Дискретное проектирование и возможности его применения в школе на примере изготовления елочных игрушек

Разделы: Технология


Предмет “Технология” - очень творческий и в его рамках возможно использование самых неожиданных, а порой, давно забытых и редко используемых технологий. Именно таким необычным способом изготовления декоративных изделий стало дискретное проектирование и объёмное моделирование.

Суть данного способа – создание объёмных фигур в дискретном линейном каркасе – то есть наборе горизонтальных и вертикальных сечений поверхности, увязанных в пространстве. Этот инженерный способ использовался когда-то для разработки формы поверхности макетов фигур и манекенов (рис.1).

Рис.1.  Дискретный линейный каркас макета мужской фигуры [1].

В основе данного каркаса лежит предварительное графическое задание поверхности определённой совокупностью линий, лежащих на ней [1].

Эту технологию ученицы 9 класса Балдина Алиса и Мещерякова Анастасия под моим руководством применили для создания ёлочных игрушек (рис.2, см. Приложение).

Во время разработки проекта, в рамках которого и осуществлялось изготовление представляемых изделий, была разработана технология и подобраны материалы.

Наиболее удобными в использовании и дешёвыми стали: картон средней плотности; цветная упаковочная бумага с эффектом голографии; декоративная отделочная тесьма разной ширины, плетения и цвета. Для отделки - тонкая атласная лента, органза, сетка, мулине, бисер, бусины. Для соединения деталей - универсальный клей “Titan SM”, обладающий хорошей клеящей способностью, быстро сохнущий, прозрачный, без запаха. Чертежи выполнялись на масштабно-координатной бумаге. Помимо этого использовались простой карандаш, линейка, циркуль, ластик, ножницы.

Последовательность разработки и изготовления изделий.

  1. Определить исходную форму изделия (игрушки) и его размеры (рис. 3, см. Приложение).
  2. Продумать в целом его конструкцию и художественное решение (рис. 4, см. Приложение). В качестве пояснения хотелось бы отметить, что проведя сравнительный анализ из нескольких вариантов был выбран один, как наиболее интересный, яркий и привлекающий к себе большее внимание (таблица 1).

Таблица 1

Выбор основных направлений дизайна

Варианты оформления

Причины отказа от модели

Образец

а). Основа из картона, оклеенного цветной бумагой

Игрушки мало привлекательны

б). Картонная основа обёрнута прозрачной тканью и украшена блёстками

Плохо видны формообразующие элементы, игрушка теряет “необычность”

в). Основа выполнена из картона, оклеенного голографической бумагой. Торцевые стороны оклеены декоративной тесьмой.

Причин для отказа нет. Данный вариант взят за основу дальнейшего изготовления.

  1.  Определить количество и пропорции составных элементов и способы их соединения.

  2. Разработать чертежи изделия, обратив особое внимание на места соединения деталей (рис. 5 а-в).
  3. Для удобства дальнейшей работы сделать ксерокопии чертежей с целью их непосредственного использования для изготовления игрушек.
  4. Наклеить лист с начерченными деталями на картон для придания жесткости, равномерно нанося клей, избегая появления его излишков. Склеенные детали поместить под пресс (например, несколько книг) и дать просохнуть 7-10 минут.
  5. После высыхания аккуратно вырезать детали строго по контурным линиям (рис. 6). Таким образом, подготовлены заготовки, которые в дальнейшем будут оклеены декоративной цветной бумагой.
  6. Наклеить заготовки на белую сторону цветной бумаги с эффектом голографии (рис. 7) вспомогательными линиями вверх (рис. 8). Поместить под пресс и дать просохнуть.
  7. Вырезать детали по контуру картона (рис. 9).
  8. Следующий этап требует особого внимания и аккуратности. Детали, в которых это необходимо, разрезать по сплошным линиям на две симметричные части. Сделать надрезы по намеченным линиям, предназначенным для дальнейшего соединения деталей, причём, ширина надрезов должна быть около 1 мм (рис. 10).
  9. Оклеить цветной бумагой вторую сторону деталей, вырезать по контуру, сделать надрезы по имеющимся линиям. Составные части игрушки готовы (рис. 11а-в).
  10. Собрать объёмное изделие, последовательно закрепляя все детали в прорезях (рис 12а,б).
  11. Выбрать отделочные материалы, определить их расположение на изделии и приклеить на игрушку. Сделать петельку для крепления на ветках ели (рис. 13, 14а,б).

Рис. 5. Выполнение чертежей деталей см. Приложение с рисунками.

Рис. 6–14

При необходимости данную технологию можно доработать или переработать и использовать для создания других, не менее интересных, изделий.

Предлагаемый вариант моделирования ценен по многим показателям:

  • Изготовление одной игрушки детьми занимает, в среднем, менее 1,5 часов от начала до конца (40-45 минут для изготовления составных деталей игрушки и 30-40 минут для сбора и декорирования).
  • Используемые материалы не требуют дополнительных затрат и предварительной подготовки.
  • Изготовление изделий доступно любому человеку в домашних условиях, а совместная семейная работа по оформлению новогодней ели способствует сплочению семьи и возврату к прежним традициям.
  • Данная технология современна, имеет большой потенциал использования.

Также важно отметить, что во время использования данного метода проектирования при работе с детьми решаются следующие развивающие и обучающие задачи:

  • Развитие навыков черчения;
  • Формирование представления о плоской и объёмной формах и способах сбора из отдельных плоских деталей целого объёмного изделия;
  • Развитие моторики рук во время изготовления, сбора и оформления игрушек;
  • Развитие эстетического вкуса;
  • Развитие творческих способностей;
  • Развитие цветовосприятия и цветопредставления;
  • Развитие самостоятельности в решении поставленных проблем;
  • Формирование умения работы с различными материалами и инструментами;
  • Развитие логического мышления, способности анализировать, сравнивать, выделять главное и переносить полученные знания на практику;
  • Позволяет развивать математические способности, выявлять связи с другими учебными предметами (геометрией, черчением, рисованием, химией, историей, информатикой) и формировать основы инженерной логики.

Готовые детали игрушек были предоставлены группе учеников второго класса, которым предложили попробовать собрать из плоских элементов объёмные объекты. Результаты были очень интересными, тем более что дети использовали новые варианты соединения различных деталей (рис. 15а,б; 16а-д).

Рис. 15-16

Список литературы.

1. Основы конструирования одежды: Учебник/Коблякова Е.Б., Савостицкий А.В., Ивлева Г.С., и др. – 3-е изд., перераб. и доп.; Под общ. Ред. Е.Б. Кобляковой. – М.; Лёгкая индустрия, 1980. – 448 с., ил.

Приложение с рисунками и фото