Цель: закрепление знаний обучающихся о правописании безударных личных окончаний глаголов; развитие речи обучающихся, внимания, памяти, мышления; воспитание уважения к людям труда.
Оборудование: карточки, толковый словарь Вл.Даля.
Ход урока
1.Повторение пройденного материала
На доске запись:
плач_шь пол_те
постро_м сеять
- Прочитайте написанные на доске слова. Что их объединяет?
Расскажите о глаголе по плану:
1.Что такое глагол?
2.Что называется спряжением?
3.Как определить спряжение глагола?
2.Формулирование обучающимися темы и цели урока
- Какой глагол можно исключить из числа написанных на доске? Обоснуйте свой ответ. (Глагол сеять т.к. это глагол н.ф.)
- Ориентируясь на слова, оставшиеся после исключения глагола СЕЯТЬ, и учитывая специфику их записи, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Учитель пишет тему урока на доске.)
- Учитывая тему урока и то, что мы с этим материалом уже знакомы, сформулируйте его цель.
(на доске опорные слова: повторить…, упражняться в написании… , познакомиться с…)
3.Актуализация знаний обучающихся
- Приступим к реализации цели урока. Расскажите, как правильно написать безударные личные окончания глаголов? Для примера используйте написанные на доске слова, по которым вы определяли тему урок. (Учитель вставляет пропущенные орфограммы)
4.Минутка чистописания
- На минутке чистописания мы напишем букву, которая находится в корне глагола настоящего времени 2лица и обозначает в нем согласный глухой мягкий звук. Какая это буква? Я подпишу еще букву Ь. Что это вам напомнило? (суффикс глаголов н.ф.) Какие еще суффиксы глаголов Н.ф. вы знаете?
Пропишите росчерк с буквой Ч.
5.Словесно-орфографическая работа
Внимательно посмотрите на фигуры и на буквы в каждой из них:
- Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы. (Время предъявления 50секунд, после чего фигуры и буквы убираются). Затем показываем те же самые фигуры (но без букв) в той последовательности, в какой расположены буквы в слове.
- Назовите слово. (Агроном)
- Объясните лексическое значение слова агроном. (Агроном-специалист сельского хозяйства.)
Слово агроном произошло от двух греческих слов: “агрос”-поле и “номос”-закон. Агрономия – наука земледелия. Агроном – человек, изучивший эту науку. Знания законов земледелия помогают агроному выращивать высокие урожаи сельскохозяйственных растений. Агроном – профессия древняя. Уже несколько тысяч лет тому назад в Древнем Египте, Древней Греции, Китае, Индии и Древнем Риме люди знали правила и наставления по обработке земли и выращиванию сельскохозяйственных растений. Об этом можно прочитать в сохранившихся документах и книгах того времени.
- Напишите слово агроном в тетрадь с комментированием.
6.Физкультминутка
- Я буду называть глаголы. Если услышите глаголы 1спряжения - приседайте, если 2 - прыгайте.
Колоть, плясать, видеть, терпеть, считать, носить, рычать.
- Вы хорошо определяете спряжения глаголов. А теперь посмотрим, как вы выполните упражнения.
7.Тренировочные упражнения
№1
Агроном зна_т законы земледелия, уме_т ухаживать за растениями, применяя_т удобрения для получения хорошего урожая. Он разбира_тся в сельскохозяйственной технике и организу_т сельскохозяйственное производство: правильно расставляя_т людей и машины на участках, смотр_т, чтобы не было простоев.
- Прочитайте текст. Сформулируйте задание к упражнению, опираясь на тему урока. (Надо выписать глаголы и вставить пропущенную орфограмму. Выделенный глагол разобрать как часть речи.)
- Молодцы! Верно. Повторим алгоритм: как нужно действовать, чтобы определить, какую гласную писать в безударном личном окончании глагола.
(Обучающиеся рассказывают, а учитель открывает записанные на доске действия)
1. Ставлю ударение… окончание безударное
2.Ставлю глагол в Н.ф. (глагол-исключение)
3.Оканчивается на…
4. Спряжение…
5.Пишу в окончании букву…
- Что еще надо знать, чтобы не ошибиться? (Надо знать глаголы-исключения) Учитель подписывает в алгоритме: глагол-исключение. Повторим глаголы-исключения. А теперь приступим к работе.
Задание выполняется самостоятельно. (Проверяется и повторяется правило)
-Поднимите руки, кто не сделал ошибок? Молодцы!
№2
-Рассмотрите запись. Сформулируйте задание.
Что , то и ______ .
(пословица)
(Что посеешь, то и пожнешь.)
- Вы верно сформулировали задание (восстановить пословицу), я только его уточню. Надо записать пословицу и объяснить, как вы ее понимаете.
Ученик записывает пословицу на доске, объясняет и выделяет все известные орфограммы.
- Лексическое значение каких слов вам непонятны? Обратимся к толковому словарю Даля. (Читает ученик-эксперт.)
Жать- срезать серпом пшеницу или другие растения с корня.
Серп – зубренный, кривой нож, для срезки (сжатия)хлеба с корня.
- Вы объяснили смысл пословицы в прямом ее значении. А как вы понимаете ее в переносном значении? (Надо относиться к людям с уважением и тогда так же будут относиться и к тебе.)
8. Итог урока
- Смогли ли мы достичь поставленной цели? Какую цель мы достигли?
Оценки. Домашнее задание.