Тема: | Знакомство с задачей как особым видом задания. |
Цели: | 1. Познакомить учащихся с задачей как особым видом задания. |
2. Формировать у учащихся умение отличать текстовую задачу от других видов задания. | |
3. Закреплять практические навыки работы с отрезком и ломаной линией. | |
4. Развивать логическое мышление, пространственное воображение детей. | |
5. Воспитывать у детей заботливое отношение к людям. |
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок математики. У нас непременно все получится.
Давайте, ребята,
Учиться считать:
Вычитать, прибавлять.
Запомните все,
Что без точного счета
Не сдвинется с места
Любая работа.
II. Актуализация знаний.
1. Сказочная математическая минутка.
а). Волк пригласил на свой день рождения 7 козлят и 3 поросят. Сколько всего гостей пригласил волк на свой день рождения?
б). У Буратино было 9 яблок. Он отдал 3 яблока Мальвине и 2 яблока Пьеро. Сколько яблок у него осталось?
в). Жила-была Красная Шапочка. Однажды мама испекла пирожки и попросила Красную Шапочку отнести их бабушке. Положила девочка в корзинку 3 пирожка с капустой, 2 пирожка с яблоками, 4 пирожка с горохом. Сколько всего пирожков взяла Красная Шапочка бабушке?
г). У Иванушки-дурачка были 3 брата и 3 сестры. Сколько было в семье мальчиков? Девочек? А сколько всего детей?
д). Шел Волк в город. Навстречу шли ему 7 козлят и Красная Шапочка. Сколько зверей шло в город?
2. Назовите число, в котором
4 дес. 2 ед.
5 ед. 7 дес.
6 дес. 3 ед.
0 ед. 4 дес.
5 дес. 1 ед.
Какое число “лишнее”?
III. Работа по теме урока.
Учитель. | Ребята, откройте учебник, прочитайте задание №50. |
Дети. | (Читают) Сравни тексты. |
Учитель. | Что значить сравнить тексты? |
Дети. | Это значить найти сходство! |
Дети. | Или различия! |
(Читаем два текста). | |
Учитель. | Что вы можете сказать о первом тексте? |
Дети. | Первый текст – это математический рассказ, в котором говорится о том, сколько ложек микстуры дал доктор Айболит обезьянке Чичи и собаке Авве. |
Учитель. | Как давал микстуру доктор Айболит? |
Дети. | В отдельности и вместе. |
Учитель. | Что вы можете сказать о втором тексте? |
Дети. | Это тоже математический рассказ. |
Дети. | В нем тоже говорится о докторе Айболите, обезьянке Чичи и собаке Авве. |
Дети. | И о том, сколько микстуры дали им. |
Дети. | Эти тексты похожи. |
Учитель. | А в чем же их различие? |
Дети. | В первом тексте говорится, что доктор Айболит дал больным 7 ложек микстуры, а во втором тексте спрашивается, сколько ложек микстуры ушло на лечение больных? |
Учитель. | Как вы думаете, какой текст является заданием? |
Дети. | Второй. |
Учитель. | Похоже ли это задание на те задания, которые мы уже выполняли? |
Дети. | Нет. |
Дети. | Не похоже! В других заданиях говорилось, что надо сделать, а здесь нет. |
Учитель. | Ну, как же! Сказано ведь “Сколько ложек микстуры ушло на лечение больных?“ |
Дети. | А что надо делать – не сказано. |
Дети. | Здесь надо дать ответ. |
Дети. | Это специальное математическое задание, где надо дать ответ. |
Учитель. | Еще раз прочитайте задание. |
Дети. | Сколько ложек микстуры ушло на лечение этих больных? |
Учитель. | Каких больных? |
Дети. | Обезьянки и собаки. |
Учитель. | Какое математическое действие поможет ответить на вопрос задания? |
Дети. | Сложение, потому что надо узнать, сколько всего (т.е. вместе) ушло микстуры. |
Учитель. | Запишите действие, найдите ответ. |
Дети. | 3 + 4 = 7 |
Учитель. | Сколько же ушло ложек микстуры на лечение? |
Дети. | 7 |
Учитель. | Верно. Мы с вами помогли, ребята, героям сказки К. И. Чуковского “Доктор Айболит”. Они выздоровели. Как это важно – оказывать помощь вовремя! |
Физкультминутка. Буратино потянулся, |
|
Учитель. | Ребята, я правильно вас поняла, мы сегодня познакомились с новым видом заданий? |
Дети. | Да! |
Учитель. | Давайте проверим. Выпишите в тетрадь номера тех заданий, которые можно назвать математическими рассказами с заданием. (Раздаю карточки). |
Содержание карточки: 1. У вороны Каркуши 6 праздничных платьев и 4 повседневных. Всего у вороны-модницы 10 платьев. 2. У Пятачка было 10 воздушных шариков. Сильный порыв ветра уменьшил их на 3. Сколько шариков осталось у Пятачка? 3. У Русалочки в волосах сверкали 9 жемчужин. Бабушка ко дню рождения подарила ей еще 5 жемчужин. Сколько жемчужин стало украшать прическу Русалочки? 4. Попугай Кеша выступал с концертами по окрестным дворам. В субботу он дал 12 концертов, а в воскресенье 10 концертов. Зрители долго аплодировали попугаю за его артистические способности. 5. Карлсон делал полки для своей кладовки. На одну полку он поставил 8 банок варенья, а на другую 9 банок. Сколько всего банок варенья поместилось на двух полках? |
|
Учитель. | Назовите номера математических рассказов с заданием. |
Дети. | 2, 3, 5. |
Учитель. | Докажите. |
Дети. | Под номерами 2, 3 и 5 содержатся не только текст, но еще и задание, в котором нужно найти ответ. А в номере 1 и 4 содержатся только тексты. |
Дети. | Да, и в задании не сказано, как это сделать! Самому надо догадаться! |
Учитель. | Верно, подметили! Молодцы! А теперь предлагаю вам помочь еще одной сказочной героине. Это девочка с голубыми волосами. Кто же она? |
Дети. | Мальвина! Чем же мы ей поможем? |
Учитель. | Для этого прочитайте задание №51. (Читают) |
Дети. | Это тоже математический рассказ с заданием. |
Дети. | Правильно! Мы узнали, что Мальвине подарили связку из 11 шаров двух цветов – голубого и розового. А прямого указания, что нам делать, нет. Но зато нам надо ответить на вопрос, сколько у нее могло оказаться шаров разного цвета? |
Дети. | А еще надо записать суммы и найти их значения. |
Учитель. | Ребята, подумайте, нельзя ли сформулировать задание по-другому. |
Дети. | Я думаю так: запишите сумму двух слагаемых, чтобы в результате получилось 11. |
Дети. | Нет, нет! Я понял! Я знаю! Догадался! Просто надо вспомнить состав числа 11 и записать все возможные варианты. |
Учитель. | Пишите. Дети пишут: 1+10=11 |
Учитель. | Сколько сумм получилось? Какие? |
Дети. | 5! (Называют) |
Дети. | Нет, 10! И наоборот может быть: 2 и 9, 9 и 2; 3 и 8, 8 и 3 и т.д. |
Учитель. | Все варианты? |
Дети. | Еще 11 и 0, 0 и11. |
Дети. | Это неверно! Тогда у Мальвины все шарики будут одного цвета, а в задании говорится, что они были розовые и голубые. Больше вариантов нет. |
Учитель. | Справедливо замечено! Нарисуйте к трем
суммам подходящие связки. (Дети рисуют, обсуждают нарисованное в парах.) |
Учитель. | Выполнив задание, что мы повторили? |
Дети. | Состав числа11. |
Учитель. | Сколько десятков и единиц в его составе? |
Дети. | 1 десяток и 1 единица. Выполняем №52. |
Учитель. | Назовите все возможные двузначные числа, у которых 1 десяток. (Называют) |
Учитель. | Назовите самое большое из них.
Маленькое? Самостоятельно запишите все эти числа
в порядке убывания. (Пишут) Догадайтесь, какие цифры в их записи показывают уменьшение чисел? Подчеркните их. |
Дети. | Количество десятков у всех чисел одинаковое, значит это единицы. |
Учитель. | Увеличите каждое число на 4 десятка. Прочитайте их. Что их объединяет? |
Дети. | Их объединяют количество десятков, различаются они количеством единиц. |
Физкультминутка Работа на индивидуальном тренажере ”Гимнастика для глаз”. |
|
Учитель. | Наши глаза отдохнули, а значит, и со следующим заданием мы успешно справимся. Отправляемся в страну Геометрию. (№53) давайте вспомним, как начертить отрезки, равные данным? |
Дети. | Для этого используем линейку с
делениями. Измерим длину отрезка. Чертим в
тетради прямую, ставим на ней точку, обозначающую
начало отрезка. Совместив точку с нулем на
линейке, вычерчиваем отрезок нужной длины. (Чертят два отрезка в тетради) |
Учитель. | Как с помощью циркуля и линейки без делений начертить отрезок, равный сумме данных отрезков? |
Дети. | Надо в тетради начертить прямую, выбрать на ней точку. Измерить циркулем длину первого отрезка и, поставив ножку циркуля на точку, отметить длину этого отрезка. Затем в этом же направлении, измерив длину второго отрезка, от точки – конца первого отрезка откладываем длину второго отрезка. |
Дети. | А можно по-другому! |
Учитель. | Попробуй! |
Дети. | Чертим прямую, ставим в середине точку и откладываем отрезки в разных направлениях. |
Учитель. | Пробуйте. Какой способ, по-вашему, мнению, более удобный? |
Дети. | Мне кажется – первый. |
Дети. | А мне кажется, что это абсолютно все равно. Главное, чтобы чертеж был правильным. А от перемены мест отрезков сумма их длин не меняется. |
Учитель. | Интересное мнение! Усложняем задание. Теперь будем чертить ломаную линию из двух звеньев, равных длинам данных отрезков. Используем только циркуль и линейку без делений. |
Дети. | Я знаю! Я! Надо в тетради провести прямую линию. На ней слева поставить точку и отложить длину первого отрезка (измеряем его длину циркулем). Потом из конечной точки этого отрезка провести луч и на нем от начальной точки отложить длину второго отрезка (его длину измеряем тоже циркулем). |
Дети. | А я не согласна! Из любого конца отрезка можно провести луч! |
Учитель. | Хорошо, вы правильно сказали и многое
заметили. Кто еще предложит вариант построения
ломаной? (Думают) |
Дети. | Можно домиком! |
Учитель. | Каким домиком? Поясни. |
Дети. | Я бы сначала начертил угол, как крыша у домика, а потом от его вершины на разных лучах отложил бы длины отрезков. |
Учитель. | Интересная мысль! Какой же способ, на ваш взгляд самый удобный? |
Дети. | Первый! Второй! |
Дети. | Оба! |
Дети. | А домиком интереснее! |
Учитель. | Ребята найдите длину полученного отрезка и длину ломаной? Что вы можете сказать? |
Дети. | Одинаковая! |
Учитель. | Почему? |
Дети. | Так отрезки – то, которые составляют прямую и ломанную, одинаковые по длине. |
Учитель. | Молодцы. Хорошо потрудились! Дома, ребята, выполните такое задание: начертите ломаную такой же длины, но с другим количеством звеньев (№53(5)). А мы посмотрим, что у вас получится. |
IV. Итог урока. |
|
Учитель. | Ребята, у нас сегодня в классе отсутствует по болезни два человека. Что вы им расскажите о том, чему мы учились на уроке, что повторяли, над чем бы еще хотели поработать? (Дети отвечают) |
Учитель. | Обязательно навестите товарищей. Поддержите их. Спасибо вам за урок! |