Проект урока по теме "Обобщение сведений о частях речи" в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Этот урок проводился в 3-м классе. В классе обучается 15 человек: из них 5 человек успевают на “4” и “5”, 3 ребёнка имеют диагноз “Задержка психического развития”, 2 – “Олигофрения”, 5 учащихся усваивают программный материал с затруднениями.

Этот урок – обобщение связан с предыдущими темами уроков. При обобщении предыдущего материала опиралась на знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках.

На уроках была решена триединая цель:

- были созданы условия для обобщения знаний о частях речи;

- развитие умения распознавать части речи, развитие слухового и зрительного восприятия, орфографической зоркости.

- воспитания уважительного отношения к мнению других.

Тип урока комбинированный. При подготовке к уроку были учтены программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития школы (коррекционно – развивающее и личностно – ориентированное обучение).

В ходе урока были использованы активные формы и методы работы. Урок начался необычно. Детям было предложено заменить слова синонимами, антонимами, заменить фразеологические обороты одним словом. На основе ответов ребята сформулировали тему и цели урока.

Проверка домашнего задания показала умение ребят выполнять упражнение в соответствии с заданием, отвечать на вопросы, работать в паре.

Минутка чистописания способствовала развитию речи, наблюдательности. Работу по развитию речи провожу в системе, она и является темой самообразования.

Индивидуальная работа, предложенная ребятам, учитывала образовательный уровень учащихся.

Орфографическая работа на уроке способствовала развитию орфографической зоркости, глазомера, внимания, памяти, умению обобщать слова по определённым признакам, классифицировать слова по каким – либо признакам, производить самопроверку и взаимопроверку.

Поуровневая работа определила границы собственных знаний и незнаний учащихся.

Каждый этап урока носил законченный характер. В ходе урока были созданы социально – психологические, учебно-материальные и гигиенические условия для проведения урока.

Перегрузки и переутомления у учащихся не было. Дети сохранили продуктивную деятельность, мотивацию учения, настроения, самочувствия.

Дети в течение всего урока находились в тесном контакте с учителем и друг с другом.

Отклонений и изменений в проведении урока не было.

Считаю продуктивной на уроке работу по развитию устной речи, умение детей классифицировать слова, обобщать, поуровневую работу.

Резервные возможности класса малы (качество знаний 33,5 %). Буду продолжать работу по развитию устной речи учащихся.

Цели:

- создать условия для обобщения знаний о частях речи;

- развитие умения распознавать части речи, развитие слухового и зрительного восприятия, орфографической зоркости, умения классифицировать слова по определённым признакам, находить общий признак, развитие внимания;

- воспитание уважительного отношения к мнению других.

Оборудование:

    1. Рамзаева Т. Г. Русский язык: Учебник для 3 класса.
    2. Таблицы слогов – слияний для работы в парах.

 Ход урока.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Методические комментарии
1. Психологический настрой. - Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения и увлекательной работы на уроке. - Дети обмениваются взглядами с учителем и друг с другом, улыбаются друг другу, желают хорошего настроения и интересной работы на уроке. Воспитание правил культурного поведения, создание благоприятной обстановки.
2. Организационный момент. - Садится первым тот, кто скажет: Какие слова называются синонимами?

- Подбери синонимы к словам:

дорога,

Родина,

метель,

холод,

распутица.

- По какому признаку можно объединить эти слова? Как ты считаешь?

- Почему?

 

 

 

- Какие слова называются антонимами?

- Подбери антонимы к словам:

мокрый,

сытый,

широкий.

- По какому принципу можно объединить эти слова и почему?

 

 

 

 

- Что называется фразеологизмом?

- Замени фразеологизмы одним словом:

бить баклуши

время истекло

заруби на носу

очки втирать

перемывать косточки.

- По какому принципу ты можешь объединить эти слова?

-Почему ты так решил?

 

- Это слова, близкие по смыслу.

 

 

 

путь, колея, линия

Отчизна, Отечество

вьюга, буран, пурга

мороз, стужа

бездорожье, беспутица

- Я считаю, что эти слова относятся к именам существительным.

 

- Они обозначают название предмета и отвечают на вопросы “что?”

- Это слова, противоположные по смыслу.

 

 

сухой

голодный

узкий

- Все эти слова относятся к именам прилагательным, т. к. обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы “какой?”

-Фразеологизмы – это устойчивые обороты речи.

 

 

бездельничать

закончилось, прошло

запомнить

обманывать

сплетничать, злословить

- Это глаголы.

 

 

 

- Эти слова обозначают действия предметов и отвечают на вопросы “что делать?”, “что сделать?”

Развитие интуиции, догадки, умения обобщать, делать выводы.
3. Постановка темы и цели урока. - Посмотрите внимательно на стр. 145, упражнения 385, 386, вспомните, о чём мы говорили в начале урока и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Это урок – объяснение нового материала или обобщение ранее изученного?

- Верно.

- Тема сегодняшнего урока: “Обобщение сведений о частях речи”.

- Что сегодня на уроке закрепишь, что будешь учиться делать?

- Тема сегодняшнего урока: “Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол”.

 

 

 

- Урок – обобщение.

 

 

- Сегодня на уроке я закрепляю знания о частях речи;

- буду учиться их различать;

- узнавать по определённым признакам.

Ориентация на требование учителя, умение определять границы собственного знания и незнания, умение выражать собственные мысли.
4. Проверка домашнего задания. - Откройте домашние тетради, проверяем домашнее задание. Стр. 145, упр. 383.

-Что нужно было сделать?

-Проверка выполнения домашнего упражнения по заданию.

 

 

 

 

упр. 386 – устно.

- Предлагаю поработать в парах. Давайте вспомним условия работы в парах.

Как сработали ваши пары?

Почему?

-А сейчас вы не против, если я проверю, правильно ли ты оценил себя и своего товарища, т. е. работу в паре.

- Дети открывают тетради.

 

 

 

 

- Нужно было отгадать загадку, написать по памяти вместе с отгадкой, определить, какие части речи есть в тексте загадки, в каком числе стоят слова и выделить в словах приставки.

 

-Дети поочерёдно задают друг другу и отвечают на них.

 

 

-Дети оценивают свой труд по линеечке.

- Дети любой из пар отвечают на вопросы учителя.

Развитие догадки, памяти, умение классифицировать слова, связно отвечать на вопросы, работать в паре.
5. Минутка чистописания. - Что называется фразеологизмами?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым фразеологическим оборотом.

- Найдите его в предложении.

Оказавшись в лесной глуши, его охватил панический страх.

- Почему так говорят?

- Хотите знать, почему так говорят?

-Когда родился бог природы ПАН, покровитель лесов и их обитателей, даже мать ужаснулась его безобразному виду: ребёнок явился на свет рогатым, с копытами, с расплющенным носом и козлиной бородкой. Едва родившись, он сразу же начал прыгать и хохотать, чем ещё больше напугал свою родительницу. Но ведь дитя было маленьким богом, и боги на Олимпе встретили его с радостью: ПАН оказался добродушным, весёлым божеством, он изобрёл флейту и превосходно на ней играл.

а откуда же пошло выражение “панический страх”?

Когда пастух или зверолов слышали в дебрях дикие звуки, смутный шум, чей – то хохот, то были уверены, что это ПАН. Бедные люди пугались, испытывали панический страх, среди них возникала паника. Кстати, если хотите узнать, каким ПАН мерещился древним, посмотрите на знаменитую картину художника Врубеля. Она так и называется – “ПАН”.

Панический страх, т. е. какой?

- Составь предложение с данным фразеологизмом.

-К какой части речи относятся слова “страх” и “панический” и почему?

 

 

 

 

- Какую букву или буквы будем писать и почему?

 

- Назови порядок букв в цепочке и объясни выбор четвёртой буквы.

 

 

- Напишите цепочки из букв, ориентируясь на знание алфавита.

- Это устойчивые обороты речи.

 

- Дети находят фразеологизм “панический страх”.

 

 

Высказывания детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Очень сильный, сопровождающийся паникой.

-Дети составляют предложение с данным фразеологизмом.

- Слово “страх” относится к имени существительному, т. к. обозначает название и отвечает на вопрос “что?”, а слово “панический” относится к имени прилагательному, т. к. обозначает признак предмета и отвечает на вопрос “какой?”.

- Мы будем писать буквы а, и – с, т. к. они встречаются по 2 раза.

А – заглавная,

и – строчная,

с – строчная,

4 буква согласных непарных звонких звуков с начала алфавита.

- Дети пишут цепочку из букв до конца строки.

Расширение кругозора, развитие речи, внимания, наблюдательности.
6. Физкультурная минутка на внимание “Пожалуйста”. - Я называю движения, показываю их. Если вы услышите слово “пожалуйста”, то выполняйте их, а если нет, то не выполняйте. - Дети внимательно смотрят на учителя и внимательно слушают. Команды выполняют только на слово “пожалуйста”. Эмоциональный настрой, снятие напряжения, развитие внимания.
7. Индивидуальная работа . Индивидуальная работа по карточке для учеников, занимающихся на 4 и 5 и по перфокарте для детей с ЗПР. Карточка. Задание: распредели слова по колонкам. В 1 колонку – имена существительные, во 2 – имена прилагательные, в 3 – глаголы.

Цветок, несёт, идёт, добрый, весёлый, осень, дорога, танцует, красный, метель, сидит, корабль, золотая.

Перфокарта. Задание: вставь пропущенные буквы.

в..дро

ст..на

з..рно

п..ёт

..сенний

цв..ток

зав..дёт

в..сна

з..л..той

стр..на

см..треть

Развитие орфографической зоркости, умения классифицировать слова, самостоятельности.
8. Орфографическая минутка. Работа по слоговой таблице В. В. Квач. Зрительный диктант.

- Расшифруй слова

89, 103, з

вы- ле- з

г, 44, б, 46

г-ри-б- ки

34, 37, д

по-хо-д

- Прочитайте слова, запомните (3 секунды), закройте глаза, повторите записанное, а затем напишите их.

Орфографический разбор слов.

- Самопроверка.

 

- По какому принципу можно объединить эти слова.

 

 

- Какое из слов является “лишним” по какому – либо признаку и почему? Как ты считаешь?

 

 

 

 

 

 

 

- Слуховой диктант пройдёт под девизом “Зоркий глаз помогает Чуткому Уху” с предварительной подготовкой.

- Чтение предложения учителем.

Голодный медведь вылез из берлоги.

- Объясни изученные орфограммы.

- Назови части речи, которые есть в предложении.

- Запомните предложения.

(Текст закрывается).

- Запиши предложение по памяти.

(Текст открывается).

- Взаимопроверка.

 

- От каждого ряда выходят по одному человеку и записывают своё слово.

 

 

- Дети читают слова, запоминают, а затем пишут по памяти.

 

 

- Дети объясняют написание слов.

- Дети проверяют и оценивают запись с карандашом в руках, если ошибок нет, на полях ставят знак “+”, если есть ошибки, исправляют их и на полях ставят знак –

- Во всех словах есть парный согласный в корне.

- Это двусложные слова.

- Количество букв и звуков совпадает.

- Я считаю, что “лишним” является слово:

- “вылез”, т.к. относится к глаголу, а не к имени существительному;

- “вылез” - ударный гласный в первом слоге, а не во втором;

- “в поход” - в этом слове нет безударной гласной в корне, а в других словах есть;

- грибки – по морф.

составу.

 

 

 

 

- Дети читают слова и объясняют орфограммы в словах.

- Дети называют части речи, которые есть в предложении.

- Дети закрывают глаза и представляют зрительно предложения.

- Дети записывают предложения по памяти.

 

- Дети обмениваются тетрадями и проверяют запись предложения с карандашом в руках. Ставят на полях +, если ошибок нет, а -, если есть ошибки и исправляют их.

Вовлечение всех ребят в творческий процесс, развитие внимания, глазомера, памяти, орфографической зоркости, умение обобщать, высказывать свою точку зрения, классифицировать слова по различным признакам.
9. Проверка работы по карточкам индивидуально. - Я читаю работу по карточке, если правильно, то вы хлопните в ладоши, а если есть ошибка, то вы топните ножкой. - Ребята в соответствии с заданиями проверяют работу по карточкам.  
10. Поуровневая работа. - А сейчас я вам предлагаю выполнить поуровневую работу.

I уровень.

Задание.

Спиши слова, укажи части речи.

Стекло, озеро, весёлый, роет, строит, весенний, думает, дождливая, роза.

II уровень.

Задание.

Подумай, на сколько и какие группы можно поделить слова. Напиши слова, поделив их на группы.

Ведро, несёт, зелёный, зуб, ножка, холодный, ведёт, лесной, поёт.

 

- Дети внимательно слушают задания для I и II уровня. Определяют, по какому уровню они будут работать, а затем выполняют задания. Развитие умения классифицировать слова, определять части речи.
11. Проверка. Проверяем работу тех ребят, которые выбрали задания I уровня.

 

Самопроверка.

 

 

- Проверяем работу тех ребят, которые работали по II уровню.

 

- Самопроверка.

Стекло(сущ.), озеро (сущ.), весёлый (прил.), едет (гл), роет (гл.), трава (сущ.), строит (гл.), весенний (прил.), думает (гл), дождливая (прил.).

- Я считаю, что эти слова можно поделить на 3 группы:

Имя существительное: ведро, зуб, ножка.

Имя прилагательное: зелёный, холодный, лесной.

Глагол: несёт, ведёт, поёт.

Развитие самостоятельности, внимания.
12. Упражнение на внимание. Задание:

Я называю слова, если ты услышишь имя существительное – присядь, имя прилагательное – руки вверх, глагол – подпрыгни.

Имя существительное (присели): утро, книга, арбуз, глобус, стекло.

Имя прилагательное (руки вверх): добрый, зелёный, красный, деревянный, толстый.

Глагол (подпрыгнули): идёт, танцует, летит, плывёт, катит.

Развитие умения распознавать части речи, внимания.
13. Рефлексивно – оценочная деятельность учащихся. - Что закрепил на уроке?

- Что учился делать?

- Что узнал нового?

 

 

 

 

 

 

 

- Что наиболее понравилось выполнять на уроке?

- Выполнение какого задания вызвало затруднения?

- Как ты оцениваешь свою деятельность на уроке и почему?

-Настроение? Почему?

- Закрепил знания о частях речи.

- Учился различать части речи.

- Познакомился с новым фразеологизмом.

- Учился работать в паре с товарищем по парте.

- Учился задавать вопросы и отвечать на них.

- Ответы ребят.

 

 

- Ответы ребят.

 

 

- Дети по линеечке показывают, как они сработали на уроке и почему.

- Ответы детей.

 
14. Оценки за урок. Оценки за работу на уроке. Дети выставляют оценки в дневник.  
15. Домашнее задание.

 

- Спасибо за работу на уроке.

Дома: страница 146, упражнение № 388. Дети записывают домашнее задание в дневники.  

Используемая литература

  1. Волина, В. Русский язык: Серия “Учимся играя”.- Екатеринбург: АРГО, 1996. - с. 457.
  2. Лайло, В. В. Русский язык.- М.: Дрофа, 2000. - с. 18-19.
  3. Рамзаева ,Т. Г. Русский язык: Учебник для 3 класса. - М.: Дрофа,2000. – с. 145-146.