Урок-путешествие "В гости к сказочным героям"

Разделы: Начальная школа


Цель: продолжить работу по раскрытию конкретного смысла умножения.

Оборудование:

  • для учителя: учебник, оформить доску к уроку (смотри конспект), оисточки для математического диктанта, из цветной бумаги вырезать автобусы, картинки с изображением Незнайки, Крокодила Гены, Чебурашки, Буратино; конверт Черепахи Тортилы с заданиями (смотри конспект), для поведения физкультминутки начертить на доске окружность, поставить внутри нее несколько точек, вывесить на доску елочки и уточек из бумаги;

  • для учеников: рабочая тетрадь, учебник, ручка, простой карандаш, линейка.

Ход урока

I. Оргмомент, объявление темы урока.

— Сегодня мы отправимся в гости к сказочным героям. В пути нам придется решать задачи и примеры, поэтому нужно проверить на что вы способны, как вы умеете складывать, вычитать, решать задачи”.

II. Математический диктант.

(Дети записывают на листочках только ответы).

  • 18 увеличить на 60 (78);
  • найдите сумму 76 и 8 (84);
  • из какого числа надо вычесть 23, чтобы получить 40 (63);
  • на сколько 90 больше 7? (83);
  • уменьшаемое 72, вычитаемое 9, найдите разность (63);
  • 40 увеличьте на столько же (80);
  • что больше и на сколько: сумма 30 и 40 или разность 90 и 30? (сумма, на 10);
  • запишите число, в котором цифра единиц на 3 больше цифры десятков;
  • В одном куске 43 метра материи, а в другом на 3 метра меньше. Сколько материи в двух кусках? (83 м);
  • В бак автомашины долили 23 литра бензина, и в нем стало 50 литров. Сколько литров бензина было в баке сначала? (27 л).

III. Работа над пройденным материалом.

— В гости к сказочным героям мы отправимся на автобусе. Посмотрите на доску (на доске висят автобусы из бумаги с написанными на них примерами).

— Мы поедем на автобусе, который имеет самый большой номер. Дети решают примеры столбиком, называют автобус с номером, имеющим самое большое значение (16 + 49 = 65).

IV. Новая тема. С.112 №1.

1) — Представьте, что мы в автобусе. Давайте поедем в гости к Незнайке. (На доску вывешивается картинка с изображением Незнайки). Вот и Незнайка. Он какой-то грустный. Слова Незнайки:

Хоть ты смейся, хоть ты плачь,
Не могу решать задач!
Может быть, плохой учебник?
Может быть, таланта нет?
Но нашел я способ верный —
Сразу посмотреть в ответ.
Занимайтесь на здоровье,
Если вам не жалко сил,
Ну, зачем читать условье?
Раз — умножил, два — сложил.
Я и вычел, разделил.
Ну все, как полагается.
Но только правильный ответ
Никак не получается.
Помогите мне, ребята,
Все расставить по местам.
Научусь решать задачи —
Буду благодарен вам!

Незнайке нужно составить рисунки к задачам и решить их, а у него это не получается. Давайте поможем Незнайке.

Дети вместе с учителем разбирают решение задачи с. 112 № 1 (1) (как на предыдущем уроке).

На доске и в тетради следующая запись:

6 + 6 + 6+6 = 24 (к)

6х4 = 24 (к)

Ответ: 24 карандаша в 4 коробках.

Задачу с. 112 № 1 (2) - дети решают самостоятельно, один ученик работает за створкой доски. Проверка ответов к задаче. Ученик, работавший у доски, объясняет решение задачи.

Незнайка доволен, что ребята ему помогли решить задачи. Он их благодарит за оказанную помощь.

2) — Перед нами домик Крокодила Гены. (На доске картинка с изображением Крокодила). Он приготовил для гостей задание (№2 с. 112).

Коллективно разбирается решение 1-го примера и замена его примером на умножение. Работа ведется как на предыдущем уроке (с.111 №1). Остальные примеры дети решают сами, при проверке объясняют: какие слагаемые в сумме (одинаковые), какое число брали слагаемым, сколько таких слагаемых, читают пример на умножение разными способами, называют ответ.

Гена рад, что ребята справились с заданием. Он хвалит их.

3) —А вот и Чебурашка - верный друг Крокодила Гены. (На доске - картинка с изображением Чебурашки.) И он приготовил для нас задание (с. 112, №3).

Дети самостоятельно заменяют примеры на сложение, умножением. При проверке решения они объясняют, как осуществляли замену и почему нельзя заменить умножением примеры последнего столбика (слагаемые неодинаковые).

Чебурашка благодарит ребят за выполнение задания и предлагает выполнить физминутку.

V. Физминутка + “Математическая разминка”

Для проведения физкультминутки используются наглядные пособия: круг с. точками, елочки и уточки из бумаги.

Сколько точек будет в круге —
Столько раз поднимем руки.
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов.
И присядем столько раз,
Сколько уточек у нас.
На носочки встанем,
Потолок достанем, и тихонько сядем.
С. 112 “Сколько всего треугольников?”.

Дети прощаются с Чебурашкой и Крокодилом Геной и снова занимают свои места в автобусе. И тут учитель находит конверт, который потеряла Черепаха Тортилла. В конверте 3 листа, на которых изображены треугольники со стр.112. Учитель вывешивает листы на доску напротив каждого ряда. Затем дети (по одному человеку отряда) выходят к доске и показывают треугольники на чертежах. (Ответ: по 3 треугольника на каждом чертеже).

VI. Работа над пройденным материалом.

1) Решение примеров с окошечками - с. 112, №6.

— Вот мы и приехали к Буратино. (На доске картинка с изображением Буратино). Он решал примеры и вдруг опрокинул чернильницу, залил примеры чернилами. Поможем Буратино восстановить решенные примеры.

По одному примеру из каждого столбика разбирается коллективно:

+ = 89, упростим запись: 5 + 14 = 19.

Получилась запись: 19 + = 89. Неизвестно слагаемое, чтобы его найти, надо из суммы вычесть неизвестное слагаемое. 89 — 19 = 70. Значит, вместо “кляксы” — “окошечка” нужно написать 70. Остальные примеры дети решают самостоятельно. Проверка решения.

Дети прощаются с Буратино. Он благодарит их за помощь. Дети возвращаются в класс, а по пути выполняют самостоятельную работу.

2) Решение задач - с. 112 №4 и примеров - с. 112 №7 - самостоятельно. Проверка решения задач и примеров.

VII. Итоги урока.

Домашнего задания нет.