Методическая разработка урока математики по теме: "Логарифмическая функция"

Разделы: Математика


Общеобразовательные цели:

  • повторить свойства логарифма и логарифмической функции;
  • способы решения логарифмических уравнений и неравенств;
  • закрепить навыки и умения применения знаний по теме к решению упражнений.

Развивающие цели:

  • развивать познавательный интерес, навыки коллективной работы;
  • применить сформированные знания, умения и навыки в новых ситуациях;
  • сформировать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.

Воспитательные цели:

  • воспитать трудолюбие, аккуратность ведения записей, умение объективно оценивать результаты своей и коллективной работы;
  • прививать желание иметь качественные, глубокие знания, доводить дело до конца.

Тип урока: рок систематизации знаний.

Метод: урок - семинар с компонентами игры.

Оборудование: песочные часы, магнитная доска, фломастеры, чистые листы формата А4.

Оформление: эпиграф:

“Математика несет в себе черты деятельности, умозрительного мышления и стремление к эстетическому совершенству”

Р. Курант

Запись “Счастливый случай” по теме “Логарифмическая функция”.

На доске вывешиваются вопросы семинара.

Ход урока

1. Сообщается тема и цель урока.

Записывается план на доске:

1 тайм-“Разминка”.

2 тайм - “Спешите увидеть”.

3 тайм- “Темная лошадка”.

4 тайм – “Гонка за лидером”.

5 тайм – “Дальше, дальше…”.

Вопросы для семинара: (ознакомлены за 1,5 недели до урока).

  1. Как называется функция, обратная к показательной?
  2. Дайте определение логарифмической функции?
  3. Каким может быть основания в логарифмической функции и как оно обозначается?
  4. Схематически изобразить график логарифмической функции при условии: а) а > 1; б) а < 1.
  5. На одном рисунке схематически изобразить график логарифмической функции.
  6. Назовите область определения логарифмической функции.
  7. Назовите область определения логарифмической функции.
  8. Как ведет себя логарифмическая функция при условии, что основание, а < 1?
  9. Как ведет себя логарифмиче5ская функция при условии, что основание 0<а<1?
  10. Назовите свойства логарифмов.
  11. Назовите основные методы решения логарифмических уравнений?
  12. Решите уравнения:

а) log6 =2;

б) log3(2+1) =4;

в) log2(4+8) = log2(2-6);

г) log22-3 log2-4=0;

д) log5(-1)+ log5(-2)= log5(+2);

е) log9+2 log2=5;

ж) log2(+4+1)+1=) log2(6+2).

  1. Решите неравенства:

а) log2< 3; б) log-2; в) log8(-40) log8(2+16);г) log(2-4)-1.

2. Организационный момент.

Класс делится на две команды, выбирается капитан (до начала урока). Команды садятся за круглые “столы”. На столе у каждой команды лежит лист “оценка знаний команды”.

Команды: 1) “Логарифмы”, 2) “Функции”.

На листах учета знаний против каждой фамилии ставить в случае правильного ответа “+”. В результате подсчитать знаки “+” и выставить их количество в строке “всего”.

Лист учета знаний

№ п/п

Ф. И. уч-ся

Конкурсы

Сумма “+”

Оценка за урок

1

2

3

4

5

6

                   
                   

Всего:

                 

1 тайм “Разминка”

Решение кроссворда. Каждая команда получает кроссворд, в котором нужно в результате решения получить ключевое слово. (Логарифм). Время три минуты.

  1. Логарифм с основанием равным числу е.
  2. Логарифм единицы.
  3. Действие нахождения логарифма числа (выражения).
  4. Назвать свойство, характерное для логарифмической функции с основанием а.
  5. Есть в каждом слове, растении и может быть в уравнении.
  6. Логарифм с основанием 10.
  7. Множество точек, координаты которых удовлетворяют некоторому отношению.
  8. Чему равен log2128?

Команда, которая скорее разгадает все восемь слов, получает 1 балл.

Ответы:

  1. Натуральный.
  2. Ноль.
  3. Логарифмирование.
  4. Возрастание.
  5. Корень.
  6. Десятичный.
  7. График.
  8. Семь.

2 тайм “Спешите узнать”

Каждой команде рекомендуется построить график логарифмической функции и указать ее свойства. Чертеж графика выполнить на листе формата А4 и вывесить на магнитной доске. Время 3 минуты. Правильный ответ оценивается-1 балл.

3 тайм “Темная лошадка”

К нам на игру пришел НМО - неопознанный математический объект. Каждая команда получает описание этого объекта и на протяжении 2 минут должна угадать, что это такое.

Предполагается следующее описание:

“Это одно из чудесных иррациональных чисел. Изучая показательную функцию, мы встречались с этим числом - это было лишь мгновение, но для логарифмических функций, число имеет важное значение. Его обозначение предложил Леонард Югер (1707-1783). Его еще называют неперовым числом в честь шотланландского математика Джона Непера (1550-1617), который впервые создал таблицы, касающиеся этого числа.

“Как-то на экзамене студент на вопрос преподавателя, чему равно приблизительно это число, сразу дал ответ, назвав его с точностью до 9-ти знаков после запятой. Когда преподаватель ему сказал, что не обязательно запоминать такое количество знаков, - на практике редко применяют больше трех – четырех, - студент заявил, что запомнить это легко: достаточно запомнить 2 первые цифры, а дальше – 2 раза год рождения Льва Николаевича Толстого”. Что это за число? Если сможете, назовите его с такой точностью, с которой назвал его студент.

(Это число е, е2,718281828…Достаточно запомнить 2 и 7, а дальше 2 раза 1828 – год рождения Л. Н. Толстого великого русского писателя)

Команда, которая ответит первой, получит 1 балл.

4 тайм “Гонка за лидером”

В непрозрачном мешке находятся бочонки с номерами вопросов, которые вывешены на доске. Команда, которая вытягивает бочонок, отвечает на вопрос, затем другая. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Время на обдумывание 1 минута. Учителю нужно иметь плакаты с готовыми ответами.

Всего восемь вопросов:

Вариант А Вариант Б
  1. log232
  2. log4
  3. log81
  4. log
  5. log61
  6. log5
  7. lg100
  8. ln е
1.  log464
2. log2
3. log27
4. log
5. log44
6. log
7. lg1000
8. ln 1

Потом команды получают карточки с заданиями. На выполнение дается 10 минут.

Карточка 1

1. Решить уравнение:

1) log2(+4)=3;

2) log4(2+6)= log4(-8);

3) log32+ log3-2=0.

2. Решить неравенство:

1) log2(-4) ;

2) log2(5-2) log2(7-2).

Карточка 2

1. Решить уравнение:

1) log3(-6)=2;

2) log2(4-2)= log2(2+10);

3) log52+ 3log5+2=0.

2. Решить неравенство:

1) log2(3-7);

2) log0,5(5-1) log0,5(3-2).

5 тайм “Дальше, дальше…”

Каждая команда на протяжении 1 минуты отвечает на вопросы и может заработать себе баллы.

1 команда

  1. Чему равен log28?
  2. Назовите область определения логарифмической функции?
  3. Как ведут себя логарифмическая функция при а1?
  4. Чему равен ln 1?
  5. Чему равен log3?
  6. Как расположен график логарифмической функции по отношению к показательной функции?
  7. Решите уравнение: log44=-1.

2 команда

  1. Чему равен log464?
  2. Назовите область значения логарифмической функции
  3. Как ведет себя логарифмическая функция при 0а1?
  4. Чему равен log21000?
  5. Чему равен логарифм частного двух функций?
  6. Назовите точку, через которую проходит график логарифмической функции?
  7. Чему равен log125?
  8. Решите уравнение: log8 = log84.

Подведение итогов

Учитель указывает на правильные ответы, судья следит за баллами участников каждой из команды и вывешивает их на доске.

Игра окончена. Объявляется команда победитель. Учитель благодарит учащихся за проведенный урок, называет оценки за урок, указывает на ошибки и отмечает наиболее старательных.