Основная идея:
Человек – сам творец своей судьбы, источник собственного развития. Формой развития личности с этой точки зрения выступает самоактуализация (важнейшим критерием развития человека является степень его активности и возможности изменять социум в своих интересах, реализация творческого потенциала). Источником развития при этом выступает собственная активность личности.
Цель:
Создание условий для:
а) формирования коллектива единомышленников;
б) освоения культурных ценностей;
в) общего развития личности.
Задачи:
- Мотивация на личностные изменения.
- Повышение компетентности в решении трудных ситуаций межличностного общения.
- Развитие рефлексии.
Принципы (пространство со = вместности):
- Индивидуально-личностный подход.
- Коллективизм.
- Творчество.
- Активность.
- Сотрудничество.
- Целостность.
К личностным составляющим относятся:
- Ответственность.
- Активная жизненная позиция.
- Адекватное понимание самого себя.
- Стремление к самопознанию, самореализации.
- Способность совершать свободный выбор и умение строить зрелые межличностные отношения.
Роль преподавателя в со = вместной деятельности:
- Определение со = вместной деятельности;
- Пробуждение активности родителей и детей;
- Организация рефлексивного пространства.
Основные формы работы с родителями:
- Родительские собрания – 2 раза в четверть.
- Индивидуальные беседы – по необходимости.
- Консультации – 1 раз в неделю.
- Организация совместной деятельности родителей и детей класса – 1 раз в месяц:
- привлечение родителей к проведению праздников;
- привлечение к организации экскурсий;
- привлечение к общественно-полезному труду в кабинете;
- привлечение к занятиям в физкультурно-оздоровительном клубе “Спорт – это здоровая семья” - 2 раза в неделю;
- привлечение к ведению кружков, секций.
- Проведение тренингов – 2 раза в месяц.
- Организация работы классного родительского комитета.
- Поощрение родителей за сотрудничество.
Выработаны родительские заповеди:
- Знайте, что доверие – основное правило в общении с ребенком.
- Всегда говорите своим детям правду.
- Старайтесь быть примером для ребенка.
- Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других детей.
- Не ставьте целью добиться полного послушания с первого слова, дайте возможность ребенку убедиться, в чем он прав или не прав.
- Постоянно читайте вслух книги своему ребенку.
- Познакомьтесь с друзьями своего ребенка и приглашайте их в дом.
- Вечером всей семьей обсуждайте, как прошел день.
- Проводите активный отдых всей семьей.
Темы родительских собраний:
1 класс
- Здравствуй, школа.
- Быть родителем – это ответственно.
- Особенности адаптации первоклассников к школе.
- Развитие внимания у детей и пути его повышения.
- Деловая игра с целью выявления отношения к школьной жизни.
2 класс
- Первые отметки.
- Все мы родом из детства.
- Умеете ли вы любить своего ребенка.
- Проблемы в отношениях мужчины и женщины.
- Общественная деятельность, как процесс формирования зрелой личности.
3 класс
- Моя семья – моя радость.
- Проблемы насилия среди учащихся.
- “Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью” (семейное чтение).
- Капризы и упрямство.
- Психологические особенности третьеклассников.
4 класс
- Психологические особенности четвероклассников.
- Половое воспитание детей, каким путем идти.
- Отцы и дети.
- Учимся сотрудничать.
- Мы – выпускники начальной школы.
Для подготовки и проведения родительских собраний используются диагностические методики разных авторов [1-10].
Собрания проводятся в разных формах и разными методами. Очень удачно проходят в форме деловой игры, тренингов, семинаров, дискуссий, где выступают психологи, врачи, педагоги.
Темы собраний могут меняться, это зависит от родителей и их заинтересованности.
После знакомства с родителями, выяснения семейного статуса, родители делятся на группы:
- Проводят и готовят праздники;
- Кружки по интересам (кукольный театр, вязание, яркие краски, умелые ручки);
- Организация выставок, экскурсий;
- Спортивные мероприятия, работа в клубе “Спорт – здоровая семья”
Стараемся вовлечь всех родителей.
Другой важной функцией классного руководителя является стимулирование здорового образа жизни. Идея здорового образа жизни должны:
- Быть идеями самого классного руководителя и родителей.
- Пронизывать всю организуемую ими жизнедеятельность.
- Реализовываться не через фронтальный подход, а как стимулирование у каждого воспитанники создание личной программы оздоровления.
Деятельность учащихся – основа воспитания, ибо в ней возникают, реализуются и усваиваются всесторонние отношения к окружающему миру. Во внеурочной деятельности учащихся под руководством классного руководителя и родителей наиболее выигрышной является методика КТД.
Эта методика применяется с 3-го класса. На первом этапе класс делится на инициативные группы, которые осуществляют сбор материала по данной тематике. На втором этапе разрабатываем общий сценарий, который будет осуществляться всеми группами ребят и отдельными родителями. На третьем этапе идет выступление по разработанной программе, выполняется пять условий педагогического успеха КТД:
- Равноправное сотрудничество между классным руководителем и родителями, быть со-товарищами и со-партнерами;
- Личностно-гуманное отношение к родителям;
- Индивидуальный подход к каждому родителю, т.е. решение задач от слушателя к предмету, с опорой на его способности, опыт и профессионализм;
- Деятельность должна быть социально ценной, значимой и интересной для родителей и детей;
- Социальная роль родителей и детей в процессе со=вместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего на роль подчиненного на со=управление, и наоборот).
КТД дает предполагаемый результат: СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧЕНИК, РОДИТЕЛЬ | УЧИТЕЛЬ |
Реализация и развитие своих
способностей; Расширение знаний об окружающем мире; Приобретение навыков проектирования; Проявление организаторских умений; Закрепление коммуникативных навыков; Формирование способности к анализу. |
Развитие творческого потенциала; Совершенствование организаторских способностей; Изучение классного коллектива; Объединение учащихся, педагогов, родителей; Управление процессом развития личности школьников; Развитие способности к анализу. |
Формирование коллектива
единомышленников; Освоение культурного пространства; Формирование личности. |
Много положительных моментов дарит эта методика, я назову те, которые открыла в своей работе в процессе ее использования:
- В КТД есть дело каждому, даже самому тихому и неспособному.
- В процессе участия в КТД выясняется, что неспособных нет вообще.
- У детей открываются таланты, о которых они не подозревали.
- Учащиеся теряют свои комплексы.
- Все становятся артистами, налаживаются отношения.
- Приобретаются обширные знания.
- Вырабатывается сплоченность коллектива (коллектив единомышленников).
В ходе организации, взаимодействия мы стараемся обучить родителей доступным им методикам, формам работы с детьми в семье.
Роль преподавателя со=вместной деятельности я
вижу в помощи – определить цель, отыскать
оптимальный путь к ней и пробудить активность
родителей и детей, как выражение его
субъектности в поиске креативного решения
проблемы, что в сущности есть преодоление
стереотипности своего мышления.
Результатом деятельности преподавателя
является развитие творческих способностей,
приобретение жизненного опыта, познавательная
активность, вводящие родителей на новый виток
саморазвития.
Литература:
- Личностно-ориентированная гуманистическая парадигма развития личности (Берулава Г.А.);
- Концепция реориентации (Е.В. Сидоренко);
- Развитие навыков общения у родителей (Ю.Б. Гипенрейтер, И.М. Марковский);
- Родительская любовь как проявление родительских чувств (Спиваковская А.С.);
- Упражнения А.С. Прутченкова;
- Анкета “Успех ребенка”, “Можете ли вы добиться успеха”;
- Анкета “Насилие среди учащихся”;
- Тестирование учащихся “Жизнь в школе”, “Подготовка к проведению массового мероприятия”, “Анализ проведенного мероприятия”, “Характер отношений между учащимися”, “Характер проведения свободного времени”, “Подведение итогов работы за год”;
- Программа изучения личности учащегося;
- Размышление о жизненном опыте (Щуркова Н.Е.).
Список приложений:
- Приложение 1. (Презентация “Педагогическая концепция классного руководителя”).
- Приложение 2. (Конспект родительского собрания “Ох уж эти уроки!”)