Цели урока:
- совершенствовать знания учащихся о спряжении глаголов,
- формировать умение писать безударные личные окончания глаголов,
- развивать умение обосновывать правильное написание безударных окончаний глаголов по неопределенной форме.
Оборудование:
- таблица спряжений,
- учебник “Русский язык” Иванов С.В., 4 класс, 2 часть,
- орфографическая тетрадь “Учусь писать без ошибок” Кузнецова М.И.,
- орфографическая тетрадь “Пишем грамотно” Кузнецова М.И., 1 часть.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2.Минутка чистописания.
ет ешь
ит ишь
Учитель: что записано?
Дети: личные окончания глаголов.
Учитель: разделите на группы и укажите признак,по которому разделили окончания.
Дети:
ет-ит,3 лицо, единственное число;
ешь-ишь, 2 лицо, единственное число;
ет-ешь окончания глаголов 1 спряжения;
ит-ишь окончания глаголов 2 спряжения;
3. Сообщение темы урока.
Сегодня мы продолжим работу над темой “Глагол”.Будем учиться писать безударные личные окончания глаголов.
4. Повторение глаголов-исключений.
Учитель: запишите словосочетания, объясните правописание окончаний глаголов-исключений:
Крепко держит, легко дышишь, далеко видит, гонит волны, вертит колесо, зависит от погоды, терпит боль, ненавидишь ложь, внимательно смотришь.
Учитель: сделайте вывод о правописании окончаний глаголов-исключений.
Дети: ко 2 спряжению относятся глаголы: гнать, дышать, держать, слышать, зависеть, видеть, обидеть, смотреть, вертеть,ненавидеть.терпеть. В окончаниях глаголов единственного числа пишется гласная “И”.
5. Упражнение в определении спряжения у глаголов по неопределенной форме:
Работа в орфографической тетради “Учусь писать без ошибок”, с. 57, упр. 97:
Даны слова:
Пробегает, обидишь, терпит, шепчет, делаем, гонишь, лечит, тает, держим, смотрит, прячется, работаешь, участвует.
В тетрадях для каждого глагола делается запись вида:
Пробегает (пробегать - на ать, не искл. – 1 спряж.)
По окончании выполнения делается вывод о том, что не у всех глаголов определить спряжение можно по неопределенной форме, надо помнить о глаголах-исключениях.
6. Тренировка в написании безударных личных окончаний глаголов.
Работа по учебнику с. 40, упр. 2:
Даны глаголы со звуковой записью окончаний:
Бега(ит), дремл(ит), дыш(ыт), терп(ит), участву(ит), верт(ит), ненавид(ит), стро(ит), зна(ит), пил(ит).
Учитель: сделайте буквенную запись глаголов. Что надо помнить, чтобы не ошибиться?
Дети: сначала нужно поставить глагол в неопределенную форму, посмотреть на что оканчивается глагол, если оканчивается на ать, еть, ить, проверить не исключение ли он, сделать вывод о правописании окончаний.
Данное упражнение предлагается для самостоятельной работы с последующей взаимопроверкой.
7. Работа с текстом.
На доске записан текст:
Ветер (что делает?) с деревьев последние листья. Во дворе (что делает?) одинокая ворона. Скоро (что сделает?) пора морозов и вьюг.
Учитель: прочитайте текст, вставьте пропущенные слова, отвечающие на вопросы.
Дети: слова: срывает, каркает, наступит.
Учитель: какой частью речи являются данные слова?
Дети: это глаголы.
Учитель: объясните правописание окончаний глаголов.
Дети объясняют.
Учитель: озаглавьте текст.
Дети: “Поздняя осень”.
Учитель: запишите заглавие текста, спишите текст, в каждом предложении подчеркните грамматическую основу.
Дети выполняют задание. После выполнения задания идет проверка.
8. Подведение итогов урока.
9. Домашнее задание.
Учитель: в тетради “Пишем грамотно” на странице 37, упражнение 1.
Вам нужно записать глаголы в два столбика по спряжениям.