Создание модели старшей профильной школы на основе индивидуальных учебных планов

Разделы: Администрирование школы


Описание исходной ситуации

Профильное обучение в гимназии №1 города Кирово-Чепецка Кировской области реализуется с 1990года. Еще в те годы было разработано положение о профильных классах в гимназии, согласно которому традиционно комплектовался определенный набор профильных восьмых классов.

Введение на старшей ступени общего образования концепции профильного обучения, двухуровневого федерального компонента государственного образовательного стандарта (базовый, профильный уровни), нового федерального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования России от 09.03.2004 № 1312, предполагает, что каждое общеобразовательное учреждение будут строить свои модели организации профильного обучения старшеклассников.

В 2006 году было принято решение, что, учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили. Однако за счет значительного увеличения числа предлагаемых профильных и элективных курсов предоставить возможность обучающимся (в том числе, в форме учебных межклассных групп) в полной мере реализовать свои индивидуальные профильные образовательные программы через индивидуальный учебный план. Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяют реализовывать различные образовательные потребности обучающихся, их семей, работодателей, учреждений профессионального образования в общеобразовательных учреждениях различных видов.

Организация образовательного процесса старшей школы
в гимназии №1 на основе индивидуальных учебных планов учащихся

Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального Базисного учебного плана.

Эффективность использования ИУП подтверждается международным опытом. Во многих странах (Великобритания, Соединенные Штаты Америки, страны Скандинавии и др.) в образовательных учреждениях общепринятой является практика предоставления школьнику права самостоятельного формирования индивидуального учебного плана, определения сроков и способов его освоения, прохождения процедур промежуточной и итоговой аттестации, соответствующих особенностям индивидуального плана.

Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным учебным планам являются:

1. Федеральный Закон “Об образовании”, который указывает, что “...Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения <...>. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта <...> регламентируется уставом образовательного учреждения”

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования исходит из многообразия форм его реализации. Наряду с созданием профильных классов и групп, на основе примерных учебных планов профилей важно предоставить обучающемуся право освоения образовательных программ на основе ИУП;

3. Федеральный Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312);

4. Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.2004 №14-51-102/13

5. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Кировской области от 12.04.06 №5-291

6. Приказ Минобрнауки РФ от “10” ноября 2005 года и приказ АНОО ИОН “Эврика” от “11” ноября 2005 года “О получении статуса “Федеральная экспериментальная площадка Министерства образования и науки Российской Федерации”.

7. Устав общеобразовательного учреждения. В соответствующих разделах уставов прописано:

  • наличие прав обучающихся на обучение по ИУП;
  • возможность организации образовательного процесса для обучающихся по ИУП (в том числе с использованием ускоренных курсов обучения, экстерната);
  • особый порядок оценивания, промежуточной и по некоторым дисциплинам итоговой аттестации при обучении по ИУП;
  • порядок разработки, утверждения и периодической корректировки ИУП учащихся.

В гимназии созданы условия, позволяющие каждому ученику сформировать и реализовать свой индивидуальный учебный план (индивидуальный профиль). На организационном этапе были разработаны:

  • Проект “Индивидуальный учебный план в гимназии №1 г.Кирово-Чепецка на старшей ступени обучения”.
  • Положение об организации образовательного процесса в гимназии № 1 г. Кирово-Чепецка а основе индивидуальных учебных планов учащихся на старшей ступени общего образования.

Проектирование предварительного варианта
индивидуального учебного плана

При организации обучения по индивидуальным учебным планам сначала определяется общий набор образовательных услуг.

Базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся, обеспечивают минимальный уровень общего образования. Здесь возможен выбор учащимися формы изучения предмета. При этом программы обучения в форме экстерната должны быть обеспечены учебно-методическим материалом, в т.ч. позволяющим учащемуся самостоятельно овладеть предметом.

Учебные предметы по выбору на базовом уровне включают предметы, которые не вошли в обязательные базовые, но ученики их изучали на средней ступени обучения. К ним относятся: информатика, иностранный язык второй и другие предметы. Перечень данных предметов определяется гимназией.

Профильные предметы представлены как углубленными курсами (иностранные языки), так и специальными профильными курсами (литература, русский язык, история, обществознание, математика, физика, химия, биология).

Элективные курсы задают широкое “поле выбора”. Главное, чтобы этот перечень был востребован детьми и намного превышал число курсов, которые обязан выбрать учащийся.

Выбирая различные сочетания базовых, профильных и элективных курсов, каждый учащийся вправе сформировать свой индивидуальный учебный план (ИУП).

Совокупность индивидуальных учебных планов становится основой распределения учащихся по учебным группам. Одновременно с этим изучение профильных и элективных курсов происходит в более мелких учебных группах, которые формируются на базе всей параллели. Именно этим задается гибкость профиля, в отличие от ситуации, когда за одним классом закрепляется один-два профильных специализированных курса.

Предварительный вариант учебного плана обсуждается на административном совете, корректируется.

Конструирование индивидуального учебного плана

Конструирование индивидуального учебного плана каждым учащимся и учебного плана гимназии включает в себя 3 этапа.

Этап 1. Организационный.

  • Проведение родительских собраний. На встрече с представителями родительской общественности разъясняется образовательная политика гимназии, согласовывается выбор направления обучения в старшей школе.
  • Организация профориентационной работы, включающей педагогическую диагностику, вовлечение родителей в процесс самоопределения учащихся, знакомство с образовательными услугами и возможностями, предлагаемыми будущим выпускникам основной школы, тренинги самопознания и самоопределения. Эта работа проводится в гимназии под руководством школьного психолога, социального педагога, классных руководителей, а также при посещении занятий в межшкольном учебном комбинате на тему.
  • Анкетирование учащихся и их родителей с целью корректировки предварительного варианта индивидуального учебного плана.

Этап 2. Составление индивидуальных учебных планов учащихся.

  • Знакомство с формой индивидуального учебного плана и правилами его оформления.
  • Анкетирование учащихся 9 классов по вопросу определения их учебных предпочтений с целью формирования индивидуального учебного плана каждым учеником, определение интересующего набора учебных предметов (базовых, профильных, элективных курсов).
  • Заполнение бланков. Ученики 9 классов совместно с родителями заполняют чистые бланки учебного плана, руководствуясь памятками для ученика и родителей по составлению индивидуального учебного плана.

Образец бланка предварительного варианта индивидуального учебного плана

Ф.И.О. ученика____________________________________ Класс __________

Учебные предметы

10 класс

Выбор

ученика

1. Базовые общеобразовательные предметы
Русский язык

1

 
Литература

3

 
Иностранный язык 1 (указать какой)

3

 
История

2

 
Обществознание (включая экономику + право)

2

 
Математика

4

 
Физкультура

2

 
Химия

1

 
Физика

2

 
Биология

1

 
География

1

 
Основы проектирования

1

 
2. Учебные предметы по выбору на базовом уровне
Информатика

1

 
МХК и информационные технологии

2

 
ОБЖ

1

 
Иностранный язык 2 (указать какой)

2

 

3. Профильные общеобразовательные предметы (не менее двух предметов, больше можно)

Русский язык*

3

 
Литература*

5

 
Иностранный язык 1* (указать какой)

6

 
История*

4

 
Обществознание* (включая экономику и право)

3+1

 
Математика*

6

 
Физика*

5

 
Биология*

3

 
Химия*

3

 
4. Элективные курсы (не более 3 часов, меньше можно)
Теория и практика перевода

2

 
Экономика

1

 
Черчение

1

 
Право

1

 
Подготовка к ЕГЭ по предметам** (на один предмет)

1

 
Зарубежная литература

1

 
МХК

1

 
Экология

1

 
Итого к выбору

36 часов

36 часов

*В случае выбора предмета на профильном уровне, последний не изучается на базовом уровне.

**В случае выбора данного элективного курса указать предмет или предметы.

Подпись ученика _____________________ Подпись родителя _____________________

ПАМЯТКА
составляющему индивидуальный учебный план

Уважаемые учащиеся!

Вам предстоит составить индивидуальный учебный план (ИУП). Формально ИУП - это совокупность учебных предметов (базовых и профильных) и элективных курсов, выбранных вами для изучения в 10 (11) классе. Однако перед вами стоит задача избежать формальности в этом выборе, сделать его осознанным на основе собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив. Помните, что вы несете личную ответственность за выполнение ИУП! Изменить его можно будет только при наличии веских причин и не ранее, чем в начале второго полугодия при получении положительных отметок в ходе промежуточной аттестации. Поэтому прежде, чем составить ИУП:

  • проконсультируйтесь с психологами, классным руководителем относительно того, как Ваш ИУП может соотноситься с продолжением образования и вашими профессиональными перспективами;
  • переговорите с преподавателями относительно вариантов содержания и форм изучения предметов;
  • посоветуйтесь с родителями.

Шаги по составлению ИУП

Шаг 1. Познакомьтесь с предварительным вариантом Учебного плана Гимназии. Он состоит из четырех блоков. Первый блок представлен базовыми общеобразовательными предметами, которые являются обязательными для изучения всеми учащимися старших классов. Второй блок содержат базовые предметы, которые вы изучаете по выбору на базовом уровне. Третий блок содержит предметы профильного уровня. Четвертый блок содержит перечень элективных курсов.

Шаг 2. Выберите предметы, которые вы хотите изучать на профильном уровне (их должно быть не менее двух, более двух выбирать можно). В полученной вами форме ИУП укажите это, поставив соответствующее количество часов напротив выбранных профильных предметов.

Шаг 3. Вернитесь к первому блоку, поставив нужное количество часов напротив базовых общеобразовательных. Обратите внимание на следующие положения Базисного учебного плана:

  • если предметы, входящие в первый блок, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.

Шаг 4. Сделайте выбор во втором блоке “Учебные предметы по выбору на базовом уровне”, если Вам это необходимо.

Шаг 5. Сделайте первый подсчет общего количества часов. Оно не должно превышать 33 часов в неделю. Это потребуется вам для подсчета общего объема учебной нагрузки.

Шаг 6. Теперь приступайте к выбору элективных курсов. Их суммарный объем не должен превышать 3 часов в неделю, меньше можно, выбрав предметы из других блоков

Шаг 7. Подсчитайте суммарный объем часов в неделю, составляющих ИУП. Он не должен превышать36 часов (с учетом часов всех пяти блоков).

Шаг 8. Согласуйте свой ИУП с родителями.

Шаг 9. Продумайте защиту своего индивидуального учебного плана.

  • Защита индивидуального учебного плана на заседании экспертного совета в присутствии родителей. С каждым учеником и его родителями, согласно приказу, идет собеседование по правильности сделанного выбора, соотнесение выбора с личными целями и задачами ,с родителями заключается договор.

Этап 3. Обработка ИУП учащихся, формирование классов и межклассных учебных групп.

Шаг 1. При обработке ИУП учащихся выявляется и фиксируется в виде списков их запрос на изучение курсов. Индивидуальные учебные планы учащихся вносятся в таблицу (Приложение 1). После первого полугодия таблица корректируется.

Затем составляется итоговая таблица, в которой суммируются ИУП учащихся. (Приложение 2). Данные таблицы показывают выбор учащихся и позволяет определить критерии объединения учащихся в классы и межклассные группы, с одной стороны. С другой стороны, это и есть учебный план гимназии.

Шаг 2. Составление расписания

Расписание составляется с учетом выбора учащихся, нагрузки учителей, СанПиНов. При этом важно учитывать весь выбор каждого учащегося, чтобы в расписании у учащегося не было совпадений.

Шаг 3. Составляются списки учащихся по классам и межклассным группам.

Журналы заполняются не по классам, а по учебным предметам. В остальном требования к оформлению журналов учителями остаются традиционными.

Механизм отслеживания выполнения индивидуального учебного плана

  • Ответственность за выполнение ИУП.

Индивидуально за выполнением своего ИУП следит сам учащийся.

  • Ответственность классного воспитателя

Составляет расписание каждого учащегося в соответствии с ИУП.

Проводит консультационную работу с родителями

  • Ответственность администрации.

Задачей администрации является обеспечение условий выполнения ИУП. Зам. директора по УВР на основе анализа выполнения ИУП учащихся, учебных программ контролирует и корректирует выполнение Учебного плана в целом.

  • Корректировка (изменение) ИУП.

Учащемуся может быть предоставлено право изменить набор предметов при наличии веских обстоятельств не ранее, чем в начале второго полугодия, а также получении соответствующих оценок при промежуточной аттестации и только по заявлению родителей.

Вывод

Наиболее перспективным направлением любой образовательной системы является саморазвитие, когда появляется способность системы развивать себя. Чтобы реализовать эту систему на практике необходимо найти способы такого саморазвития. В гимназии №1 г. Кирово-Чепецка Кировской области одним из таких способов является организация профильного обучения на старшей ступени общего образования через индивидуальный учебный план ученика.