Общеобразовательные цели:
Развивающие цели:
- развивать познавательный интерес, навыки коллективной работы;
- применить сформированные знания, умения и навыки в новых ситуациях;
- сформировать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
Воспитательные цели:
- воспитать трудолюбие, аккуратность ведения записей, умение объективно оценивать результаты своей и коллективной работы;
- прививать желание иметь качественные, глубокие знания, доводить дело до конца.
Тип урока: рок систематизации знаний.
Метод: урок - семинар с компонентами игры.
Оборудование: песочные часы, магнитная доска, фломастеры, чистые листы формата А4.
Оформление: эпиграф:
“Математика несет в себе черты деятельности, умозрительного мышления и стремление к эстетическому совершенству”
Р. Курант
Запись “Счастливый случай” по теме “Логарифмическая функция”.
На доске вывешиваются вопросы семинара.
Ход урока
1. Сообщается тема и цель урока.
Записывается план на доске:
1 тайм-“Разминка”.
2 тайм - “Спешите увидеть”.
3 тайм- “Темная лошадка”.
4 тайм – “Гонка за лидером”.
5 тайм – “Дальше, дальше…”.
Вопросы для семинара: (ознакомлены за 1,5 недели до урока).
- Как называется функция, обратная к показательной?
- Дайте определение логарифмической функции?
- Каким может быть основания в логарифмической функции и как оно обозначается?
- Схематически изобразить график логарифмической функции при условии: а) а > 1; б) а < 1.
- На одном рисунке схематически изобразить график логарифмической функции.
- Назовите область определения логарифмической функции.
- Назовите область определения логарифмической функции.
- Как ведет себя логарифмическая функция при условии, что основание, а < 1?
- Как ведет себя логарифмиче5ская функция при условии, что основание 0<а<1?
- Назовите свойства логарифмов.
- Назовите основные методы решения логарифмических уравнений?
- Решите уравнения:
а) log6 =2;
б) log3(2+1) =4;
в) log2(4+8) = log2(2-6);
г) log22-3 log2-4=0;
д) log5(-1)+ log5(-2)= log5(+2);
е) log9+2 log2=5;
ж) log2(+4+1)+1=) log2(6+2).
- Решите неравенства:
а) log2< 3; б) log-2; в) log8(-40) log8(2+16);г) log(2-4)-1.
2. Организационный момент.
Класс делится на две команды, выбирается капитан (до начала урока). Команды садятся за круглые “столы”. На столе у каждой команды лежит лист “оценка знаний команды”.
Команды: 1) “Логарифмы”, 2) “Функции”.
На листах учета знаний против каждой фамилии ставить в случае правильного ответа “+”. В результате подсчитать знаки “+” и выставить их количество в строке “всего”.
Лист учета знаний
№ п/п |
Ф. И. уч-ся |
Конкурсы |
Сумма “+” |
Оценка за урок |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||
Всего: |
1 тайм “Разминка”
Решение кроссворда. Каждая команда получает кроссворд, в котором нужно в результате решения получить ключевое слово. (Логарифм). Время три минуты.
- Логарифм с основанием равным числу е.
- Логарифм единицы.
- Действие нахождения логарифма числа (выражения).
- Назвать свойство, характерное для логарифмической функции с основанием а.
- Есть в каждом слове, растении и может быть в уравнении.
- Логарифм с основанием 10.
- Множество точек, координаты которых удовлетворяют некоторому отношению.
- Чему равен log2128?
Команда, которая скорее разгадает все восемь слов, получает 1 балл.
Ответы:
- Натуральный.
- Ноль.
- Логарифмирование.
- Возрастание.
- Корень.
- Десятичный.
- График.
- Семь.
2 тайм “Спешите узнать”
Каждой команде рекомендуется построить график логарифмической функции и указать ее свойства. Чертеж графика выполнить на листе формата А4 и вывесить на магнитной доске. Время 3 минуты. Правильный ответ оценивается-1 балл.
3 тайм “Темная лошадка”
К нам на игру пришел НМО - неопознанный математический объект. Каждая команда получает описание этого объекта и на протяжении 2 минут должна угадать, что это такое.
Предполагается следующее описание:
“Это одно из чудесных иррациональных чисел. Изучая показательную функцию, мы встречались с этим числом - это было лишь мгновение, но для логарифмических функций, число имеет важное значение. Его обозначение предложил Леонард Югер (1707-1783). Его еще называют неперовым числом в честь шотланландского математика Джона Непера (1550-1617), который впервые создал таблицы, касающиеся этого числа.
“Как-то на экзамене студент на вопрос преподавателя, чему равно приблизительно это число, сразу дал ответ, назвав его с точностью до 9-ти знаков после запятой. Когда преподаватель ему сказал, что не обязательно запоминать такое количество знаков, - на практике редко применяют больше трех – четырех, - студент заявил, что запомнить это легко: достаточно запомнить 2 первые цифры, а дальше – 2 раза год рождения Льва Николаевича Толстого”. Что это за число? Если сможете, назовите его с такой точностью, с которой назвал его студент.
(Это число е, е2,718281828…Достаточно запомнить 2 и 7, а дальше 2 раза 1828 – год рождения Л. Н. Толстого великого русского писателя)
Команда, которая ответит первой, получит 1 балл.
4 тайм “Гонка за лидером”
В непрозрачном мешке находятся бочонки с номерами вопросов, которые вывешены на доске. Команда, которая вытягивает бочонок, отвечает на вопрос, затем другая. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Время на обдумывание 1 минута. Учителю нужно иметь плакаты с готовыми ответами.
Всего восемь вопросов:
Вариант А | Вариант Б |
|
1. log464 2. log2 3. log27 4. log 5. log44 6. log 7. lg1000 8. ln 1 |
Потом команды получают карточки с заданиями. На выполнение дается 10 минут.
Карточка 1
1. Решить уравнение:
1) log2(+4)=3;
2) log4(2+6)= log4(-8);
3) log32+ log3-2=0.
2. Решить неравенство:
1) log2(-4) ;
2) log2(5-2) log2(7-2).
Карточка 2
1. Решить уравнение:
1) log3(-6)=2;
2) log2(4-2)= log2(2+10);
3) log52+ 3log5+2=0.
2. Решить неравенство:
1) log2(3-7);
2) log0,5(5-1) log0,5(3-2).
5 тайм “Дальше, дальше…”
Каждая команда на протяжении 1 минуты отвечает на вопросы и может заработать себе баллы.
1 команда
- Чему равен log28?
- Назовите область определения логарифмической функции?
- Как ведут себя логарифмическая функция при а1?
- Чему равен ln 1?
- Чему равен log3?
- Как расположен график логарифмической функции по отношению к показательной функции?
- Решите уравнение: log44=-1.
2 команда
- Чему равен log464?
- Назовите область значения логарифмической функции
- Как ведет себя логарифмическая функция при 0а1?
- Чему равен log21000?
- Чему равен логарифм частного двух функций?
- Назовите точку, через которую проходит график логарифмической функции?
- Чему равен log125?
- Решите уравнение: log8 = log84.
Подведение итогов
Учитель указывает на правильные ответы, судья следит за баллами участников каждой из команды и вывешивает их на доске.
Игра окончена. Объявляется команда победитель. Учитель благодарит учащихся за проведенный урок, называет оценки за урок, указывает на ошибки и отмечает наиболее старательных.