким признакам мы сгруппировали имена существительные? (По роду, окончанию)

- С помощью рода и окончания мы можем определить склонение имен существительных. Существительные могут быть первого склонения, второго склонения, третьего склонения.

Запись на доске:

Сделайте вывод, какие имена существительные относятся к первому склонению, второму, третьему.

Вывод: к первому склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончанием –а, -я. Ко второму склонению относятся существительные мужского и среднего рода с нулевым окончанием или с окончанием –о, -е. К третьему склонению относятся имена существительные имена существительные с мягким знаком на конце.

Теперь давайте сравним наш вывод по определению типа склонения с правилом, которое дано на 79 странице учебника. (Знакомство с правилом). Так давайте ребята скажем справились мы с заданием Антона или нет?

Определите тему сегодняшнего урока? ( Учиться определять тип склонения имен существительных)

Б) Упражнения в опредении типа склонения имен существительных (Работа с карточками). На карточках записаны слова, нужно выделить окончание определить их род, склонения.

Слова: корабль, флаг, порт, матрос, палуба, канат, парус, зыбь.

- Какие слова первого склонения?

- Какие слова относятся ко второму типу склонения?

- Какие слова относятся к третьему типу склонения?

- Сформулируйте правило определения типа склонения имен существительных?

В) Работа в тетради задачнике №1 страница 47, №183.

Задание: вам даны слова, нужно у каждого слова выделить окончание, в том числе нулевое, указать род имени существительного, определить склонения. Распределить слова в три столбика в зависимости от склонения.

Речь, буква, звук, слог, слово, брат, сестра, дочь, дочка, дедушка, кровать, диван, кресло, подушка.

- Каким правилом пользовались при определении типа склонений имен существительных?

Г) Физкультминутка:

Игра “Доскажи словечко”

Если существительное первого склонения - один хлопок. Если существительное второго склонения- два притопа. Если существительное третьего склонения – три раза присесть.

1.Со мной в поход легко идти,
Со мной весело в пути.
И я крикун, и я буян
Я звонкий, круглый (Барабан)

2. Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко
Ну конечно это (Белка)

3. На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков (Горох).

4. Шубка – иголки.
Свернется он - колкий
Рукой не возьмешь.
Кто это (Еж)

5. По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за штука я. (Кровать)

6. Кто альбом раскрасит наш?
Ну конечно (Карандаш).

7. И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это. (Палатка)

8. Вперевалку шел со льдин
К нам на утренник (Пингвин).

9. Лесники ее котят взять домой не захотят,
Ей не скажешь кошка “брысь”,
Потому что это (Рысь).

10. Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоет ее смычок.
Музыканта звать (Сверчок)

III. Работа по закреплению типа склонений имен существительных.

Работа в парах (взаимопроверка):

На карточках даны слова, нужно определить склонение имен существительных:

Тюльпан, сирень, роза, ромашка, василек, конь, лошадь, жеребенок, животное, семья, морковка, морковь, огурец, картошка, картофель.

Проверка выполненной работы.

- От чего зависит распределение имен существительных по типу склонения? (Рода и окончания)

- Каким правилом пользовались для определения типа склонения?

IV. Итог урока:

Чему научились сегодня на уроке?

На столах лежат карточки:

! – тема урока понятна, не вызывает затруднения.
* - частично не понятна.
? – тема урока не понятна.

С помощью карточек оцените свою работу на уроке.