Урок-игра "Счастливый случай" по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном"

Разделы: Начальная школа


Цель. Обобщить знания учащихся об имени существительном.

Оборудование. Магнитофон; запись мелодии игры "Счастливый случай"; красочно оформленный стенд с названием игры; стенд с иллюстрацией бегущей лошади; перфокарты для всего класса; керамическая бочка, 24 бочонка из игры "Лото".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Гейм 1. Разминка

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. А в какой форме он будет проходить, попробуйте угадать сами.

Учитель включает запись мелодии игры "Счастливый случай".

- Начнем нашу игру с небольшой разминки. Так как у нас урок русского
языка, то первый мой вопрос: какие известные вам орфограммы есть в
названии игры?

Дети. В слове счастливый в корне написали безударную гласную а, так как проверочное слово счастье и сочетание ча пишем с буквой а.

  • В слове счастливый окончание -ый, так как это имя прилагательное мужского рода, случай (какой?) счастливый.
  • В слове случай написали безударную гласную а, так как проверочное слово случайно.

У. А теперь я буду загадывать загадки каждой команде, вы будете записывать отгадки, комментируя их по очереди. Загадки первой команде:

Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко!

Д. Корова.

У. В этой узенькой коробке

Д. Яблоко.

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрипки, кнопки,

У. С хозяином дружит,

Что угодно для души. Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Д. Пенал. А хвост колечком.

У. Он признался ножу:

Д. Собака.

- Без работы я лежу.

Построгай меня, дружок,

У. В огороде вырастаю,

Чтобы я работать мог. А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

Д. Карандаш. В щи кладут

И так едят.

У. Я землю копала -

Ничуть не устала.

Д. Помидор.

А кто мной копал,

Тот и устал.

У. В деревне есть часы такие,

Не мертвые, а живые.

Д. Лопата. Ходят без завода,

Они птичьего рода.

У. Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

Д. Петух.

А отдыхает,

Когда мы молчим.

У. Богатырь идет железный.

На работе он полезный.

Д. Язык. Тащит плуг за собой,

Разговор ведет с весной.

У. Загадка для второй команды.

Круглое, румяное,

Д. Трактор.

Я расту на ветке: Учитель объявляет счет.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

III. Гейм 2. “Темная лошадка”

У. Следующий гейм – “Темная лошадка”. Вот что могла бы сказать о себе наша героиня:

Я – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я.

Я – наиболее самостоятельная часть речи. От меня образуется прилагательное.

Я – ведущая часть речи и в грамматике. Имею род, число, падеж, склонение.

Я – важнейшая часть речи. По наблюдениям ученых, я появилось в речи в числе самых первых слов.

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

О какой части речи можно так сказать?

Д. Эта часть речи – имя существительное.

У. Молодцы. Конечно, это имя существительное.

Итак, тема нашего урока – “Обобщение знаний об имени существительном”. И цель урока – вспомнить все, что мы знаем об имени существительном. Как вы знаете, “Темная лошадка” задает вопросы игрокам. Вот какие вопросы могло бы задать имя существительное.

Вопросы задаются сразу двум командам. Кто быстро и правильно ответит, получает очко.

Что называется именем существительным?

Д. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? что? Например, ложка, стол, слон.

У. Какие еще части речи вы знаете?

Д. Мы знаем имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз.

У. Какими частями речи являются слова в словосочетании “счастливый случай”?

Д. Счастливый – прилагательное, случай – имя существительное.

У. Как изменяется имя существительное?

Д. Имя существительное изменяется по числам и падежам. Например, час – часы, час, часа, часу, час, часом, о часе.

У. Какого рода могут быть имена существительные?

Д. Имена существительные могут быть мужского, женского и среднего рода. Например, медведь, лисица, облако.

У. А теперь посмотрите на доску и скажите: можно ли, не открывая окошки, определить род этих слов?

ло

ло

ло

ло

ло

Д. Это слова среднего рода, так как имена существительные среднего рода имеют окончание –о.

У. Скажите, какие слова были написаны до того, как открылось окошко? Ваши версии.

Д. Село, крыло, сало, стекло, шило, зло... За правильное слово команда получает очко.

У. Какое еще окончание имеют имена существительные среднего рода?

Д. Имена существительные среднего рода имеют еще окончание -е, например поле.

У. Назовите имена существительные: первая команда - женского рода,

вторая команда - мужского рода.

Дети отвечают.

- Как можно узнать род имени существительного?

Д. Чтобы узнать род имени существительного, надо поставить его в именительный падеж единственного числа, а затем подставить слова он, мой, она, моя, оно, мое.

У. Как различаются имена существительные единственного числа и множественного числа?

Д. Имена существительные единственного числа обозначают один предмет, а имена существительные множественного числа обозначают два или несколько предметов. Например: конь - кони, ромашка - ромашки.

У. Следующее задание для каждой команды: к именам существительным множественного числа допишите имена существительные единственного числа. На доске.

Команда 1

Команда 2

певцы -

концы

ведра -

пни -

ели

сосны

столы

кровати

дома-...

гвозди –...

- Как сказать другими словами "изменение по вопросам"?

Д. Изменение по вопросам называется склонением.

У. Какая часть имени существительного изменяется при склонении?

Д. При склонении изменяется окончание.

У. Сколько падежей в русском языке?

Д. В русском языке шесть падежей.

У. Назовите падежи и их вопросы.

Д. И.п. кто? что?

Р.п. кого? чего?

Д.п. кому? чему?

В.п. кого? что?

Т.п. кем? чем?

П.п. о ком? о чем?

У. В каком падеже имя существительное в предложении является подлежащим ?

Д. Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.

У. На доске написано стихотворение, прочитайте его, выпишите существительное “дорожка” в столбик.

На доске.

ДОРОЖКА

Дорожка домой
Мне мила с детских лет,
Дорожки знакомей,
Красивее нет!
И если б зашел я
Не знаю куда,
Дорожку домой
Отыскал бы всегда.
На этой дорожке
И в трудные дни
Я пел без устали
Песни свои.

(К.Райс)

- В каких падежах стоит слово дорожка?

Д. Слово дорожка употреблено в И.п., Р.п. и П.п.

У. Так куда же ведет дорожка?

Д. Дорожка ведет домой, а дом – самое лучшее место на земле.

У. Сколько типов склонения имен существительных вы знаете?

Д. Мы знаем три типа склонения: первое, второе, третье.

У. Какие имена существительные относятся к первому, второму, третьему склонению?

Д. К первому склонению относятся имена существительные мужского рода и женского рода с окончанием –а, -я , например воевода, липа.

  • К второму склонению относятся имена существительные среднего рода с -о, •е и мужского рода с нулевым окончанием, например, помидор, окно.
  • К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с ь на конце, например лошадь.

 У. На доске записано отрывок из сказки Чуковского "Мойдодыр". На доске.

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушат…, в корыт…, в лохан… ,
В реке, в ручейке, в океан…,
И в ванн…, и в бан… .

- Спишите, вставляя пропущенные окончания, определите склонение и

падеж..

Учитель подводит итог гейму 2.

IV. Гейм 3. "Заморочки из бочки"

У. Каждый из вас вытащит бочонок с номером. Номер бочонка - это номер
задания, которое надо выполнить и за которое я всем после урока поставлю
оценки.
Номер бочонка обозначает номер перфокарты, их 24. Из них 23-ий и 24-ый -
"Счастливый случай" с оценкой "5".

V. Гейм 4. "Гонка за лидером"

У. Я буду каждой команде называть слова. Вы должны определить склонение,
падеж и окончание.

Команда 1               Команда 2

по дороге                 к бабушке

от деревни               вдоль опушки

над рощей                за машиной

на выставке             на балконе

с площади                о смелости

по улице                  по крыше

у подруги                 от тети

с дядей                     под снегом

в башне                    в портфеле

о храбрости             к ночи

Учитель подводит итоги.

VI. Итог игры

VII. Домашнее задание