Цель урока:
1) Закрепление знания детей о звуках [р],[ р’].
2) Упражнять детей в чтении слов с буквой Р.
3) Развивать умение производить звуко-буквенный
анализ слов.
4) Развивать речь детей.
Оборудование: “Русская азбука” Горецкого В.Г., иллюстрации: мальчик, девочка, ирисы, астры, сыроежка, боровик, мухомор, подберёзовик, сорока, кот, крот, аудиозапись пения сороки.
I. Проверка домашнего задания.
1. Беседа по изученному материалу.
У. С какой буквой познакомились на прошлом уроке?
Д. С буквой Р.
У. Какие звуки обозначает эта буква?
Д. [р],[ р’].
У. Дайте характеристику звуку [р].
Д. Согласный, твёрдый, звонкий.
У. Дайте характеристику звуку [ р’].
Д. Согласный, мягкий, звонкий.
У. Подберите слова со звуками [р],[ р’].
2. Чтение столбиков слов и текста на с. 69.
3. Выборочное чтение.
- У кого растут кактусы?
- Почему у Иры ранка?
- Чтение слов и текстов на с. 70-71
- Кто раскрасил астры? Ирисы? Лилии?
II. Закрепление изученного.
1. Сообщение темы.
У. Сегодня мы продолжим работу со звуками [р], [р’], будем упражняться в чтении слов с буквой Р.
2. Упражнение в подборе слов со звуками [р], [р’]. Игра “Строим дом”.
У. Давайте представим, что мы художники и будем рисовать картину, на которой изображён домик за городом, в деревне. Стены уже готовы, остаётся подрисовать детали.
Рис. 1
У. Какие части дома имеют в своём названии
звуки [р], [р’]?
Д. Крыша, труба, дверь, ручка, рама, крыльцо,
порог, чердак.
Рис. 2.
3. Звуко-буквенный анализ.
У. Гостями нашего урока будут дети: брат и сестра, которые отдыхают в деревне. Прочитайте, как их зовут. ( Рисунки на доске)
Рис. 3.
У. Составьте схему слова Лариса. (Дети выкладывают карточки у себя на столах)
У. Дайте характеристику изученному звуку.
Д. Согласный, мягкий, звонкий.
У. Составьте схему слова Тарас.
У. Дайте характеристику изученному звуку.
Д. Согласный, твёрдый, звонкий.
4. Физкультминутка.
- Мальчики – друзья Тараса, девочки – друзья Ларисы. Мальчики встают, если слышат твёрдый звук [р], девочки встают, если слышат мягкий звук [р’]. (Река, рак, труба, просо, тревога, речь, ручка, горшок)
5. Чтение слов, написанных на доске.
У. Каждый год на летние каникулы Лариса и Тарас отправляются к бабушке в деревню. Они любят гулять во дворе. Давайте прочитаем, кого они там встретили.
Рис. 4.
6. Составление слов из разрозненных слогов и букв.
У. Девочки занимаются цветоводством. У каждой девочки своя грядка. Собрав слоги и буквы, вы узнаете, какие цветы выращивают девочки. (лилии, ирисы, астры). <Рисунок 5>
7. Чтение текста, напечатанного на доске.
У. А теперь, прочитав текст, мы узнаем, кто какие цветы вырастил.
У Аллы росли ирисы. У Раисы – астры. У Ирины – лилии.
8. Соотнесение схем со словами.
У. Подберите схему к каждому из слов — названий цветов.
Рис. 5.
9. Физкультминутка.
- Дети часто ходят в лес за грибами. Отправимся
вместе с ними.
Тарас шёл, шёл, шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз — грибок,
два — грибок,
Три — грибок,
Положил в свой кузовок.
10. Беседа о грибах.
У. Какие грибы они соберут? В названии
грибов должны быть звуки [р], [р’].
У. Посмотрите, какие грибы набрали дети? (рис
6.)
Д. Сыроежка, боровик, мухомор, подберёзовик .
У. Какой гриб здесь лишний? Почему?
Д. Мухомор, потому что он несъедобный.
Рис. 6.
У. Нужно ли собирать мухоморы?
Д. Нет. Мухоморами лечатся различные животные.
У. Из красного мухомора приготавливают разные гомеопатические средства для лечения многих заболеваний.
11. Прослушивание аудиозаписи “Птичьи голоса”(голос сороки).
У. Дети долго бродили по лесу. Устали. Сели отдохнуть. Прислушайтесь, чей голос раздаётся в лесу? (сорока ) А вот и сама сорока. (появляется иллюстрация)
У. Часто её называют сорокой-белобокой. Почему?
У. А ещё её называют сорокой- воровкой. Почему?
Д. Она подбирает блестящие предметы и несёт их к себе в гнездо. Монетки, блестящие пуговицы, осколки стёкол и даже ложки находят в их гнезде.
12. Сказка о приключениях буквы Р. Упражнение в составлении слов.
У. Во многих сказках говорится, что сорока новости на хвосте приносит. А наша сорока принесла на хвосте сказку... Давно это было. Буквы из азбуки не хотели оставаться одинокими и стали жить вместе, образуя разные слова. Только одна буква Р не могла найти себе места. То ей слово не нравилось, то стоять на краю не хотелось. Совсем холодно букве. Не может она найти подходящего слова. Решила забраться в слово КОМ.
Рис.7.
Хоть и холодное это слово, а внутри не так дует. Раздвинула легонечко буквы О и М и встала. Что за чудо? Это уже не КОМ , а … (КОРМ). Поела, отдохнула, выбралась из слова, соединила опять буквы и отправилась дальше. Идёт по дороге, смотрит — лежит каска. Чем не жилище? Хоть и старая каска, но согреться можно. Встала буква Р сразу буквой К, довольна. Но что это? Вся она какими-то пятнышками покрылась!
Рис. 8
Оказывается каска превратилась в слово … (КРАСКА).Убежала буква Р из этого слова, умылась снегом, стёрла все пятна — и снова в путь. А вот и ещё одно слово — КОТ.
Рис. 9.
Буквы ласковые, приветливо машут руками, зовут к себе. Буква К даже встречать пошла, взяла за руку. С другой стороны буква О руку подаёт, понравилось здесь букве Р, и осталась она в слове . . . (КРОТ). Забилась в нору, да там и провела всю зиму.
13. Упражнение в составлении предложений.
У. Составьте предложение о том, как Лариса и Тарас отдыхали летом в деревне.