Урок-статья "Правописание личных окончаний глаголов", 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: закрепление знаний обучающихся о правописании безударных личных окончаний глаголов; развитие речи обучающихся, внимания, памяти, мышления; воспитание уважения к людям труда.

Оборудование: карточки, толковый словарь Вл.Даля.

Ход урока

1.Повторение пройденного материала

На доске запись:

плач_шь пол_те

постро_м сеять

- Прочитайте написанные на доске слова. Что их объединяет?

Расскажите о глаголе по плану:

1.Что такое глагол?

2.Что называется спряжением?

3.Как определить спряжение глагола?

2.Формулирование обучающимися темы и цели урока

- Какой глагол можно исключить из числа написанных на доске? Обоснуйте свой ответ. (Глагол сеять т.к. это глагол н.ф.)

- Ориентируясь на слова, оставшиеся после исключения глагола СЕЯТЬ, и учитывая специфику их записи, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Учитель пишет тему урока на доске.)

- Учитывая тему урока и то, что мы с этим материалом уже знакомы, сформулируйте его цель.

(на доске опорные слова: повторить…, упражняться в написании… , познакомиться с…)

3.Актуализация знаний обучающихся

- Приступим к реализации цели урока. Расскажите, как правильно написать безударные личные окончания глаголов? Для примера используйте написанные на доске слова, по которым вы определяли тему урок. (Учитель вставляет пропущенные орфограммы)

4.Минутка чистописания

- На минутке чистописания мы напишем букву, которая находится в корне глагола настоящего времени 2лица и обозначает в нем согласный глухой мягкий звук. Какая это буква? Я подпишу еще букву Ь. Что это вам напомнило? (суффикс глаголов н.ф.) Какие еще суффиксы глаголов Н.ф. вы знаете?

Пропишите росчерк с буквой Ч.

5.Словесно-орфографическая работа

Внимательно посмотрите на фигуры и на буквы в каждой из них:

image1.JPG (6119 bytes)

- Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы. (Время предъявления 50секунд, после чего фигуры и буквы убираются). Затем показываем те же самые фигуры (но без букв) в той последовательности, в какой расположены буквы в слове.

- Назовите слово. (Агроном)

- Объясните лексическое значение слова агроном. (Агроном-специалист сельского хозяйства.)

Слово агроном произошло от двух греческих слов: “агрос”-поле и “номос”-закон. Агрономия – наука земледелия. Агроном – человек, изучивший эту науку. Знания законов земледелия помогают агроному выращивать высокие урожаи сельскохозяйственных растений. Агроном – профессия древняя. Уже несколько тысяч лет тому назад в Древнем Египте, Древней Греции, Китае, Индии и Древнем Риме люди знали правила и наставления по обработке земли и выращиванию сельскохозяйственных растений. Об этом можно прочитать в сохранившихся документах и книгах того времени.

- Напишите слово агроном в тетрадь с комментированием.

6.Физкультминутка

- Я буду называть глаголы. Если услышите глаголы 1спряжения - приседайте, если 2 - прыгайте.

Колоть, плясать, видеть, терпеть, считать, носить, рычать.

- Вы хорошо определяете спряжения глаголов. А теперь посмотрим, как вы выполните упражнения.

7.Тренировочные упражнения

№1

Агроном зна_т законы земледелия, уме_т ухаживать за растениями, применяя_т удобрения для получения хорошего урожая. Он разбира_тся в сельскохозяйственной технике и организу_т сельскохозяйственное производство: правильно расставляя_т людей и машины на участках, смотр_т, чтобы не было простоев.

- Прочитайте текст. Сформулируйте задание к упражнению, опираясь на тему урока. (Надо выписать глаголы и вставить пропущенную орфограмму. Выделенный глагол разобрать как часть речи.)

- Молодцы! Верно. Повторим алгоритм: как нужно действовать, чтобы определить, какую гласную писать в безударном личном окончании глагола.

(Обучающиеся рассказывают, а учитель открывает записанные на доске действия)

1. Ставлю ударение… окончание безударное

2.Ставлю глагол в Н.ф. (глагол-исключение)

3.Оканчивается на…

4. Спряжение…

5.Пишу в окончании букву…

- Что еще надо знать, чтобы не ошибиться? (Надо знать глаголы-исключения) Учитель подписывает в алгоритме: глагол-исключение. Повторим глаголы-исключения. А теперь приступим к работе.

Задание выполняется самостоятельно. (Проверяется и повторяется правило)

-Поднимите руки, кто не сделал ошибок? Молодцы!

№2

-Рассмотрите запись. Сформулируйте задание.

Что , то и ______ .

(пословица)

(Что посеешь, то и пожнешь.)

- Вы верно сформулировали задание (восстановить пословицу), я только его уточню. Надо записать пословицу и объяснить, как вы ее понимаете.

Ученик записывает пословицу на доске, объясняет и выделяет все известные орфограммы.

- Лексическое значение каких слов вам непонятны? Обратимся к толковому словарю Даля. (Читает ученик-эксперт.)

Жать- срезать серпом пшеницу или другие растения с корня.

Серп – зубренный, кривой нож, для срезки (сжатия)хлеба с корня.

- Вы объяснили смысл пословицы в прямом ее значении. А как вы понимаете ее в переносном значении? (Надо относиться к людям с уважением и тогда так же будут относиться и к тебе.)

8. Итог урока

- Смогли ли мы достичь поставленной цели? Какую цель мы достигли?

Оценки. Домашнее задание.