Урок математики во 2-м классе по программе Л.В. Занкова по теме: "Знакомство с задачей как особым видом задания"

Разделы: Начальная школа


Тема: Знакомство с задачей как особым видом задания.
Цели: 1. Познакомить учащихся с задачей как особым видом задания.
2. Формировать у учащихся умение отличать текстовую задачу от других видов задания.
3. Закреплять практические навыки работы с отрезком и ломаной линией.
4. Развивать логическое мышление, пространственное воображение детей.
5. Воспитывать у детей заботливое отношение к людям.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок математики. У нас непременно все получится.

Давайте, ребята,
Учиться считать:
Вычитать, прибавлять.
Запомните все,
Что без точного счета
Не сдвинется с места
Любая работа.

II. Актуализация знаний.

1. Сказочная математическая минутка.

а). Волк пригласил на свой день рождения 7 козлят и 3 поросят. Сколько всего гостей пригласил волк на свой день рождения?

б). У Буратино было 9 яблок. Он отдал 3 яблока Мальвине и 2 яблока Пьеро. Сколько яблок у него осталось?

в). Жила-была Красная Шапочка. Однажды мама испекла пирожки и попросила Красную Шапочку отнести их бабушке. Положила девочка в корзинку 3 пирожка с капустой, 2 пирожка с яблоками, 4 пирожка с горохом. Сколько всего пирожков взяла Красная Шапочка бабушке?

г). У Иванушки-дурачка были 3 брата и 3 сестры. Сколько было в семье мальчиков? Девочек? А сколько всего детей?

д). Шел Волк в город. Навстречу шли ему 7 козлят и Красная Шапочка. Сколько зверей шло в город?

2. Назовите число, в котором

4 дес. 2 ед.
5 ед. 7 дес.
6 дес. 3 ед.
0 ед. 4 дес.
5 дес. 1 ед.

Какое число “лишнее”?

III. Работа по теме урока.

Учитель. Ребята, откройте учебник, прочитайте задание №50.
Дети. (Читают) Сравни тексты.
Учитель. Что значить сравнить тексты?
Дети. Это значить найти сходство!
Дети. Или различия!
(Читаем два текста).
Учитель. Что вы можете сказать о первом тексте?
Дети. Первый текст – это математический рассказ, в котором говорится о том, сколько ложек микстуры дал доктор Айболит обезьянке Чичи и собаке Авве.
Учитель. Как давал микстуру доктор Айболит?
Дети. В отдельности и вместе.
Учитель. Что вы можете сказать о втором тексте?
Дети. Это тоже математический рассказ.
Дети. В нем тоже говорится о докторе Айболите, обезьянке Чичи и собаке Авве.
Дети. И о том, сколько микстуры дали им.
Дети. Эти тексты похожи.
Учитель. А в чем же их различие?
Дети. В первом тексте говорится, что доктор Айболит дал больным 7 ложек микстуры, а во втором тексте спрашивается, сколько ложек микстуры ушло на лечение больных?
Учитель. Как вы думаете, какой текст является заданием?
Дети. Второй.
Учитель. Похоже ли это задание на те задания, которые мы уже выполняли?
Дети. Нет.
Дети. Не похоже! В других заданиях говорилось, что надо сделать, а здесь нет.
Учитель. Ну, как же! Сказано ведь “Сколько ложек микстуры ушло на лечение больных?“
Дети. А что надо делать – не сказано.
Дети. Здесь надо дать ответ.
Дети. Это специальное математическое задание, где надо дать ответ.
Учитель. Еще раз прочитайте задание.
Дети. Сколько ложек микстуры ушло на лечение этих больных?
Учитель. Каких больных?
Дети. Обезьянки и собаки.
Учитель. Какое математическое действие поможет ответить на вопрос задания?
Дети. Сложение, потому что надо узнать, сколько всего (т.е. вместе) ушло микстуры.
Учитель. Запишите действие, найдите ответ.
Дети. 3 + 4 = 7
Учитель. Сколько же ушло ложек микстуры на лечение?
Дети. 7
Учитель. Верно. Мы с вами помогли, ребята, героям сказки К. И. Чуковского “Доктор Айболит”. Они выздоровели. Как это важно – оказывать помощь вовремя!

Физкультминутка.

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел –
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик отыскать,
На носочки нужно встать.

Учитель. Ребята, я правильно вас поняла, мы сегодня познакомились с новым видом заданий?
Дети. Да!
Учитель. Давайте проверим. Выпишите в тетрадь номера тех заданий, которые можно назвать математическими рассказами с заданием. (Раздаю карточки).
Содержание карточки:

1. У вороны Каркуши 6 праздничных платьев и 4 повседневных. Всего у вороны-модницы 10 платьев.

2. У Пятачка было 10 воздушных шариков. Сильный порыв ветра уменьшил их на 3. Сколько шариков осталось у Пятачка?

3. У Русалочки в волосах сверкали 9 жемчужин. Бабушка ко дню рождения подарила ей еще 5 жемчужин. Сколько жемчужин стало украшать прическу Русалочки?

4. Попугай Кеша выступал с концертами по окрестным дворам. В субботу он дал 12 концертов, а в воскресенье 10 концертов. Зрители долго аплодировали попугаю за его артистические способности.

5. Карлсон делал полки для своей кладовки. На одну полку он поставил 8 банок варенья, а на другую 9 банок. Сколько всего банок варенья поместилось на двух полках?

Учитель. Назовите номера математических рассказов с заданием.
Дети. 2, 3, 5.
Учитель. Докажите.
Дети. Под номерами 2, 3 и 5 содержатся не только текст, но еще и задание, в котором нужно найти ответ. А в номере 1 и 4 содержатся только тексты.
Дети. Да, и в задании не сказано, как это сделать! Самому надо догадаться!
Учитель. Верно, подметили! Молодцы! А теперь предлагаю вам помочь еще одной сказочной героине. Это девочка с голубыми волосами. Кто же она?
Дети. Мальвина! Чем же мы ей поможем?
Учитель. Для этого прочитайте задание №51. (Читают)
Дети. Это тоже математический рассказ с заданием.
Дети. Правильно! Мы узнали, что Мальвине подарили связку из 11 шаров двух цветов – голубого и розового. А прямого указания, что нам делать, нет. Но зато нам надо ответить на вопрос, сколько у нее могло оказаться шаров разного цвета?
Дети. А еще надо записать суммы и найти их значения.
Учитель. Ребята, подумайте, нельзя ли сформулировать задание по-другому.
Дети. Я думаю так: запишите сумму двух слагаемых, чтобы в результате получилось 11.
Дети. Нет, нет! Я понял! Я знаю! Догадался! Просто надо вспомнить состав числа 11 и записать все возможные варианты.
Учитель. Пишите.

Дети пишут:

1+10=11
2+9=11
3+8=11
4+7=11
5+6=11

Учитель. Сколько сумм получилось? Какие?
Дети. 5! (Называют)
Дети. Нет, 10! И наоборот может быть: 2 и 9, 9 и 2; 3 и 8, 8 и 3 и т.д.
Учитель. Все варианты?
Дети. Еще 11 и 0, 0 и11.
Дети. Это неверно! Тогда у Мальвины все шарики будут одного цвета, а в задании говорится, что они были розовые и голубые. Больше вариантов нет.
Учитель. Справедливо замечено! Нарисуйте к трем суммам подходящие связки.

(Дети рисуют, обсуждают нарисованное в парах.)

Учитель. Выполнив задание, что мы повторили?
Дети. Состав числа11.
Учитель. Сколько десятков и единиц в его составе?
Дети. 1 десяток и 1 единица.

Выполняем №52.

Учитель. Назовите все возможные двузначные числа, у которых 1 десяток. (Называют)
Учитель. Назовите самое большое из них. Маленькое? Самостоятельно запишите все эти числа в порядке убывания.

(Пишут)

Догадайтесь, какие цифры в их записи показывают уменьшение чисел? Подчеркните их.

Дети. Количество десятков у всех чисел одинаковое, значит это единицы.
Учитель. Увеличите каждое число на 4 десятка. Прочитайте их. Что их объединяет?
Дети. Их объединяют количество десятков, различаются они количеством единиц.

Физкультминутка

Работа на индивидуальном тренажере ”Гимнастика для глаз”.

Учитель. Наши глаза отдохнули, а значит, и со следующим заданием мы успешно справимся. Отправляемся в страну Геометрию. (№53) давайте вспомним, как начертить отрезки, равные данным?
Дети. Для этого используем линейку с делениями. Измерим длину отрезка. Чертим в тетради прямую, ставим на ней точку, обозначающую начало отрезка. Совместив точку с нулем на линейке, вычерчиваем отрезок нужной длины.

(Чертят два отрезка в тетради)

Учитель. Как с помощью циркуля и линейки без делений начертить отрезок, равный сумме данных отрезков?
Дети. Надо в тетради начертить прямую, выбрать на ней точку. Измерить циркулем длину первого отрезка и, поставив ножку циркуля на точку, отметить длину этого отрезка. Затем в этом же направлении, измерив длину второго отрезка, от точки – конца первого отрезка откладываем длину второго отрезка.
Дети. А можно по-другому!
Учитель. Попробуй!
Дети. Чертим прямую, ставим в середине точку и откладываем отрезки в разных направлениях.
Учитель. Пробуйте. Какой способ, по-вашему, мнению, более удобный?
Дети. Мне кажется – первый.
Дети. А мне кажется, что это абсолютно все равно. Главное, чтобы чертеж был правильным. А от перемены мест отрезков сумма их длин не меняется.
Учитель. Интересное мнение! Усложняем задание. Теперь будем чертить ломаную линию из двух звеньев, равных длинам данных отрезков. Используем только циркуль и линейку без делений.
Дети. Я знаю! Я! Надо в тетради провести прямую линию. На ней слева поставить точку и отложить длину первого отрезка (измеряем его длину циркулем). Потом из конечной точки этого отрезка провести луч и на нем от начальной точки отложить длину второго отрезка (его длину измеряем тоже циркулем).
Дети. А я не согласна! Из любого конца отрезка можно провести луч!
Учитель. Хорошо, вы правильно сказали и многое заметили. Кто еще предложит вариант построения ломаной?

(Думают)

Дети. Можно домиком!
Учитель. Каким домиком? Поясни.
Дети. Я бы сначала начертил угол, как крыша у домика, а потом от его вершины на разных лучах отложил бы длины отрезков.
Учитель. Интересная мысль! Какой же способ, на ваш взгляд самый удобный?
Дети. Первый! Второй!
Дети. Оба!
Дети. А домиком интереснее!
Учитель. Ребята найдите длину полученного отрезка и длину ломаной? Что вы можете сказать?
Дети. Одинаковая!
Учитель. Почему?
Дети. Так отрезки – то, которые составляют прямую и ломанную, одинаковые по длине.
Учитель. Молодцы. Хорошо потрудились! Дома, ребята, выполните такое задание: начертите ломаную такой же длины, но с другим количеством звеньев (№53(5)). А мы посмотрим, что у вас получится.

IV. Итог урока.

Учитель. Ребята, у нас сегодня в классе отсутствует по болезни два человека. Что вы им расскажите о том, чему мы учились на уроке, что повторяли, над чем бы еще хотели поработать? (Дети отвечают)
Учитель. Обязательно навестите товарищей. Поддержите их. Спасибо вам за урок!