- Выступление заместителя директора
Проничевой И.А.
1. Вступительная часть. Знакомство с основными нормативными документами.
Ухудшение здоровья детей и подростков достигло сегодня масштабов национальной проблемы. Вопросы охраны и укрепления здоровья не остаются без внимания со стороны государства и исполнительной власти и поднимаются все чаще. Соответствующие действия предпринимались и предпринимаются как в законодательной, так и в практической плоскости.
- Ст.2 Федеральный закон “Об образовании”. Среди принципов государственной политики в области образования выдвигается приоритет жизни и здоровья человека.
- Ст. 51 Закон “Об образовании” предусматривает создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. ОУ в соответствии с существующим законодательством несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса.
- Закон “Об образовании”, “Концепция модернизации российского образования” включают в себя задачи по формированию ценностного, ответственного отношения к собственному здоровью, формированию культуры здоровья и обучению навыкам ЗОЖ.
- Федеральная программа развития образования включает действия и мероприятия, направленные на обеспечение укрепления здоровья учащихся в рамках ОП.
- Меры по совершенствованию системы охраны здоровья детей предусматриваются в целом ряде указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Выдвигаемая в указанных документах на передний план категория “качество образования” непосредственно связана с категорией “здоровье” в ее современном понимании как гармоничного сочетания физического, психического и социального благополучия (определение ВОЗ).
Таким образом, для обеспечения качества образования необходимо создание соответствующих условий.
2. Сообщение темы семинара.
3. Ключевые понятия:
- Комфорт (англ.) – удобство (совокупность удобсв, уют, покой)
Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней.
Процесс (Большая советская энциклопедия)-
- последовательная смена состояний, стадий развития;
- совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Валеология – наука об индивидуальном здоровье и здоровом образе жизни. Валеологизация – как индивидуализация.
Валеология педагогическая – формируем привычку быть здоровым, жизненный тип у детей всех возрастов. Цель: сформировать у учащихся и педагогов саногенное мышление, то есть мышление, которое способно управлять поведением так, чтобы сохранить собственное здоровье и здоровье окружающих.
Валеология медицинская – позволяет количественно и качественно оценить свое здоровье.
Здоровьесберегающее образование – педагогическая деятельность, направленная на развитие наличного состояния здоровья субъектов педагогического процесса.
Здоровьетворящее образование - целенаправленно организованный педагогический процесс, обеспечивающий становление здоровья учащихся и учителей в условиях их взаимодействия в течение каждого учебного дня.
4. Направления деятельности ОУ по решению указанной проблемы.
Эффективность деятельности всего коллектива ОУ по решению заявленной проблемы предполагает решение следующих задач:
- создание и успешное функционирование в ОУ валеологической службы (Службы здоровья), цель которой – организация целостной системы валеологического образования;
- просвещение педагогического коллектива по вопросам валеологического сопровождения;
- организация специальных валеологических уроков с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- внедрение специальных экспериментальных программ (“Педагогика здоровья”, “Полезные привычки”, “Здоровье”, “Полезные навыки”, “Здоровое питание”, “Мой выбор” для 8-9 классов и т.д.).
Таким образом, определяется несколько уровней при проектировании единого школьного валеологического пространства (Приложение 1).
5. Деятельность Службы здоровья (“Валеологическая служба”)
- состав Службы здоровья (Приложение 2)
- направления деятельности Службы здоровья (Приложение 3)
6. Формирование валеограмотности учителя (Приложение 4)
7. Анализ урока с позиции здоровьесбережения (Приложение 5)