Цели:
- формировать познавательный интерес к миру растений, чувство ответственности за сохранение зелёного наряда планеты.
- помочь детям лучше узнать и оценить особенности нашего края;
- обратить их внимание на красоту и неповторимость нашей природы;
- развивать чувство прекрасного;
Оборудование: тест, гербарий, картинки с изображением растений, наглядный материал.
Ход урока.
1.Орг. Момент.
2.Проверка домашнего задания. Результаты после того, как проверю. Тест из 7 заданий
1.Найди “лишнее” слово
А) бук
Б) граб
В) берёза
2. Как раньше называлось наше море?
А) Чёрное
Б) Мёртвое
В) Понт Эвксинское
3. Соседи Краснодарского рая
А) Ростовская область
Б) Приморский край
В) Московская область
4.Как ещё называют Краснодарский край?
5.Моря, омывающие Краснодарский край
А) Азовское море
Б) Чёрное море
В) Жёлтое море
Г) Средиземное море
6. Признаки какого времени года редко наблюдаются на Чёрноморском побережье Кавказа.
А) весна
Б) лето
В) осень
Г) зима
7.Какая реки впадает в Чёрное море?
А) Кубань
Б)Хоста
В) Белая
3.Тема урока.
Объявление темы и целей урока;
Учитель. Ребята, сегодня мы отправляемся в заочное путешествие по нашему краю. Мы познакомимся с особенностями Кубани, поговорим о красоте и неповторимости нашей природы.
Богат и разнообразен растительный мир нашей Родины. Множество удивительных растений можно встретить на её территории. Всего насчитывают 18000 видов. И более3000 из них растут на территории Краснодарского края. А некоторые настоящие старожилы. Они появились здесь ещё до ледникового периода, примерно 2 млн. лет назад. Их называют реликтовыми, т.е. сохранившиеся с древних времён. Эти растения – памятники – наследники древней флоры, которую принято называть горноколхидской. (открываю надпись на доске)
-А где в г. Сочи сохранились реликтовые растения? ( В Тисо – самшитовой роще);
- Какие растения – памятники там растут? ( Самшит, тис);
- А ещё вам всем хорошо известна лавровишня. Лист лавровишни формой своей напоминает всем знакомый лавровый, но кажется, будто он лакированный. А ягоды, хоть и похожи на вишнёвые, оттолкнут своей горечью. Но лавровишня ценится, как лекарственное сырьё.
- Реликтовые растения представляют большую ценность, т.к. они рассказывают нам о прошлом нашей Родины. Многие из них занесены в Красную книгу и нуждаются в охране. Но об этом более подробно мы поговорим на следующих уроках.
- Растительный покров – один из главнейших элементов ландшафта. В нашем крае ландшафты самые сложные и богатые. Наша природа многоэтажна.
- Посмотрите на карту Краснодарского края. Прочитайте её. (Зелёный цвет обозначает равнины; коричневый - холмы и предгорье; тёмно коричневый – горы).
- Какие условные обозначения вы видите? (Значки растений).
- А чём они говорят? (О растениях этой местности).
Нигде в нашей стране нет такого разнообразия растительности. Сколько видов насчитывается? (Более3000 видов).
- А как вы думаете, почему наш край богат разнообразными видами растений? У нас разный рельеф, а отсюда и разные природные условия. А в разных условиях растут разные растения.
- Каждые 100 метров меняется t на 1о, давление, а как следствие меняются и климатические условия, и природные зоны. С высотой климат становится холоднее, а до некоторого уровня и влажнее.
- Сегодня к нам в гости пришли климатические зоны – их представляют ученики нашего класса. Сейчас сюда я приглашаю первую зону – степь.
Я степь. Я раскинулась по всей Азова – Кубанской низменности (показать на карте) и в недалёком прошлом представляла собой разно – травно – ковыльную степь. Я приобретала, то ярко – зелёную, то бело – жёлто – голубую окраску, так как разные растения цвели не в одно и то же время. Вы могли любоваться: тюльпанами, ирисами, ромашкой, диким лютиком. А так же росли: пырей, полынь, подорожник, лопух, осот, зверобой. (Показывается гербарий этих растений).
Но помните: всё меньше и меньше остаётся красивых цветов на нашей Земле. Старайтесь лучше любоваться ими на природе, нежели рвать, а потом выбрасывать.
Учитель: Современная степь распахана. На сотни километров растелаются поля и пашни. На Кубани сеют высокоурожайные сорта озимой пшеницы, кукурузы. Кубань – родина подсолнечника. А Красноармейский и Славянский районы славятся производством риса, Кореновский район – сахарной свёклой. По берегам реки Кубани распространены водяные растения: камыш, рогоз, осока, желтая кувшинка, водяная лилия.
Учитель: А теперь переправляемся на левый берег Кубани и попадаем на Закубанскую равнину. И я приглашаю Следующую нашу гостью – лесостепь.
Лесостепь. Растительность моя, почти такая же, но чем ближе горы, тем больше можно встретить участков земли, заросших кустарником: тёрном, ежевикой. Попадаются отдельные рощи, в них растут: дуб, ива, тополь, орешник, кизил. (Показываю иллюстрации этих растений)).
Зелёные растения – ваши друзья. Они несут радость, здоровье и красоту. Не забывайте об этом, друзья природы!
Учитель. По мере повышения рельефа лесостепь переходит в лесную зону.
Лес. Я лес. Я не только красив, но и богат ценными породами деревьев: каштана, дуба, ясеня, бука. (Показать)
Среди моих деревьев вы можете встретить и родственников сада: дикую грушу, алычу, яблоню. А на правом берегу Кубани, раскинулся уникальный массив Красного леса, где растут: крушина, боярышник, орешник, шиповник, тополь.(Показать)
Судьба растений во многом зависит от вашего поведения. Не забывайте об этом!
- Ребята, устали ходить по нашим ландшафтам? Отдохнём немного.
Физ. Минутка.
Спал цветок -
И вдруг проснулся.
Больше спать не захотел
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел.
Только солнышко проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
- Садитесь.
Училель: Постепенно лиственные породы отступают, и на смену им приходит хвойный лес.
Лес. Поднимаясь выше в горы, на высоту 2000 метров, вы попадаете в мои владения. Во владения хвойного леса. Здесь вы встретите пихту кавказскую, ель восточную и сосну.
Здесь полумрак, большой слой опавшей хвои на почве, изумрудно – зелёный моховой ковёр. А с ветвей деревьев свешиваются вниз сероватые космы лишайников. В травяном покрове встретите: кислицу, заросли черники.
Я царство тишины и покоя. Не нарушайте мою тишину и покой.
Училель: над горными лесами простирается субальпика. Поднимаемся и попадаем в криволесье.
Субальпийские и альпийские луга. Мы находимся на высоте двух с половиной метров, где раскинулись субальпийские луга. Травяной покров субальпийских лугов густой, высокий и очень красочный. Можно увидеть здесь: горец, буквицу. Здесь есть и заросли рододендрона. Мои цветы страдают от рук туристов. Из – за красивых цветов, его часто обламывают.
Ещё выше альпийские луга. Снег тает здесь только в августе. Травы, кустарники, деревья стелятся по земле, спасаясь от ветров. Шагая по такому лугу можно задеть верхушку карликовой ивы, наступить на купальницу, или пострел.
( Рассказ сопровождается показом иллюстраций).
Училель: а теперь, давайте переберёмся через Кавказский хребет и через несколько часов мы уже будем в мире густого леса, тёплого моря. Это зона субтропиков, где мы с вами и живём.
Я Черноморское побережье Кавказа.
Училель. А что это за зона, почему она нам родная, мы поговорим на следующем уроке.
4.Закрепление.
- Отгадайте загадки, найдите отгадку на доске и покажите, в какой природной зоне растёт это растение.
Эта загадка об одной из природных зон.
Есть у ребят зелёный друг.
Весёлый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес).
На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки. (Земляника)
Посадили зёрнышко –
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвём –
Много зёрен соберём.
Их поджарим – погрызём.
А приедут гости –
Им дадим по горсти. (Подсолнух)
Только тронь –
Отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава,
Как огонь. (Крапива)
5.Итог.
- Сколько же видов растений растёт в нашем крае? (3000)
- А как называют растения, сохранившиеся с давних времён? (Реликты)
- Назовите их. (Тис, каштан, дуб, самшит, папоротник).
- Молодцы. Спасибо за урок.
6. Д/З. Мы познакомились сегодня с природными зонами края и с разновидностью его растительности. Вам задание: нарисовать любой уголок природы нашего края.