Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело

Разделы: Физика


Тема урока: “Изучение действия жидкости на погруженное в нее тело. От чего это сила зависит?”.

Урок проводится в виде лабораторной работы.

Цели урока: познакомить учащихся с новым физическим явлением-действием жидкости на погруженное в нее тело.

Образовательная задача: учащиеся должны усвоить, что на погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила; зависит сила от плотности жидкости и объема погруженной части тела.

Развивающая задача: формирование интеллектуальных умений- анализировать, сравнивать, систематизировать; проводить эксперимент; наблюдать за экспериментом и делать выводы.

Воспитательная задача: показать роль физического эксперимента в процессе получения нового знания; научить учащихся сотрудничеству в группе, умению слушать и слышать друг друга.

План урока:

Этап урока.

Время (мин.)

Приемы и методы.

1) Организационный момент. 1-2  
2) Постановка учебных проблем. 3-5

Сообщение учителя. Вопросы к учащимся.

3) Изучение нового материала при выполнении фронтальной лабораторной работы. 15-20

Беседа. Рассмотрение примеров из жизни. Фронтальная лабораторная работа. Записи на доске.

4) Повторение. 8-15

Фронтальный опрос

5) Итоги урока. Домашнее задание. 2-4

Подведение итогов, выставление оценок по итогам работы на уроке. Разъяснение домашнего задания, запись домашнего задания на доске, в дневниках.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение учителя о целях урока:

  • познакомиться с новым физическим явлением - действием жидкости на погруженное в нее тело;
  • усвоить, что на погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила;
  • выяснить, от чего зависит выталкивающая сила;
  • формировать умения и навыки по проведению эксперимента;
  • учиться анализировать, сравнивать, систематизировать; наблюдать за экспериментом и делать выводы.

Запись на доске темы урока.

Постановка учебных проблем:

Действует ли жидкость на погруженное в нее тело?

Наблюдение за экспериментом.

-Шарик из пластилина тонет, а кораблик плавает.

-Гвоздь в воде тонет, а корабль плавает.

Вывод учащихся: жидкость на погруженное в неё тело действует.

От чего она зависит?

Выдвижение учащимися гипотез.

Сила зависит от:

  • массы тела,
  • плотности жидкости,
  • глубины погружения,
  • объема тела,
  • формы тела.

Запись гипотез на доске.

  1. Класс заранее делится на несколько групп( причем группы должны быть одинакового образовательного уровня). Каждой группе необходимо проверить одну из гипотез, проделав ряд экспериментов (необходимое оборудование лежит на столах). Результаты исследований оформляются как лабораторная работа (тексты заданий для групп см. в приложении). По результатам исследования каждая группа делает вывод и рассказывает классу о проведенном эксперименте.
  2. Группы докладывают о результатах своих экспериментов:
  3. Вывод №1: От массы тела выталкивающая сила не зависит.
    Вывод №2: От плотности жидкости выталкивающая сила зависит.
    Вывод №3: От глубины погружения выталкивающая сила не зависит.
    Вывод №4: Выталкивающая сила зависит от объема погруженной части тела.
    Вывод №5: От формы тела выталкивающая сила не зависит.
    Делается общий вывод: выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и объема погруженной части тела.
    Эксперимент с ведерком Архимеда.
    Учитель демонстрирует эксперимент и комментирует его.

    Выталкивающая сила равна весу жидкости в объеме этого тела.

  4. Фронтальный опрос:
  • На все ли тела, находящиеся в воде, действует выталкивающая сила?
  • От чего зависит выталкивающая сила?
  • Почему в море легче держаться на воде, чем в реке?
  • Эксперимент.

На чашах весов находятся цилиндры равной массы. Цилиндры опускают в разные жидкости. Нарушится ли равновесие? Почему?

  • Эксперимент.

Грузы разного объема, находящиеся на чашах весов, помещают в одну и ту же жидкость. Нарушится ли равновесие? Почему?

  • Почему стебли водорослей более гибкие, нежели стебли растений, растущих на земле?
  • Когда рыба опускается на глубину, объем ее пузыря уменьшается. С чем это связано?

Итоги урока: Сегодня мы с вами познакомились с новым явлением- действием жидкости на погруженное в нее тело. Выяснили, что эта сила зависит от плотности жидкости и объема погруженной части тела. Убедились на опыте, что сила равна весу жидкости в объеме этого тела. На следующем уроке мы с вами выведем формулу для расчета выталкивающей силы. Домашнее задание: прочитать по учебнику параграф 48, ответить на вопросы после параграфа.

Приложение