Цели и задачи урока:
- Обучающие: Обеспечить усвоение особенностей рек Земли; добиться усвоения учащимися понятий “река”, “исток”, “устье”, “речная долина”, “речная система”, “бассейн реки”, “водораздел”, “горная река”, “равнинная река”, пороги, водопады.
- Развивающие: развитие аналитического мышления, умения выявлять причинно-следственные связи, развитие познавательного интереса и географического мышления учащихся.
- Воспитывающие: воспитание географической культуры и эстетического восприятия географических объектов через литературные произведения.
План урока:
- Организация и подготовка к уроку – 1–2 мин.
- Повторение изученного – 10 мин.
- Изучение темы 20 мин.
- Закрепление 10 мин.
- Домашнее задание и выставление оценок за работу на уроке 3–5 мин.
Оборудование: физическая карта полушарий, магнитная доска, установка мультимедиа, дидактический материал и тесты.
ХОД УРОКА
Учитель. Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но путешествия бывают разные: такие, когда с места отправляешься вдаль и такие, когда, сидя на месте, получая новую интересную информацию, заочно отправляешься туда, в то место, о котором узнал. Я знаю ,что у вас в классе много любознательных и не прочь отправиться в любое путешествие. Сегодня мы отправляемся в путешествие. Капитаном корабля буду я, а вы – юнгами. На палубе нашего корабля 3 каюты, располагайтесь удобнее. Перед отплытием назначаю старшего юнгу: в его обязанности входит следить за выполнением заданий, сообщать об их выполнении или сигнализировать мне в случае затруднений. Вперёд!
1. Повторение. Учащиеся в каютах (группах) получают задание (альбомные листы) – на работу 3 мин.
1 каюта:
а) Завершить схему: гидросфера – это…
Состоит из 1–?
2–?
3–?
б) Показать все океаны на карте полушарий.
2 каюта:
Определить, что изображено на рисунках (ответы: батискаф, цунами, эхолот, прилив, отлив).
3 каюта:
Подписать на контурной карте названия выделенных течений в океане (на контурной карте изображены течения).
По завершению работы – проверка ответов.
Учитель: Первый порт, который мы достигли, отчалив от острова Школьный, это порт “Багаж знаний”. Прослушав, подумайте и ответьте на вопрос: какой процесс, происходящий в гидросфере, описал поэт?
Спросил на днях малыш сосед у струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Издалека, из океана
Потом малыш гулял в лесу, росою искрилась поляна
- Откуда ты? – спросил росу
- Поверь, и я из океана!
На поле лёг туман седой
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В каждой льдинке, и в слезинке,
И в дождинке, и в росинке –
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
Учащиеся отвечают: Круговорот воды в природе.
Учитель: Багаж мы взяли, отправляемся дальше. На нашем корабле возникла проблема: кончились запасы пресной воды, придётся причалить к берегу. У местных жителей накопилось много корреспонденции, и они согласны пополнить наши запасы пресной воды, если мы поможем разобрать им почту.
Каждая команда получает по 2 конверта и 5 писем. Необходимо разложить корреспонденцию по адресатам. На конвертах написано “Мировой океан”, “Воды суши”. Письма – это таблички, на которых написаны понятия и географические названия водных объектов. Необходимо правильно разложить карточки с названиями водных объектов по конвертам. На работу около 3 мин. Проверяем после выполнения.
Учитель: Экипаж, внимание! Плановая остановка: порт “Речной”. Чтобы плыть дальше, мы должны изучить всё, что касается понятия “ река”. Что такое река? (Просмотр картины). Из слов и словосочетаний, записанных на доске, выберите то, что по-вашему, относится к понятию “река”.На доске: поток воды, ревущий, плывущий, русло, углубление, текущий.Учащиеся выбирают те слова, из которых можно составить определение, а затем сравнивают с тем, что дано в учебнике на стр.100.
Далее начинаем работу по схеме “Река и её притоки”, которая изображена на доске. На схеме отмечены: исток, устье, бассейн реки, водораздел.
Учитель: Река Волга – её исток на Валдайской возвышенности, где выходят на поверхность подземные воды. Река Обь – её исток образуют реки Бия и Катунь при слиянии между собой, река Ангара – из озера Байкал, река Терек – с гор Кавказа. Как бы река не начиналась, принимая притоки она становится шире и полноводнее. В пустыне – наоборот.
Устье – место, где река впадает в другую реку, в озеро или море. Волга впадает в Каспийское море.
Речная система – главная река со всеми притоками.
Бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку. Бассейн главной реки включает бассейны всех её притоков. Самый большой бассейн – у реки Амазонки (s=7млн.км).
Граница, разделяющая соседние речные бассейны, называется водоразделом. По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, по другую – в другую. В горах водораздел проходит по гребням хребтов, на равнинах – по наиболее возвышенной части.
Реки бывают разные по скорости течения, что зависит от рельефа.
Учитель:
1. Где скорость течения больше у реки – на равнине или в горах?
2. В каком из стихотворений речь идёт о горной, а в каком – о равниной реке?
1. Терек воет, дик и злобень Меж утёсистых громад, Буре плач его подобен, Слёзы брызгами летят. |
2. Но, по степи разбегаясь Он лукавый принял вид И, приветливо ласкаясь, Морю Каспию журчит. |
3. Какие реки пригодны для судоходства?
Пороги – выходы твёрдых пород, пересекающие русло и нагромождения камней. Возникают водовороты. Равнинные реки с порогами очень похожи на горные. Пороги затрудняют судоходство.
Падая с уступа, река образует водопад. Встречаются в горах и на возвышенностях равнин. Например, вдп. Анхель – 1054 м – самый высокий, Ниагарский вдп. – 51 м – мощный, т.к. через него проходит вся вода, вытекающая из Великих Американских озёр. В Башкортостане – вдп. Кук-Караук в Ишимбайском и вдп. Гадельша в Баймакском районах.
Реки различают “по цвету”: Белая, Жёлтая и т.д.
Учитель: Какие реки протекают в нашей Республике Башкортостан? Что вы о них знаете?
Вот что написано о реке Агидель:
Прислушиваясь к молчаливым далям
Застыла зачарованная ель
В суровом сердце древнего Урала
Хрустальная смеётся Агидель.
Исток реки находится в 6 км к с-в от села Новохусаиново, между хребтом Аваляк и горой Большой Иремель.
Учитель: Заканчивая наше путешествие в порту “Речном”, продолжим его в порту “Озерном” на следующем уроке.
А теперь проверим, что вы усвоили сегодня и ответим на вопросы теста. Тест раздаётся каждому учащемуся.
Квалификационный тест “Юного моряка”:
1. Какие виды вод суши встречаются в нашей местности:
а) реки, б) озёра, в) ледники.
2. Что такое исток:
а) начало реки, б) приток реки, в) устье реки.
3. Самый большой речной бассейн у реки:
а) Тигр, б) Белая, в) Амазонка.
4. Река Волга берёт начало:
а) на Дальнем Востоке, б) в горах Алтая, в) на Валдайской возвышенности.
5. Самый большой водопад в мире:
а) Ниагарский, б) Виктория, в) Анхель.
Тесты проверяет сосед по парте, сверяя с ответами на доске.
Подводятся итоги, выставляются оценки особенно активным.
Дом.зад. – п.30, выучить термины.