Урок окружающего мира по теме: "Как ориентироваться на местности"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: познакомить учащихся с понятием “ориентиры” и разновидностями ориентиров; совершенствовать навык работы с текстом учебника; развивать речь, мышление учащихся, способствовать развитию их творческих способностей; расширять кругозор учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин. Окружающий мир. Учебник для 4-го класса.

  • Часть 1.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004;

  • О.Т.Поглазова. Рабочая тетрадь №1.

  • Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой, карточки для кластера, жетоны, клубок ниток, опорная таблица “Инсерт”, карточки для блиц-опроса

ХОД УРОКА:

I.Фаза вызова

1. Учитель начинает урок с рассказывания древнегреческого мифа.

Некогда на берегу синего моря, на острове Крит, жил царь Минос со своею дочерью, прекрасной и мудрой Ариадной. В его владениях построили большой белый дворец, в котором был устроен лабиринт. В центре лабиринта жило чудовище, пожирающее всех, кто осмелился туда проникнуть, но не смог найти дорогу обратно. Такая же участь ждала и царевича Тесея.

- Предположите, смог ли Тесей выбраться из лабиринта? Каким образом?

Но полюбила его прекрасная Ариадна. Дала она ему большой клубок ниток. (ПОКАЗ КЛУБКА) Привязал Тесей конец нити у входа в лабиринт и нашёл по ней обратную дорогу. С тех пор путешественники называют ориентиры путеводной нитью Ариадны.

2.Формулирование темы урока и постановка задач детьми. Приложение СЛАЙД 1.

Анализ мифа. Приложение СЛАЙД 2.

 3. Работа с “Толковым словарем русского языка”

Поиск ответа на вопрос: “Что такое ориентиры?”. Приложение СЛАЙД 2.

II. Фаза осмысления

1. Ответ: “ОРИЕНТИРЫ – это …”. Поиск ориентиров на предлагаемых иллюстрациях. Приложение СЛАЙД 3.

2. Работа с текстом. Используется прием чтения с пометками - инсерт.

3. Обсуждение прочитанного с помощью таблицы “Инсерт”.

4.Составление на доске “Кластера” (с учетом прочитанного, с опорой на жизненный опыт детей).

 5. – Насколько важно уметь ориентироваться? А что значит “уметь ориентироваться”? Приложение СЛАЙД 4.

6. Работа в парах. Задание: “Узнать из учебника и рассказать друг другу о том, что такое горизонт и линия горизонта”. Проверка - Приложение СЛАЙД 5.

7. Наблюдение о местоположении классной доски, шкафов относительно двух ребят (один сидит за партой, другой – отвечает у доски).

ВЫВОД: ученики дали разные ответы, а местоположение предметов не поменялось.

8. Так возникла необходимость введения для всех одинаковых направлений ориентирования. Выделили 4 основные стороны горизонта = сторон света. Приложение СЛАЙД 6.

Выполнение задания №7 в рабочей тетради.

III. Рефлексия

Блиц – опрос (в таблице на карточке у каждого ученика)

1.Ориентиры – это любые предметы, в т.ч. и движущиеся. (-)

2.Путешественники называют ориентиры “путеводной нитью Ариадны” (+)

3.Горизонт – это местность, которую мы видим вокруг себя (+)

4.Для ориентирования используются 5 основных сторон горизонта (-)

5.Уметь ориентироваться - значит уметь определять свое местоположение и направление движения по ориентирам и сторонам горизонта (+)

1

2

3

4

5

         

Домашнее задание: стр.26-31, ответить на вопросы, знать основные понятия; по желанию можно написать синквейн “Ориентиры” и составить карту с пояснениями. Узнать, как определяют стороны горизонта.

Презентация