В школьном курсе неорганической химии знакомство с основами аналитической химии сводится к работам по определению наличия отдельных ионов в растворах веществ при изучении темы “Теория электролитической диссоциации”, а также к рассмотрению качественных реакций на отдельные анионы при изучении химии неметаллов. Эти знания являются минимальными, эпизодическими, недостаточно систематизированными. В то же время задания окружных и городских олимпиад по химии обязательно включают задачи, основанные на качественном анализе смеси веществ.
Данный курс разработан для 9 класса с углубленным изучением химии и является логическим дополнением к основному изучаемому материалу.
Целью курса является систематизация, расширение и углубление знаний об основах качественного анализа. Для реализации этой цели необходимо добиться решения следующих задач:
- Систематизировать имеющиеся у учащихся знания о качественных реакциях.
- Ознакомить учащихся с основными методами качественного анализа.
- Рассмотреть различные аналитические группы катионов и анионов, а также способы их определения.
Курс рассчитан на 16 ч, 1 ч в неделю. В основу изучения материала положена классификация катионов и анионов на отдельные аналитические группы. Это позволит более четко проводить характерные качественные реакции, использовать те или иные групповые реагенты для определения качественного состава смеси ионов. Для формирования практических навыков и наиболее глубокого и осознанного понимания учащимися учебного материала использованы практические работы.
Учебно-тематическое планирование
Темы |
Количество часов |
Вид занятий |
1. Введение в аналитическую химию. Методы анализа. |
1 ч |
Теоретическое |
2. Теоретические основы аналитической химии. |
1 ч |
Теоретическое |
3. Техника выполнения лабораторных работ. |
2 ч |
Теоретическое (1 ч); Лабораторная работа (1 ч). |
4. Аналитические группы катионов. |
7 ч |
Теоретическое (1 ч); Лабораторные работы (4 ч); Контрольные задачи (2 ч). |
4. Аналитические группы анионов. Анализ сухого вещества. |
5 ч |
Теоретическое (1 ч); Лабораторные задачи (3 ч); Контрольные задачи (1 ч). |
Содержание курса
ТЕМА 1. Введение в аналитическую химию. Методы анализа.
Аналитическая химия как наука о методах определения состава веществ. Предмет и задачи качественного анализа.
ТЕМА 2. Теоретические основы аналитической химии.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Роль ТЭД в качественном анализе. Аналитические группы катионов и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
ТЕМА 3. Техника выполнения лабораторных работ.
Правила техники безопасности. Основные приёма работы в аналитической химии (нагревание и выпаривание, осаждение, фильтрование через бумажный фильтр и через вату, промывание и растворение осадка). Капельные реакции. Правила оформления лабораторного журнала.
Лабораторные занятия. 1. Основные приёмы работ в аналитической химии (нагревание и выпаривание, осаждение, фильтрование через бумажный фильтр и через вату, промывание и растворение осадка).
ТЕМА 4. Аналитические группы катионов.
Аналитические группы катионов. Условия протекания реакций ионного обмена.
Лабораторные занятия. 2. Реакции и ход анализа смеси катионов первой аналитической группы (К+, Na+, NH4+). 3. Реакции и ход анализа смеси катионов второй аналитической группы (Ag+, Pb2+). 4. Реакции и ход анализа смеси катионов третьей аналитической группы (Ва2+, Са2+). 5. Контрольная задача №1. Анализ смеси катионов первой, второй и третьей групп. 6. Реакции и ход анализа смеси катионов четвёртой группы (Al3+, Cr3+, Zn2+). 7. Реакции и ход анализа смеси катионов пятой аналитической группы (Mg2+, Fe2+, Fe3+, Mn2+). 8. Контрольная задача №2. Анализ смеси катионов четвёртой и пятой групп.
ТЕМА 5. Аналитические группы анионов. Анализ сухого вещества.
Классификация анионов и групповые реагенты. Характеристика групп. Особенности анализа твёрдого вещества.
Лабораторные занятия. 9. Реакции и ход анализа смеси анионов первой аналитической группы (SO42-, SO32-, CO32-, PO43-, SiO32-).10. Реакции и ход анализа смеси анионов второй и третьей аналитических групп (I – Сl-, Вг-, I-, S2-; II - NO3-, NO2-, CH3COO-). 11. Контрольная задача №3. Анализ смеси анионов первой, второй и третьей групп. 12. Анализ сухого вещества.
Методические рекомендации.
При проведении занятий можно использовать в различном сочетании все традиционные методы обучения. Однако необходимо введение в преподавание творческих заданий, содействующих повышению познавательной активности учащихся. Использовать различные формы самостоятельной работы учащихся: работа с книгой, в том числе со справочной литературой, подготовка рефератов и др. При изучении курса “Основы качественного анализа” учащимся предоставляется возможность самостоятельно выполнять лабораторные и практические работы, в которые они могут внести элементы творчества.
Перечень рекомендуемой литературы.
- Логинов Н.Я. Аналитическая химия: Учеб. пособие для студентов химико-биол. и биолого-хим. специальностей пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1975.
- Основы аналитической химии. В 2 кн. Кн. 1. Общие вопросы. Методы разделения: Учеб. для вузов / Ю.А. Золотов, Е.Н. Дорохова, В.И. Фадеева и др. Под ред. Ю.А. Золотова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1999.
- Основы аналитической химии. В 2 кн. Кн. 2. Методы химического анализа: Учеб. для вузов / Ю.А. Золотов, Е.Н. Дорохова, В.И. Фадеева и др. Под ред. Ю.А. Золотова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1999.
- Суворов А.В. и др. Увлекательный мир химических превращений. Оригинальные задачи по химии с решениями. – СПб.: Химия, 1998.
- Ярославцев А.А. Сборник задач и упражнений по аналитической химии. – М., 1972.