Урок русского языка по теме: "Правописание личных безударных окончаний глаголов" в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • совершенствовать знания учащихся о спряжении глаголов,
  • формировать умение писать безударные личные окончания глаголов,
  • развивать умение обосновывать правильное написание безударных окончаний глаголов по неопределенной форме.

Оборудование:

  • таблица спряжений,
  • учебник “Русский язык” Иванов С.В., 4 класс, 2 часть,
  • орфографическая тетрадь “Учусь писать без ошибок” Кузнецова М.И.,
  • орфографическая тетрадь “Пишем грамотно” Кузнецова М.И., 1 часть.

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

2.Минутка чистописания.

ет ешь

ит ишь

Учитель: что записано?

Дети: личные окончания глаголов.

Учитель: разделите на группы и укажите признак,по которому разделили окончания.

Дети:

ет-ит,3 лицо, единственное число;
ешь-ишь, 2 лицо, единственное число;
ет-ешь окончания глаголов 1 спряжения;
ит-ишь окончания глаголов 2 спряжения;

3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим работу над темой “Глагол”.Будем учиться писать безударные личные окончания глаголов.

4. Повторение глаголов-исключений.

Учитель: запишите словосочетания, объясните правописание окончаний глаголов-исключений:

Крепко держит, легко дышишь, далеко видит, гонит волны, вертит колесо, зависит от погоды, терпит боль, ненавидишь ложь, внимательно смотришь.

Учитель: сделайте вывод о правописании окончаний глаголов-исключений.

Дети: ко 2 спряжению относятся глаголы: гнать, дышать, держать, слышать, зависеть, видеть, обидеть, смотреть, вертеть,ненавидеть.терпеть. В окончаниях глаголов единственного числа пишется гласная “И”.

5. Упражнение в определении спряжения у глаголов по неопределенной форме:

Работа в орфографической тетради “Учусь писать без ошибок”, с. 57, упр. 97:

Даны слова:

Пробегает, обидишь, терпит, шепчет, делаем, гонишь, лечит, тает, держим, смотрит, прячется, работаешь, участвует.

В тетрадях для каждого глагола делается запись вида:

Пробегает (пробегать - на ать, не искл. – 1 спряж.)

По окончании выполнения делается вывод о том, что не у всех глаголов определить спряжение можно по неопределенной форме, надо помнить о глаголах-исключениях.

6. Тренировка в написании безударных личных окончаний глаголов.

Работа по учебнику с. 40, упр. 2:

Даны глаголы со звуковой записью окончаний:

Бега(ит), дремл(ит), дыш(ыт), терп(ит), участву(ит), верт(ит), ненавид(ит), стро(ит), зна(ит), пил(ит).

Учитель: сделайте буквенную запись глаголов. Что надо помнить, чтобы не ошибиться?

Дети: сначала нужно поставить глагол в неопределенную форму, посмотреть на что оканчивается глагол, если оканчивается на ать, еть, ить, проверить не исключение ли он, сделать вывод о правописании окончаний.

Данное упражнение предлагается для самостоятельной работы с последующей взаимопроверкой.

7. Работа с текстом.

На доске записан текст:

Ветер (что делает?) с деревьев последние листья. Во дворе (что делает?) одинокая ворона. Скоро (что сделает?) пора морозов и вьюг.

Учитель: прочитайте текст, вставьте пропущенные слова, отвечающие на вопросы.

Дети: слова: срывает, каркает, наступит.

Учитель: какой частью речи являются данные слова?

Дети: это глаголы.

Учитель: объясните правописание окончаний глаголов.

Дети объясняют.

Учитель: озаглавьте текст.

Дети: “Поздняя осень”.

Учитель: запишите заглавие текста, спишите текст, в каждом предложении подчеркните грамматическую основу.

Дети выполняют задание. После выполнения задания идет проверка.

8. Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание.

Учитель: в тетради “Пишем грамотно” на странице 37, упражнение 1.

Вам нужно записать глаголы в два столбика по спряжениям.