Цели урока:
- Обобщить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве Д.И.Менделеева; раскрыть многогранность личности Менделеева, огромный круг его интересов, талант и широту научных исследований в познании окружающего мира.
- Реализовать принцип взаимосвязи урочной и внеклассной работы с целью повышения интереса учащихся к учению.
- Использовать интеграцию литературы, науки и искусства для эстетического, нравственного и духовного воспитания учащихся, активизация их познавательной деятельности.
- Приобщить учащихся к чтению художественной, научной и научно-популярной литературы.
- Воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою Родину.
- Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование. Портрет Д.И.Менделеева, А.А.Блока, Л.Менделеевой, периодическая таблица химических элементов, весы, карта, ТСО – мультимедийное оборудование, магнитофон, компьютер, репродукции картин А.И.Куинджи, В.М.Васнецова, И.И.Шишкина.
На плакате высказывание:
“Мир сложен, он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых загадок.
Как чудо природы, является гений
И в хаосе этом наводит порядок”
О.Н.Смолякова
Ход классного часа
1.Огр. момент.
Психологический настрой класса на внеклассное мероприятие. Учитель делит класс на группы, каждая группа будет отвечать на вопросы, отмечая в своих рейтинговых листах активность своих одногруппников.
2.Классный час начинается с проблемного вопроса:
“Он любил переплетать книги делать чемоданы. Однажды он покупал материал для работы. Кто-то спросил: “Кто это такой?” “Неужели вы не знаете?”,- ответил продавец. “Их все знают – это известный чемоданных дел мастер, господин…..”
Кого имел в виду продавец?
Ученики говорят, что речь идет о Д.И.Менделееве.
Учитель объявляет тему внеклассного мероприятия (слайд №1).
Ученик читает стихотворение на фоне слайда - портрета Д.И.Менделеева.
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё - от песчинок малых до планет-
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Доклад ученика о Д.И.Менделееве (Приложение 1).
Первый конкурс нашего внеклассного мероприятия: “ Пинг-понг”
1.Кем и когда был открыт периодический закон?
2.Где родился Д.И.Менделеев?
3.Кто были родители Д.И.Менделеева?
4.Откуда произошла фамилия Менделеев?
5.Где учился Д.И.Менделеев? Кем он хотел стать? Почему это ему не удалось?
6.Какое высшее учебное заведение окончил Д.И.Менделеев?
7.Кем и где работал Д.И.Менделеев во время своего великого открытия?
8.В каком году, и по какой причине Д.И.Менделеев скончался?
9.Современная формулировка периодического закона?
Второй конкурс: “Что в имени тебе моём?”
Какие химические элементы названы в честь учёных, в память успехов астрономии, в честь городов, в честь стран и континентов?
Покажите по периодической системе эти химические элементы. Задание ограничено временем: кто назовёт больше элементов за 5 минут время (Приложение 2)
Следующий конкурс “Химический кроссворд”. Каждой команде даётся одинаковый кроссворд, и ученики его выполняют за 5 минут. Проверяют через слайд на компьютере. Если не угадали, то предлагают другой команде ответить.
Вопросы к кроссворду (слайд №5):
1.Элементарная частица, движущаяся вокруг ядра.
2.Химический элемент, названный в честь великого русского учёного.
3.Заряжённые частицы.
4.Тип кристаллической решётки в алмазе.
5.Сложное вещество, в состав которого входят атомы водорода и кислотного остатка.
6.Свойство атомов, которое Д.И.Менделеев принял за основное при систематизации химических элементов.
7.Растворимое в воде основание.
8.Химический элемент с порядковым номером №17
9.Ключевое слово: свойство атомов химического элемента, имеющее наибольшее значение у фтора.
Стихотворение читает ученик:
Закон на этом не исчерпан
Но слово в химии сказал
“Опыт системы элементов”
Себя в науке оправдал.
Второй этап уж уровня иного:
Был электрон открыт, протон, нейтрон,
Доказана периодичность строго,
Торжествовал периодический закон.
Вопрос учителя классу: В чем вы видите значение периодического закона для науки, техники, промышленности?
Ответ учащихся: открытие электрона – для радиоактивного распада, переработка нефти, производство стекла.
Доклад по физике (Приложение3)
Конкурс “Волшебное превращение”. Ученикам нужно записать на доске уравнение , - распада (слайд №6).
Анализируют соперники. Подводим итог конкурса.
Учитель. Д.И.Менделеев был не только великим химиком, физиком, но занимался изучением экономики страны.
Доклад ученика по экономике (Приложение4)
Учитель. Знания Менделеева самые полные. Они происходят от гениальности, у простых людей такого не бывает.
“Друзья Менделеева знали, что по средам после трёх часов дня его всегда можно было застать дома”. Сначала эти среды посещали только учёные - химики, потом круг участников расширился. Здесь чествовали русских женщин учёных – Софью Васильевну Ковалевскую, Юлию Всеволодовну Лермонтову. На таких средах бывали художники Репин, Стасов, Куинджи, Шишкин. Подобные встречи напоминали студенческие собрания. Все чувствовали себя легко и свободно. На менделеевских “средах” много спорили о науки, литературе, искусстве. Менделеев был незаурядным критиком и ценителем художественных произведений.
Конкурс описание картины по цепочки. Каждый ученик из группы говорит предложение о картине, описывая её, что в целом создаёт критический словесный отзыв о ней. (Анализ представленных картин)
Ученик. Менделеев говорил: “ Что главное было у меня в жизни? Конечно же, самое дорогое – это наука и дети. У меня, как у всех, была семья, 7 детей: 4 дочери и 3 сына”.
Владимир – офицер военно-морского
флота.
Иван – исследователь метролог.
Мария - маститый кинолог.
Василий – опытный механик, в 1911г. предложил
конструкцию тяжёлого танка.
Очень интересная судьба старшей дочери – Любы.
Стихотворение читает ученик.
Она строга и высока
Всегда надменна и сурова
И каждый день издалека
Слежу за ней, на всё готовый.
Доклад ученика о Л.Менделеевой и А.Блоке (слайд №8, Приложение5).
Стихотворение читает ученик
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твоё белое платье,
Утончённость мечты разлюбив.
Вопрос задаёт учитель классу. Каким же был удивительным человеком Д.И.Менделеев? Что любил, чем увлекался? Давайте составим его психологический портрет.
Вопросы предложены, учащиеся пытаются ответить, учитель ответы дополняет (слайд № 9,10).
Вопрос. Ребята, с чем у вас ассоциируется фамилия Д.И.Менделеев?
Ответ. Периодическая таблица химических элементов (слайд №11).
Стихотворение читает ученик.
Ваше слово, Дмитрий Менделеев!
Великий ум на почве благодатной
Закономерности увидел нить,
Расположив согласно массам атома,
Вдохнул в свою систему жизнь.
Учитель: В настоящее время мысль человека не стоит на месте, и интерес к таблице Д.И.Менделеева не иссекаем. В 2006 году учёные штата Депау (США) разработали интерактивную таблицу химических элементов (слайд №12).
Доклад ученика об интерактивной таблице (Приложение6)
Вопрос классу. Ребята, что вы знали раньше и что нового узнали?
Учитель: Сейчас давайте сами подведёте итог нашего классного часа, кто был сегодня активен? В этом вам поможет определиться лист активности.