Урок в начальной школе по теме: "Таблицы умножения и деления с числом 9"

Разделы: Начальная школа


Тема: таблицы умножения и деления с числом 9.

Цели: составить и начать разучивать таблицы умножения и деления с числом 9; использовать полученные знания для решения задач и примеров; повторить соотношения между единицами длины; развивать навыки устного счёта, наблюдательность и умение рассуждать; воспитывать любовь к животным.

Ход урока

I. Организационный момент.

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Начинается урок…математика.
Чтобы спорилась работа, начнём с “гимнастики ума”.

II. Задание развивающего характера.

Дети работают парами.

- Расставьте знаки +, -, х, : так, чтобы получилось 10.

2     2     2     2 = 10

- Справившаяся с заданием пара объясняет у доски решение.

Оценивание.

Итог.

Физкультминутка для глаз.

- Подготовим глаза к работе.

Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее – глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, тоже зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 5 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз против часовой стрелки.

III. Устный счёт. Закрепление.

1. Игра “Найди соседей”.

Даны числа: 80 16 56 32 48

-Найдите множители для этих значений произведений.

2. Игра “Вычисли. Найди лишнее выражение”.

40:5 24:4
64:8 72:9
48:6

-Почему оно лишнее?

Итог.

IV. Чистописание.

- Решим задачу:

Даше 14 лет, а Оле 8 лет. Сколько лет Даше, когда Оле было 3 года? (9)

-Установите закономерность, допишите строку.

9   99   999

- Подчеркните самую красивую, правильно написанную цифру 9.

- Напишем дату.

V.Тема урока.

-Таблицы умножения и деления с числом 9.

VI. Изучение нового материала.

1 способ

- Повторение известных случаев умножения на 9. Дети записывают ответы, работая цепочкой.
- Каких выражений не хватает?
- Дописываем не достающие, объясняем их.
- Почему нет ещё одной таблицы на умножение?
- Вспоминаем переместительное свойство умножения.
- Каким компонентом является число 9?
- Читаем выражения.
- Составляем и решаем задачи на новые случаи умножения и деления.

2 способ.

- Посчитаем пальчики.
- Сейчас пальчики превратятся в “счётные машинки”.
- Кладём руки перед собой на парту. Умножаем число на 9. Находим пальчик с таким номером, загибаем (считаем слева направо). Число пальчиков слева показывает первую цифру произведения, то есть десятки, число пальчиков справа показывает вторую цифру произведения, то есть единицы.

Итог.

Физкультминутка.

Повторение таблиц умножения и деления. Устно решаем примеры. Называем вслух ответ. Если ответ – чётное число – хлопаем, если не чётное – топаем.

VII. Закрепление.

№2. Устно.

- Какое выражение дано?

- Подставляем место переменной число, говорим только ответы.

Работаем цепочкой.

Оценивание.

Итог.

№3. На доске и в тетрадях.

2 человека работают на доске по карточкам.

- Чтение задачи.
- О чём говорится в задаче?
- Сколько девочка принесла морковок?
- Что она сделала с морковками?
- Скольким кроликам дала?
- Что нужно узнать в задаче?
- Запишем краткую запись.

1 пакет – 15 м 9 кр. по ? м
2 пакет – 21 м

- Что мы можем узнать? Как?
- Запишем 1 действие.

1. 15+21=36 (м.) – принесла девочка.

- Что можем узнать далее? Как?
- Запишем второе действие.

2. 36:9=4 (м.) – каждому кролику.

Ответ: по 4 морковки каждому кролику.

Оценивание.

Итог.

Проверка работы с доски.

Задача.

Однажды тёмной ночью тараканы собрались на кухне и построились в колонны. Получилось 3 ряда, по 9 тараканов в каждом ряду. Сколько тараканов собралось на кухне в эту тёмную ночь?

Задача.

Вовочка ежедневно получает 18 замечаний от старших братьев. По 9 замечаний от каждого старшего брата. Сколько старших братьев у Вовочки?

Оценивание.

Итог.

Физкультминутка для снятия утомления.

Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперёд. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно – так, чтобы было приятно, 10-15 секунд.

№4. Устно.

Оценивание.

Итог.

№5. Самостоятельно.

Взаимопроверка.

Оценивание.

Итог.

VIII. Домашнее задание.

с. 77 №1, №6, таблицы.

IX. Итог урока.

- Что изучили на уроке?

- Легко ли было на уроке? Почему?