Урок физической географии по теме "Реки"

Разделы: География


Цели и задачи урока:

  1. Обучающие: Обеспечить усвоение особенностей рек Земли; добиться усвоения учащимися понятий “река”, “исток”, “устье”, “речная долина”, “речная система”, “бассейн реки”, “водораздел”, “горная река”, “равнинная река”, пороги, водопады.
  2. Развивающие: развитие аналитического мышления, умения выявлять причинно-следственные связи, развитие познавательного интереса и географического мышления учащихся.
  3. Воспитывающие: воспитание географической культуры и эстетического восприятия географических объектов через литературные произведения.

План урока:

  1. Организация и подготовка к уроку – 1–2 мин.
  2. Повторение изученного – 10 мин.
  3. Изучение темы 20 мин.
  4. Закрепление 10 мин.
  5. Домашнее задание и выставление оценок за работу на уроке 3–5 мин.

Оборудование: физическая карта полушарий, магнитная доска, установка мультимедиа, дидактический материал и тесты.

ХОД УРОКА

Учитель. Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но путешествия бывают разные: такие, когда с места отправляешься вдаль и такие, когда, сидя на месте, получая новую интересную информацию, заочно отправляешься туда, в то место, о котором узнал. Я знаю ,что у вас в классе много любознательных и не прочь отправиться в любое путешествие. Сегодня мы отправляемся в путешествие. Капитаном корабля буду я, а вы – юнгами. На палубе нашего корабля 3 каюты, располагайтесь удобнее. Перед отплытием назначаю старшего юнгу: в его обязанности входит следить за выполнением заданий, сообщать об их выполнении или сигнализировать мне в случае затруднений. Вперёд!

1. Повторение. Учащиеся в каютах (группах) получают задание (альбомные листы) – на работу 3 мин.

1 каюта:

а) Завершить схему: гидросфера – это…

Состоит из 1–?
2–?
3–?

б) Показать все океаны на карте полушарий.

2 каюта:

Определить, что изображено на рисунках (ответы: батискаф, цунами, эхолот, прилив, отлив).

3 каюта:

Подписать на контурной карте названия выделенных течений в океане (на контурной карте изображены течения).

По завершению работы – проверка ответов.

Учитель: Первый порт, который мы достигли, отчалив от острова Школьный, это порт “Багаж знаний”. Прослушав, подумайте и ответьте на вопрос: какой процесс, происходящий в гидросфере, описал поэт?

Спросил на днях малыш сосед у струйки, льющейся из крана:

- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Издалека, из океана
Потом малыш гулял в лесу, росою искрилась поляна
- Откуда ты? – спросил росу
- Поверь, и я из океана!
На поле лёг туман седой
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В каждой льдинке, и в слезинке,
И в дождинке, и в росинке –
Нам откликнется всегда
Океанская вода!

Учащиеся отвечают: Круговорот воды в природе.

Учитель: Багаж мы взяли, отправляемся дальше. На нашем корабле возникла проблема: кончились запасы пресной воды, придётся причалить к берегу. У местных жителей накопилось много корреспонденции, и они согласны пополнить наши запасы пресной воды, если мы поможем разобрать им почту.

Каждая команда получает по 2 конверта и 5 писем. Необходимо разложить корреспонденцию по адресатам. На конвертах написано “Мировой океан”, “Воды суши”. Письма – это таблички, на которых написаны понятия и географические названия водных объектов. Необходимо правильно разложить карточки с названиями водных объектов по конвертам. На работу около 3 мин. Проверяем после выполнения.

Учитель: Экипаж, внимание! Плановая остановка: порт “Речной”. Чтобы плыть дальше, мы должны изучить всё, что касается понятия “ река”. Что такое река? (Просмотр картины). Из слов и словосочетаний, записанных на доске, выберите то, что по-вашему, относится к понятию “река”.На доске: поток воды, ревущий, плывущий, русло, углубление, текущий.Учащиеся выбирают те слова, из которых можно составить определение, а затем сравнивают с тем, что дано в учебнике на стр.100.

Далее начинаем работу по схеме “Река и её притоки”, которая изображена на доске. На схеме отмечены: исток, устье, бассейн реки, водораздел.

Учитель: Река Волга – её исток на Валдайской возвышенности, где выходят на поверхность подземные воды. Река Обь – её исток образуют реки Бия и Катунь при слиянии между собой, река Ангара – из озера Байкал, река Терек – с гор Кавказа. Как бы река не начиналась, принимая притоки она становится шире и полноводнее. В пустыне – наоборот.

Устье – место, где река впадает в другую реку, в озеро или море. Волга впадает в Каспийское море.

Речная система – главная река со всеми притоками.

Бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку. Бассейн главной реки включает бассейны всех её притоков. Самый большой бассейн – у реки Амазонки (s=7млн.км).

Граница, разделяющая соседние речные бассейны, называется водоразделом. По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, по другую – в другую. В горах водораздел проходит по гребням хребтов, на равнинах – по наиболее возвышенной части.

Реки бывают разные по скорости течения, что зависит от рельефа.

Учитель:

1. Где скорость течения больше у реки – на равнине или в горах?

2. В каком из стихотворений речь идёт о горной, а в каком – о равниной реке?

1. Терек воет, дик и злобень
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
2. Но, по степи разбегаясь
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит.

3. Какие реки пригодны для судоходства?

Пороги – выходы твёрдых пород, пересекающие русло и нагромождения камней. Возникают водовороты. Равнинные реки с порогами очень похожи на горные. Пороги затрудняют судоходство.

Падая с уступа, река образует водопад. Встречаются в горах и на возвышенностях равнин. Например, вдп. Анхель – 1054 м – самый высокий, Ниагарский вдп. – 51 м – мощный, т.к. через него проходит вся вода, вытекающая из Великих Американских озёр. В Башкортостане – вдп. Кук-Караук в Ишимбайском и вдп. Гадельша в Баймакском районах.

Реки различают “по цвету”: Белая, Жёлтая и т.д.

Учитель: Какие реки протекают в нашей Республике Башкортостан? Что вы о них знаете?

Вот что написано о реке Агидель:

Прислушиваясь к молчаливым далям
Застыла зачарованная ель
В суровом сердце древнего Урала
Хрустальная смеётся Агидель.

Исток реки находится в 6 км к с-в от села Новохусаиново, между хребтом Аваляк и горой Большой Иремель.

Учитель: Заканчивая наше путешествие в порту “Речном”, продолжим его в порту “Озерном” на следующем уроке.

А теперь проверим, что вы усвоили сегодня и ответим на вопросы теста. Тест раздаётся каждому учащемуся.

Квалификационный тест “Юного моряка”:

1. Какие виды вод суши встречаются в нашей местности:

а) реки, б) озёра, в) ледники.

2. Что такое исток:

а) начало реки, б) приток реки, в) устье реки.

3. Самый большой речной бассейн у реки:

а) Тигр, б) Белая, в) Амазонка.

4. Река Волга берёт начало:

а) на Дальнем Востоке, б) в горах Алтая, в) на Валдайской возвышенности.

5. Самый большой водопад в мире:

а) Ниагарский, б) Виктория, в) Анхель.

Тесты проверяет сосед по парте, сверяя с ответами на доске.

Подводятся итоги, выставляются оценки особенно активным.

Дом.зад. – п.30, выучить термины.