Здравствуй, Урок!
Я люблю тебя Урок!
Без тебя, без школы свою жизнь представить не
могу.
Здравствуй, Урок!
Ты мудрый, добрый, радостный, сердечный, родной
человек!
Здравствуй, Урок!
Ты волнение и радость.
При входе в кабинет стоят стражники, пропуском на урок является карточка с математическим высказыванием (рис. 1).
Цели урока:
Образовательные – отработка умений систематизировать, обобщать свойства показа, и логарифмической функции, применять их к решению уравнений и неравенств.
Воспитательные – воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, культуры диалога.
Развивающие – развитие зрительной памяти, математической грамотной речи, логического мышления, сознательного восприятия учебного материала.
Задачи у рока: развить ум, мир чувств, волю, способность к рефлексии.
При входе в кабинет написаны слова: “Пусть сюда войдет тот, кто любит Математику!”
Эпиграф к уроку: Пройдем по знакомым страницам,
Одну за другой решая задачи,
Все, что скопили по теме,
По крупицам,
В связях,
В единстве, во всей широте, глубине красоте
осознаем.
Начало урока:
Вокальная группа класса исполняет Гимн математике (на музыку песни “Учат в школе”)
Уравнения решать, радикалы вычислять
Интересная у алгебры задача!
Интегралы добывать,
Дробь делить и умножать
Постараешься – придет к тебе удача!
Геометрия нужна, но она ведь так сложна!
То фигуры, то тела – не разберешься!
Аксиомы там нужны,
Теоремы так важны,
Их учи – и результата ты добьешься!
Все науки хороши
Для развития души,
Их и сами все вы знаете, конечно.
А для развития ума предназначена она –
Математика.
Это было, это будет, ЭТО ВЕЧНО!
В кабинет входит царица всех наук Математика
(красивое платье, на голове корона).
Ее речь:
Давайте еще раз совершим путешествие по прекрасной стране “Алгебра” лучше разглядим ее красоту и совершенство. Вернемся к ее памятным местам: функциям, уравнениям, неравенствам. Превратимся в жителей страны Алгебра. Возьмем с собой догадку, интуицию, фантазию. Идея по знакомым страницам, не будем обижаться на госпожу Ошибку. Ее надо уважать, если она не порождение нашей лени, не плод не выученных нами уроков.
В нашем путешествии задачи, сменяющие друг друга, будут играть роли экскурсоводов, а главное задача будет рассказывать об Алгебре только тогда, когда мы ее будем решать. Решил задачу – услышал рассказ о том или ином уголке Алгебры.
Не решил задачу – услышал рассказ не до конца, а если вообще не решал, не услышал ничего.
Для того, кто задачи решает, путешествие по Алгебре будет интересным, увлекательным, серьезным, поучительным, немного трудным. Но ведь вы не любите легких путешествий. Что за путешествие, если оно легкое?
Ведущий:
О, математика, ты вечна!
Гордись, прекрасная, собой!
Твое величие бесконечно,
Так предначертано судьбой!
Всегда овеяна ты славой,
О, светоч всех земных светил!
Тебе царица величавой
Недаром Гаусс окрестил!
Великих гениев творенье,
Царица всех наук земных,
Ты вызываешь восхищенье
Сбирать бесценные дары
И вместе с ними пролагаешь
Пути в далекие миры.
Вокальная группа класса исполняет песню на мотив “Ой, цветет калина”
Ой, цветет калина в поле у ручья,
Алгебру учили Галя, Света, я.
Плохо мы учили – на свою беду!
И теперь в кино я, видно, не пойду.
Алгебры основы, ох, как тяжелы,
Сколько уравнений, что с ума свели.
Правила, законы, теоремы (жуть),
Очень трудно выбрать
Самый верный путь!
Паша с медианой спутал высоту
Построил прямую, но совсем не ту.
Как найти к вопросу правильный ответ?
Жаль что в Интернете Пифагора нет!
Но без Пифагора сами мы должны
Отыскать дорогу в новые миры,
А пока учиться будем мы на пять
И по математике “отлично” получать!
Ведущий:
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Сценка из сказки “Двенадцать месяцев” (ученик – профессор, ученица – королева в сказочных нарядах).
Королева: Ну, что у Вас там дальше? Спрашивайте скорей, а то я целый век не выйду из классной комнаты.
Профессор: Осмелюсь спросить, Ваше Величество, сколько будет семью восемь?
Королева: Не помню что-то. Это меня никогда не интересовало… А Вас?
Профессор: Разумеется, интересовало, Ваше Величество.
Королева: Вот удивительно. Ну прощайте, наш урок окончен. Сегодня у меня очень много дел.
Профессор: Как угодно Вашему Величеству.
Королева: Право же хорошо быть королевой, а не простой школьницей. Все меня слушаются, даже мой учитель. Скажите, а чтобы Вы сделали с другой ученицей, если бы она отказалась ответить Вам сколько будет семью восемь?
Профессор: Не смею сказать, Ваше Величество.
Королева: Ничего, я разрешаю.
Профессор: Поставил бы в угол.
Королева: Ха-ха-ха, в этот или в этот?
Профессор: Это все равно, Ваше Величество.
Королева: Я бы предпочла этот – он как-то уютнее. А если она и после этого не захотела бы сказать, сколько будет семью восемь?
Профессор: Я бы… Прощу прощения у Вашего Величества… Я бы оставил ее без обеда.
Королева: Без обеда? А если она ждет к обеду гостей, например, послов какой-нибудь державы?
Профессор: Да ведь я же говорю не о королеве, Ваше Величество, а о простой школьнице.
Королева: Бедная простая школьница!
Ученица: Слушайте, слушайте,
слушайте внимательно!
И тогда признайте обязательно:
Самая важная функция – показательная.
Ученик: По закону показательной функции размножалось бы все живое на Земле, если бы для этого имелись благоприятные условия.
Ученица: Если бы все маковые зерна давали всходы, то через пять лет число “потомков” одного растения было бы 243•1015.
Ученик: Потомство комнатных мух за лето только от одной самки может составить 8•1014.
Ученица: В природе, технике и экономике встречаются многочисленные процессы. Эти процессы называются процессами органического роста или затухания.
Ученик: Вы все слышали о цепных реакциях, теорию которых в 20-х годах описал химик Н.Н. Семенов. А как управлять этим процессом в мирных целях можно ответить только при помощи знаний о показательной функции.
Ведущий: Ну, что убедились, что мы
победили?
Теперь признаете за нами вы право
Ее описать поведенье и нравы?
Функция: Я и сама могу сказать
И график свой вам показать.
Хоть нет названья линии моей,
И нет, как у параболы, ветвей,
Я – положительна! И это всем вам видно
И жмусь к оси Ох одним концом я безобидно.
Вторым концом я устремляюсь ввысь!
А, ну-ка, степенная, доберись!
Давно сравнили нашу скорость роста,
Ты по сравнению со мной – малютка просто!
Ведущий: Скучна ты, часто говорят,
И “монотонной” называют,
Что график твой “не держит взгляд”,
Симметрий нет в нем – отмечают.
Функция: Да, монотонна я, это правда:
То возрастаю, то “спускаюсь” вниз,
Но помнить вам о том еще бы надо,
Что в свойстве этом есть один сюрприз.
Я – обратима! Это ли не счастье –
В логарифмическую обратиться в одночасье.
И симметричны наши графики бывают,
Когда меж нами биссектриса пробегает
По первому и третьему на плоскости углам,
Давая шанс симметрию познать и нам!
Ведущий: Да, доказать сумела ты свою
красу,
Но свой последний я вопрос произнесу:
Имеешь ли особенную точку,
С которой имя свяжется твое?
Скажи, коль есть, о ней последней строчкой
И укроти тем любопытство ты мое!
Функция: О да, то точки нуль и
единица.
И хоть мой график вверх стремится,
В любом он случае через нее проходит –
Она все графики в пучок единый сводит!
Ведущий: Итак, показательная функция
не случайно родилась,
В жизнь органически влилась
И движением прогресса занялась.
Ученица: Друзья, поверьте:
Самая интересная, полезная и лирическая
Это функция логарифмическая.
Спросите Вы: “А чем интересна?”
А тем, что обратна она показательной
И относительно прямой у=х, как известно,
Симметричны их графики обязательно.
Проходит график через точку (1;0)
И в том еще у графика соль,
Что в правой полуплоскости он “стелется”,
А в левую попасть и не надеется.
Сама же функция порою убывает,
Порою по команде возрастает.
А командиром служит ей значенье а
И подчиняется она ему всегда.
Ведущий: Логарифмы – это все!
Музыка и звуки
И без них никак нельзя
Обойтись науке!
Ведущий: Тот, кто учит, понимает,
Что наука нам нужна,
Так как в трудной жизни нашей
Без нее Ника нельзя:
Математика повсюду,
Математика везде.
Тот, кто учит. понимает…
И порядок в голове.
Вокальная группа класса исполняет песню на мотив “Не думай о секундах свысока”
Не думай об учебе свысока,
Наступит время, сам поймешь, наверное…
Сижу, решаю целых два часа
Одно и то же с иксом уравнение!
Как правильно подобные учесть,
И что на что там непременно делится?
Скорей бы старший брат пришел домой,
Тогда мое закончится мучение.
Во вторник геометрия опять
И надо повторить определения,
Решить задачу, круг нарисовать,
Построить угол в нем… Где взять терпения?
Да, надо математику любить
И не считать ученье за мучение!
Все в жизни пригодиться, ты учись,
Учись и не жалей на то мгновения!
Ведущий: “И прекрасна и сильна Математика – страна!”
Учитель: Покажем свои знания на практике. У каждого ученика задания 6 учебных блоков, состоящие из двух вариантов. (Приложение 1). Решили учебный блок №1, можно подойти к столу и посмотреть эталон решения. Если все верно, то баллы этого учебного блока заносятся в оценочный лист. (Приложение 2). Если вдруг есть ошибка, то ученик получает дополнительный пример и ко второму блоку не переходит, пока не будет решен пример. Учебный блок №6 – это задания части С из контрольно-измерительных материалов.
Заканчивается урок стихотворением “Урок математики”
О годы, вы так космически мчитесь,
Что трудно порой оглянуться назад:
Урок математики, школьный учитель,
Суровое слово и ласковый взгляд.
Ты с первого класса твердил нам, что можно
Любую на свете задачу решить.
Коль вычесть унынье, волю умножить,
Упорство прибавить, любовь разделить.
И в маленьких клеточках школьных тетрадей
Вставал и зрела огромная жизнь,
В матросском десанте, в подпольном отряде,
Тревожной порой за нее мы дрались.
И каждый слова твои помнит, что можно
Любую на свете задачу решить.
Коль вычесть унынье, волю умножить,
Упорство прибавить, любовь разделить.
Стоим на рассвете у звездного старта
И видим, на миг, оглянувшись назад,
Урок математики, школьную парту,
Суровое слово и ласковый взгляд.
Спасибо, учитель!
Смогли мы и сможем
Любую на свете задачу решить.
Коль вычесть унынье, волю умножить,
Упорство прибавить, любовь разделить.
На следующий урок каждый ученик класса награждается за участие в уроке – спектакле грамотой, которую изготовили сами ребята (рис. 2).
Используемая литература:
- Энциклопедический словарь юного математика
- Бородуля И.Г., Показательная и логарифмическая функция.
- Газета “1 сентября. Математика” 1999, 2000, 2002, 2004, 2006 гг.
- Крамор В.С., Повторяем курс алгебры.