Тема занятия: “МИР ИНДИКАТОРОВ”
Тип занятия – творческая лаборатория
Цель занятия - сформировать у учащихся представления о природных индикаторах, растительных пигментах – антоцианах, с помощью исследования их свойств и развивать умения проводить исследовательский эксперимент.
Межпредметные связи – взаимосвязь с предметом биологией – использование природных объектов для исследования
Обеспечивающие занятия – уроки по темам “Кислоты”, “Основания”
Наглядные пособия – электронная презентация PowerPoint “Мир индикаторов” Приложение 1
Для демонстрационного опыта стеклянный цилиндр, цветок розы и ватка смоченная концентрированным раствором нашатырного спирта
Раздаточный материал – технологические карта,
лабораторное оборудование: штатив с пробирками, химическая ложечка, стакан с водой,
реактивы: растворы уксусной кислоты, нашатырного спирта, гидроксида натрия, соляной кислоты, лакмусы, метилоранж, фенолфталеин, лепестки цветов красного и синих цветов, ягоды клюквы, черники, шиповника и кусочки свёклы, томатов.
Технические средства обучения – компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран
Литература – учебник “Химия 8” автор Габриелян ОЭ, журнал “Химия в школе”2002 № 7
Учебник по органической химии автор С Юнг Публикации в журнале
“Добрые советы” Информация с веб-сайта alchemic/@/ru
Тема занятия: “МИР ИНДИКАТОРОВ”
Цель сформировать у учащихся представления о природных индикаторах , растительных пигментах – антоцианах, с помощью исследования их свойств и развивать умения проводить исследовательский эксперимент.
Организационный момент.
Химия на первый взгляд скучна и непонятна. Но она может стать увлекательной, полной чудесных превращений, если узнать её правила.
В стихотворении известного английского поэта Р. Киплинга – “Синие розы”, есть такие строки:
Как-то милой я принес
Целый ворох красных роз
Не взяла она – и в слезы
Синие найди ей розы
Зря изъездил я весь свет –
Синих роз под солнцем нет.
Конечно, нет малиновых васильков и синих ландышей, но придать цветкам фантастическую окраску можно.
Демонстрационный опыт:
В цилиндр налить концентрированный нашатырный спирт и поместить красный цветок. Через несколько минут можно наблюдать изменения окраски.
- Почему это произошло?
- Как объяснить такие изменения у растений?
При взаимодействии с парами нашатырного спирта окраска красной розы становится фиолетовой. Следовательно, произошла химическая реакция.
Возможности науки необычайно широки, но свои первые шаги она начинала с изучением природных веществ.
Тема нашего занятия МИР ИНДИКАТОРА
- Что вам известно об индикаторах?
- Как они используются на уроках химии?
- Какие индикаторы вам известны?
Цель занятия: сформировать представления о природных индикаторах , растительных пигментах – антоцианах, с помощью исследования их свойств и развивать умения проводить исследовательский эксперимент.
“Слайд 1”
Основная часть занятия.
Впервые применение индикаторов описал английский ученый Роберт Бойль (1627 – 1691). Он заметил, что отвары цветов некоторых растений в растворах кислот и щелочей приобретают неодинаковую окраску. “Слайд 2”
Я вам предлагаю восстановить исторический опыт Роберта Бойля.
Лабораторный опыт:
В две пробирки налейте по 1 мл раствора кислоты и поместите в них в одну красный лепесток цветка, а в другую синий.
Затем точно такой же опыт проведите с раствором щелочи. Налейте в две пробирки раствор щелочи и поместите в одну синий лепесток, а в другую красный.
- Что наблюдаете?
- Почему это происходит?
В 1667 году пропитав фильтровальную бумагу отваром тропического лишайника – лакмуса – и отваром фиалок и васильков, Бойль тем самым положил начало применению индикаторной бумаги(“реактивные бумажки”) первые индикаторы были растительные, современные же индикаторы – в основном продукты химического синтеза: фенолфталеин, метиловый оранжевый, лакмус. “Слайд 3”
Лабораторный опыт.
Перед вами на химических лотках находятся растворы индикаторов и индикаторные бумажки. Определите, как они изменяют цвет в растворах кислот и щелочей.
- Какие цвета у вас получились.
- Вы записали результаты эксперимента?
Для записи своих наблюдений вести в виде лабораторного журнала.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ЖУРНАЛ
опыт |
наблюдения |
Вывод или уравнения |
Отметьте изменения окраски растворов индикаторов в виде таблицы. “Слайд 4”
реактив |
фенолфталеин |
метилоранж |
Лакмус красный |
Лакмус синий |
Соляная кислота |
||||
Уксусная кислота |
||||
Гидроксид натрия |
||||
Нашатырный спирт |
- Зачем знать какой раствор находиться в пузырьке?
- Интересно, а плоды можно использовать как индикаторы кислотности?
- Какие природные вещества в плодах и цветах изменяют окраску?
Предлагаю вам провести химический эксперимент, и определить, какие из плодов и овощей можно использовать как индикаторы? Не забудьте записать свои наблюдения и выводы в лабораторный журнал
Исследовательская деятельность
Химический эксперимент “Слайд 5”
Сырьё для приготовления индикаторов |
Естественный цвет индикаторов |
Изменение цвета от кислоты |
Изменение цвета от основания |
Ягоды клюквы |
|||
Ягоды черники |
|||
Свёкла |
Проведя химический эксперимент, какие результаты вы получили?
Какие из плодов и овощей можно использовать как индикаторы? “Слайд 6”
Вещества нестойкие в растворах кислот и щелочей, природные красители называют антоцианы
Антоцианы сложные неустойчивые соединения, в клетках растений обычно содержится несколько различных антоцианов, и проявление их связано с химическим составом почвы и возрастом растения. “Слайд 7”
Поступая в организм человека с фруктами и овощами, антоцианы проявляют действие, схожие с витамином Р, они поддерживают нормальное состояние кровяного давления и сосудов, предупреждая внутренние кровоизлияния.
Если часть растения имеет голубой, синий и фиолетовый цвет, то нет никакого сомнения в том, что его окраска обусловлена антоцианами. А вот с красной окраской растений дела обстоят сложнее.
Заключительная часть занятия.
Чтобы прояснить ситуацию предлагаю вам выполнить следующие творческие задания? “Слайд 8”
Зная о способностях антоцианах изменять окраску в различных средах, докажите присутствие или опровергните наличие антоцианах в плодах томатов и шиповника.
Ребята выполняют химический эксперимент и делают вывод о результатах исследования.
- Зачем нам необходимо знать свойства индикаторов?
- Зачем нам нужны знания о природных красителях?
- Как мы можем использовать эти знания в быту?
- В каких ситуациях мы можем обезопасить себя с использованием их свойств?
Творческое задание на дом. “Слайд 9”
Многие лекарственные препараты представляют собой кислоты, соли и основания. Изучите раствор выданного вам лекарственного препарата с помощью растительных индикаторов и определите, к какому классу веществ он может относиться.