Цели:
- Научить правописанию тся, ться в глаголах.
- Развивать общие трудовые умения
- Воспитывать чувства прекрасного, добрые отношения друг к другу.
Работать над навыками выразительного чтения стихотворений.
а) контроль за своими и чужими
действиями;
б) оценивание результата;
Развитие умения в должном темпе читать, писать.
Развитие самостоятельности.
Оборудование:
Учебники “Русский язык”, “Литературное чтение”, картины, орфографический словарь, дидактический материал.
I. Оргмомент.
Вступительная беседа (учитель - ученик). Отрывок.
Учитель: Светло-пушистая снежинка
белая
какая чистая
какая смелая
Ученик: Дорогой бурною
Легко проносится
Не в высь лазурную
На землю просится.
II. Сообщение цели урока.
- Какая тема, как и снежинка, просится нам на урок? (о зиме, чтение стихов).
- Итак, снежинки окутали елочку, а под ней подарок. Какой, вы узнаете в конце урока. А мы по лестнице шаг за шагом будем к нему идти.
(Посмотрела на снежинку и продолжаю чтение стихотворения)
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается ... (далее продолжает ученик и т.д. до конца прочтения)
- Какие действия выполняет снежинка? (дети подтверждают свои ответы из текста стих. “Снежинка”; проносится, дрожит и т.д.).
- К какой части речи относятся эти слова? (глагол).
- Что вы знаете о глаголе? (глагол это часть речи и т.д., дают определение).
III. Работа по картине.
- Посмотрим на картину. Какое время года? Что делают дети? (смеются, катаются, кидаются снегом и т.д.).
- Придумайте название картины (“Зимние забавы” - записываю на доске).
- А сейчас послушайте выразительное чтение стихотворения “К зиме”.
- Подходит ли оно к описанию картины?
- Зачитайте то место, где идет описание происходящего в творчестве поэта (читают).
- Послушайте стихотворение ученицы, которое сочинила Даша.
- Какие услышали глаголы?
Физминутка
Предлагается тема зимы: вьюга, хруст снега и т.д. (под музыку).
IV. Изучение нового материала.
На доске глаголы в два столбика.
Пример: |
1 столбик |
2 столбик (н.ф.) |
проносится |
смеяться |
|
качается |
злиться |
|
смеется |
качаться |
- Почему записаны в два столбика? (в первом тся, а во втором ться).
- Почему в одних глаголах есть ь, а в других нет?
- Объясните, кто знает.
V. Работа по учебнику. Самостоятельная работа.
- Откройте учебники на стр.
- Прочитайте определение.
- Прочитайте друг другу.
- Что узнали нового и рассказали друг другу?
- Закрепим полученные знания на практической работе.
(Дети работают в группах по уровням. Использую дифференцированный подход).
1 уровень (подчеркнуть в тексте) – самоконтроль.
2 уровень (выписываются в 1 столбик тся, во 2 столбик ться) – самоконтроль.
3 уровень (работа по тестам) – самоконтроль.
(Дети знают критерии оценок)
- Кто проверит свою работу, ставит оценку на полях.
- Кто выполнил и оценил свою, поменяйтесь с соседом, проверь у друга (взаимопроверка).
- *У кого 1 ошибка? У кого 2 ошибки? 3 ошибки?
- *Возвращается к подарку у елочки.
- Что в сумочке? Дети достают слово, где написано: “умения”.
- Что же это за “подарок” такой – “умения”?
VI. Итог урока.
1 ступенька. Стихи читали? – да.
2 ступенька. Беседа по картинке была? – да.
3 ступенька. Части речи вспомнили? – да.
4 ступенька. (глагол) – части речи закрепили? – да.
5 ступенька. Правописание ться, тся в глаголах изучили? – да.
- Что получили в подарок? (умения)
- Эти умения и знания, полученные на уроке, помогут быть грамотными учениками.
VII. Домашнее задание.
1 уровень. Сочинение в миниатюре “Зима”.
2 уровень. Сочинение “В образе доброй волшебницы”.
3 уровень. Сочинение “Как изменяются характеры “Зимы” (с использованием стихов, можно свои или поэтов).