Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объема

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учащихся с прямоугольным параллелепипедом, объёмом, единицей измерения объёма.
  • Развивать логическое мышление, смекалку, внимание, память.
  • Продолжить воспитание коммуникативных способностей.

Оборудование:

  • Классная доска.
  • Рисунки с фигурами.
  • Опорные слова.
  • Пластилиновый брусок (5*1*1), шёлковая нить.

Ход урока.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Задачи на смекалку.

  1. Всегда ли после 12 следует 13? (нет, не всегда, на часах после двенадцати следует один).
  2. Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10? (когда смотрим на часы, которые показывают 10 минут какого- либо часа).

“Быстро и легко”.

45*6 = (45*2*3).

75*4 = (75*2*2).

25*12 = (25*4*3).

2*25*43*5*4 = (25*4)* ( 2*5)*43

5*66+5*34+4*13+4*12 = 5*(66+34)+4*(13+12)

“Сообщение” нового знания.

“Открытие” нового знания.

Начертите прямоугольник со сторонами 4 см и 2 см

Найдите периметр и площадь.

Сколько измерений мы должны знать, чтобы найти периметр, площадь?

Почему при нахождении периметра получили сантиметры, а при нахождении площади квадратные сантиметры? (разные мерки: отрезок 1 см, в площади квадрат со стороной в 1 см).

Пластилиновый брусок.

Будет ли являться этот предмет геометрической фигурой?

Сколько измерений имеет эта фигура?

Где вы встречали такую геометрическую фигуру в жизни?

Знаете, ли вы как она называется?

Прямоугольный параллелепипед

(опорные слова на доске)

Сколько они имеют измерений?

В скольких плоскостях помещаются?

Как можно назвать эти фигуры? (объёмные).

Объём-величина, характеризующая размер геометрического тела (фигуры).

А как нам узнать размер такой фигуры, если вдруг мы строим дом, где нужны брусья?

При нахождении площади, какую брали мерку?

Что нам нужно сделать? (выбрать мерку).

Какую?

Почему?

Практическая работа.

Пластилиновый брусок делим на кубики.

Сколько кубиков получили? (5).

Измерение в кубиках, даёт нам новую мерку, как её можно назвать? (кубическая).

А чтобы узнать какого размера нам нужен брус для дома, неужели мы будем его пилить а потом склеивать, учитывая нашу мерку?

Что делать?

Вспоминаем площадь. Как её ищем?

А в брусе, сколько измерений?

Как можно найти размер бруса?

Размер объёмной фигуры обозначается V.

Запишите формулу нахождения объёмной фигуры.

V=a*b*c

Первичное закрепление.

Страница 116, фигура номер 2.

Найдите объём фигуры.

Физминутка (релаксация).

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (два раза).
Сном волшебным засыпаем…
Дышатся легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (два раза).
Шея не напряжена…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется… (два раза).
Дышится легко… ровно… глубоко.

Самостоятельная работа.

Стр. 116 номер 481 (1)

Запишите пять пар противоположных чисел.

Начертите числовую прямую.

С чего её нужно начать? (точка отсчёта).

Что нам ещё нужно чтобы отметить на числовой прямой числа? (мерка).

Отметьте свои числа.

Под (2).

А—С 3; -3

В—Е 8; -8

Х- 2; -2

Y- -5; 5

Р- 10; -10

М- -13; 10

Решение задач.

На дворе у хозяйки бегают куры и поросята: у всех вместе 20 голов и 52 ноги.

Сколько всего кур и поросят у хозяйки?

О ком эта задача?

Что нам известно?

Сколько ног у кур, а сколько у поросят?

Как будем решать?

Допустим, что у хозяйки все куры, то

20*2 = 40 (ног)

52-40 = 12 (ног)

12/2 = 6 (поросят)

20-6 = 14 (кур)

Домашнее задание.

Страница 113 № 482

Итог урока. (рефлексия).

Что нового узнали на уроке?

С какими фигурами познакомились?

Как найти размер этих фигур?

Назовите мерку объёма?