При подготовке рабочих и техников энергетических специальностей изучение химии является частью профессиональной подготовки, т.е. курс химии содержит базовые знания для дальнейшего изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, для прохождения производственной практики. Основная цель химического образования в НОУ “Колледж Мосэнерго” сформировать базу знаний для освоения профессиональных образовательных программ по энергетике.
Рабочая программа по химии составлена с учетом профессиональной направленности обучения студентов – будущих энергетиков. Данный курс призван развить личностные способности и творческие задатки студента, сформировать профессионально компетентную личность, готовую к саморазвитию и профессиональной специализации. Указанная цель позволяет определить задачи обучения химии и конечный результат образовательного процесса.
Задачи изучения курса химии студентами – энергетиками.
При выборе методов и форм обучения химии был избран деятельностный подход к образованию – это, прежде всего, путь формирования личностных и профессиональных качеств будущего специалиста при создании условий для активной самостоятельной работы студентов.
При решении образовательных задач на занятиях химии осуществляется переход от знаниевой парадигмы к деятельностному подходу в обучении, к развитию у студентов способности к профессиональному труду. Знания становятся не самоцелью, а средством, которое влияет на развитие активной деятельностной позиции студентов. На занятиях химией студенты учатся самостоятельно ориентироваться в ситуации, приобретать новые необходимые знания, правильно ставить цели, определять конкретные способы действия, условия достижения цели. Весь процесс обучения носит инновационный характер. Студенты в процессе обучения включаются в разные виды учебной деятельности: поисковой, коммуникативной, игровой, проектной, исследовательской.
Основу любого инновационного вида деятельности в обучении, безусловно, составляет выдвижение и доказательство студентами истинных гипотез. Инновации в образовании – это внесение в учебный процесс нового, совершенствование базовых компетенций способом исследовательской деятельности. Деятельность студентов дифференцирована в соответствии с уровнем их учебных достижений. Студенты с низким уровнем достижений при объяснении нового материала рассматривают таблицы, завершают составление уравнений химических реакций. Студенты со средним уровнем знаний записывают уравнения по результатам опыта, подбирают материал для творческих сообщений. Студенты с высоким уровнем достижений выполняют мультимедийные презентации, делают выводы, обобщения, устанавливают межпредметные связи со специальными предметами энергетического профиля.
На занятиях по химии со студентами, обучающимися энергетическим специальностям уделяется большое внимание формированию знаний необходимых для изучения “Экологии”, “Материаловедения”, более подробно изучаются вопросы электрохимии и химические технологии по очистке воды. Особое внимание уделяется охране окружающей среды при работе ТЭЦ, свойствам металлов и сплавов, т. е. знаниям, необходимым в дальнейшей профессиональной деятельности.
Содержание предмета включает в себя отечественные и зарубежные достижения в области химии и прикладных наук. Отражение профессиональной направленности обучения химии приведено ниже.
Отражение профессиональной направленности в отдельных темах курса химии
Тема курса |
Компонент профессиональной направленности |
Законы и теории | Теория Аррениуса (теория электролитической диссоциации):
|
Металлы | Электрохимия: |
Строение вещества | Растворы: |
Производство – энергетика | Технологические процессы: |
Экскурсия на ТЭЦ | Практические навыки: |
Обучение химии способствует развитию личностных и профессиональных качеств будущего выпускника, такие как, творческие способности, пространственное и логическое мышления, изобретательность, а главное, способность к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию. Опыт показывает, что наиболее высокие результаты обнаруживаются при применении деятельностного подхода в подготовке и проведении занятий по химии, как аудиторных, так и внеаудиторных, в ходе которых происходит постепенный переход студентов от репродуктивных форм воспроизведения материала к самостоятельной работе по его освоению и от нее к творческой деятельности.
Для развития мотивации к изучению химии студенты привлекаются к поисковой образовательной деятельности. Это ярко проявляется при проведении внеаудиторных мероприятий (конференций, олимпиад, устных журналов, презентаций).
В нашем колледже стало традицией ежегодно проводить Дни творчества – праздники профессионального мастерства. Предлагаю план сценария научно-практической конференции.
Тема: “Вода – самое важное вещество на Земле”
... Ты сама жизнь ... ты самое большое богатство в мире.
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Цель образовательная: обобщить и систематизировать знания о воде как о химическом веществе, основе жизни на Земле.
Цель воспитательная: приобщить студентов к экологической культуре.
Цель развивающая: совершенствовать химический язык; синтезировать знания из специальных учебных предметов.
План конференции:
- Энергетика – водоемкое производство.
- Методы определения качественного и количественного состава воды.
- Строение молекулы воды.
- Химические свойства воды: а) Н2О – реагент б) Н2О – продукт реакции.
- Дисперсные системы.
- Игра со зрителями “Как распознать вещества!”.
- Вода – источник жизни (демонстрация мультимедийной продукции).
- Это интересно знать (вопросы викторины, загадки, пословицы о воде).
- Виды очистки воды (сообщения по экскурсии на ТЭЦ).
При подготовке к конференции использовался материал из курсов профессионального обучения “Водоподготовка и водно-химический режим ТЭЦ”, “Основы экологии”.
Группа студентов посетила ТЭЦ, где ознакомилась с методами обработки воды на очистных комплексах, в результате студенты выступили с сообщением “Энергетика – водоемкое производство”. Было отмечено, что сточные воды можно очистить с помощью ионно-обменных смол, озона. Студенты создали видеофильм “Дисперсные системы в жизни человека”.
Особое внимание уделялось охране окружающей среды при эксплуатации водоподготовительного оборудования и эффективным способом водоподготовки, снижающим загрязнение биосферы сточными водами.
В процессе обучения химии основной упор делается на самостоятельную работу студентов с консультацией преподавателя. Формы работы могут быть различны:
- индивидуальная (студенты работают над поставленной задачей, консультируясь по непонятным вопросам у преподавателя);
- групповая с элементами самостоятельного исследования (выполнение практических работ, формирование выводов по работе);
- соревновательная (сообщения, решение задач, постановка эксперимента).
Предлагаю слайды-презентации, отражающие интерес к комплексу знаний по теме “Металлы”.
Наблюдая активную познавательную деятельность и ее влияние на формирование личностных и профессиональных качеств будущего специалиста-энергетика, я обнаружила, что различные виды деятельности создают условия для развития определенных качеств.
Практическая направленность самостоятельных видов деятельности студентов
Вид деятельности |
Профессиональные качества |
Личностные качества |
1. Работа с текстом (учебник, справочник, энциклопедия, специальная литература, интернет и т.д.) |
Профессиональное мышление. | - совершенствование своих базовых
компетенций - эффективность |
2. Выполнение тренировочных упражнений (тесты, проверочные работы) | Культура труда | - компетентность, - вдумчивость - исполнительность |
3. Составление плана, схем | Способность к переносу знаний, умений и навыков, решению проблем | - активность - вдумчивость |
4. Оформление альбомов, стендов, отчет об экскурсиях и т.п. | Владение информационными технологиями | - креативность - составление портфолио |
5. Решение задач | Профессиональное мышление. Профессиональное восприятие и ощущения. |
- рационализм - самоконтроль - ответственность |
6. Изготовление методических мультимедийных продуктов | Владение информационными технологиями и технологией презентаций. | - технологическое мышление - ответственность |
7. Подготовка сообщений на занятиях, конференциях, семинарах, игровых формах обучения | Самостоятельное приобретение ЗУН. Профессиональная память. |
- компетентность - ответственность - настойчивость |
8. Написание рефератов | Учебная исследовательская деятельность. Самостоятельное приобретение ЗУН | - совершенствование базовых
компетенций - ответственность |
9. Работа с технологическими инструкциями. | Профессиональное восприятие и
ощущение (сенсорная культура) |
- креативность - ответственность - вдумчивость |
10. Просмотр учебных фильмов с последующим выполнением разнообразных заданий | Владение информационными
технологиями. Экологическая культура |
- техническое мышление - рационализм - вдумчивость |
11. Конструирование моделей, приборов. | Профессиональное мышление. Соблюдение правил охраны труда и ТБ при работе с веществами |
- творческое воображение - самоконтроль - аккуратность |
Цель в самостоятельной работе определяются характером и видом деятельности студента (воспроизводящая, исследовательская и эвристическая). Определяя сложность задания, необходимо учитывать общую подготовленность студентов по предмету.
Предлагаю темы сообщений, отражающие профессиональную направленность изучения химии студентами энергетического профиля:
- Какие внешние и внутренние факторы влияют на скорость коррозийных процессов в теплоэнергетическом оборудовании.
- Состав и структура отложений на поверхностях парогенераторов
- Что такое ПДК вредного вещества?
- Экологические проблемы в энергетики
- Топливная энергетика
- Пожар под водой (мультимедийная презентация)
Данная система обучения способствует не только усвоению знаний по химии, но и формированию осознанного выбора энергетической специальности. Используя эту систему обучения химии в НОУ “Колледж Мосэнерго”, можно с уверенностью сказать, что она обеспечивает преподавателю следующее:
- интенсификацию разноуровневой учебно-познавательной деятельности студентов;
- расширение возможностей индивидуализации обучения и обобщения;
- эффективное включение учащихся в диалог с преподавателем;
- психологическую разгрузку.
При подготовке к итоговой аттестации студенты используют знания, полученные на уроках химии, и при защите дипломного проекта демонстрируют следующие учебные навыки:
- характеризуют свойства вещества на основе теоретических представлений (диэлектрики, сплавы, покрытия …)
- используют полученные теоретические сведения при изучении химических процессов (полимеризация, поликонденсация, коагуляция)
- знают физиологическое воздействие веществ (растворителей, углеводородов) на живые организмы
- решают логические задачи с использованием химической терминологии, используемой на энергетическом производстве.
- демонстрируют убежденность в необходимости охраны окружающей среды.
Профессиональная направленность преподавания химии и использование инновационных технологий обучения позволяет подготовить выпускника, адаптированного к современному производству, уверенного в своих знаниях, что особенно важно в условиях рыночной экономики и высокой конкуренции на рынке труда.