Род имен существительных

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Обучающая: познакомить с приёмами распознавания рода имён существительных;

формировать у учащихся орфографическую зоркость;

формировать умения пользоваться словарём;

развивать умения распознавать части речи

Развивающая: развивать умения распознавать род имён существительных

Воспитывающая: формировать грамотную речь, прививать любовь к русскому языку

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока: сформировать у учащихся навыки распознавания рода у имён существительных;

Закреплять умения и навыки разбирать предложение по членам предложения

По завершении урока учащийся должен:

Знать: что имена существительные имеют род: мужской, женский, средний

Уметь: распознавать род у имён существительных

Методы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: дифференцированный подход

Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: индивидуальные, групповые

Оборудование: Учебники; карточки с обозначением рода имени существительного; наглядность: пенал, ручка, яблоко; опорные таблицы по теме урока.

  • Учебники, литература
    1. Дмитриева О.Д. Русский язык 3 класс: поурочные разработки к учебникам Рамзаевой Т.Г. и Поляковой А.В./ О.Д. Дмитриева, Е.П. Фефилова. – М.: Вако, 2004.- 416 с.
    2. Рамзаева Т.Г Русский язык: учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы / Т.Г. Рамзаева.- М.: Дрофа, 2001. - 218 с.: ил.
    3. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. - М.: Олимп Первое сентября, 1999.- 286с.

    Дидактические материалы: раздаточный материал (карточки)

    Средства ТСО: компьютер, мультимедийные учебные пособия, экран.

    Программное обеспечение:

    Этапы урока: (с указанием времени на каждый этап).

    1. Организационный момент 1 мин
    2. Сообщение темы урока 2 мин
    3. Минутка чистописания 5мин
    4. Повторение 6 мин
    5. Работа над новой темой урока 25 мин
    6. Итог урока 2мин
    7. Домашнее задание 2 мин

    Ход урока: (с подробным описанием применения ИКТ)

1.Организационный момент

    Учитель: Долгожданный дан звонок
    Начинается урок.
    Ну-ка, проверь, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Всё ль на месте,
    Всё ль в порядке,
    Ручка, книжка и тетрадка?
    Все ли правильно сидят?
    Все ль внимательно глядят?
    Каждый хочет получить
    Только лишь оценку “пять”.

2.Сообщение темы урока

    У: Ребята, послушайте стихотворение и сформулируйте тему урока.

    (Слайд №3)

    Всему название дано-
    И зверю и предмету.
    Вещей вокруг полным-полно,
    А безымянных нету.
    И всё, что в памяти у нас,
    Означено словами.

    Дети: Мы сегодня на уроке будем изучать имя существительное.

    У: Вспомните, что вы знаете об имени существительном.

    Д: Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? Обозначает названия предметов. Бывают одушевлённые и неодушевлённые. Бывают собственные.

    (Работа со слайдом №4)

    Имя существительное

    Часть речи

    Кто? Что?

    Предметы

    Одушевлённые и неодушевлённые

    Собственные

    У: Сегодня на уроке мы узнаем новое об имени существительном.

    А сейчас приготовились к минутке чистописания.

    Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

    (Слайд №5)

    Пят… ф…вр?ля.

    Кла!ная р…бота.

    У: Объясните пропущенные орфограммы.

    -дети объясняют, какие буквы надо вставить и почему.

    3. Чистописание.

      • Р р Рр рр ро Ра

    Ретивое (сердце), римлянин, ремень.

    У: Какую букву будем прописывать?

    -Что вы знаете про эту букву?

    -дети вспоминают, что буква обозначает твёрдый и мягкий звуки, согласная, звонкая, бывает большая и маленькая и т. д.

    - прописывают букву, слоги

    У: Прочитайте записанные слова. Произнесите правильно (поставьте ударение).

    Если сомневаетесь, обратитесь к словарю.

    Объясните смысл слов.

    Запишите и поставьте ударение.

    -дети записывают в тетрадь

    Слайд № 6

    - работа с пословицей: “Раз соврал – навек лгуном стал”.

    У: Прочитайте.

    -Что это такое?

    -Как понимаете смысл пословицы?

    - Спишите.

    - Подчеркните в словах те места (орфограммы), где можно допустить при письме ошибки.

    -проверка: дети называют орфограммы и объясняют их

    4. Повторение.

    У: Составьте из слов предложение.

    Слайд №7

    Затрещали, на, сороки, макушке, сосны, старой

    - Записать предложение.

    - Разобрать по членам предложения.

    - Указать части речи.

    - Составить схему предложения.

    ( На макушке старой сосны затрещали сороки.)

    Ск - П

    Где?

    Чего?

    Какой?

    на уроке?

    На какой ступеньке?

    5). Работа над темой урока.

    А) орфографическая минутка: письмо с “дырками”

    У: Ребята, запишите слова, если в слове при написании у вас будет затруднение какой-то буквы, то делайте “дырку” (пропустить), чтобы потом можно было со словом поработать (со словарём или дома).

    Берёза, барсук, сорока, солнце, кофе, облако, дождь, комната, сердце, мороз, лошадь, шампунь, ковыль.

    А) - Что общего в словах?

    Дети: Это всё имена существительные.

    У: А чем отличаются?

    - ребята должны назвать основное отличие – это род имён существительных

    У: Давайте, ребята, уточним тему урока. Что будем изучать у существительного?

    Дети: Род имён существительных.

    У: Как узнать род у существительных?

    - на доске к ранее составленной схеме добавляется слайд со словом род

    Работа со слайдом №8

    Учитель берёт пенал у ученика и спрашивает у него:

    - Чей пенал?

    Ученик: Мой пенал.

    Учитель: Запишите: “Мой пенал”.

    - Подчеркните слово мой.

    - Какой он? (дети отвечают)

    - Запишите: “Он красивый”.

    - Подчеркните слово он.

    - К существительным, какого рода можно подставить слова мой, он.

    Дети: К существительным мужского рода.

    - на слайде в таблице добавляются слова:

    М. р.

    Мой

    Он

    - аналогично проводится работа с существительными женского и среднего рода: ручка, яблоко

    -по ходу работы в слайде добавятся слова:

    Ж. р. Ср. р.

    Моя Моё

    Она Оно

    В) – работа с правилом на стр. 152

    Г) – работа с карточками: м. р., ж. р., ср. р.

    - учитель называет слова (записанные ранее А), дети определяют род и показывают карточку

    Слайд №9 “Запомни”.

    6). Закрепление.

    Слайд № 10

    У: Спишите. Вставьте пропущенные буквы. У существительных укажите род.( работа группами)

    Бер…г, б…седа, г…р…зонт, оз…ро, к…стёр, св…обода, шо(с)(сс)е, …кскурсия, а(л)(лл)ея, завтр…к, з…мл…ника, лес?ница, п(а,о) м…дор, рад…о. т…вари?, р…шение.

    - проверка работы

    7). Итог урока.

    У: Что ещё сегодня узнали о существительном?

    - Как определить род существительных?

    Слайд № 11

    8). Слайд №12

    Д. з. стр. 152-153 правило, упр. 407

    9) Рефлексия. Слайд № 13

    - Как вы себя чувствовали сегодня

    Хорошо

    Были затруднения

    Трудно

    -ребята ставят значок на одну из ступенек.

    Важно! В случае использования заданий для учащихся (самостоятельных,

    индивидуальных, по вариантам) необходимо привести несколько

    типовых заданий и указать общее количество подготовленных Вами

    заданий (вариантов).

    Самоанализ урока.

    • Обоснование использования ИКТ на данном уроке. Использование ИКТ на уроке позволяет увеличить количество прорабатываемого материала
    • у учащихся активизирует процессы внимания, памяти, восприятия и воображения;
    • создаёт положительную атмосферу на уроке.

Приложение