Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме: "Согласные звуки [С, с']. Буквы С, с"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Знакомство учащихся с согласными звуками [c-c’], закрепление умения распределять звуки на гласные/согласные, твёрдые/мягкие, звонкие/глухие. Формирование навыка чтения.
  • Развитие логического мышления, внимания, связной речи, памяти, творческих способностей, фонематического слуха, уточнение и активизация лексического запаса слов учащихся.
  • Формирование интереса учащихся к чтению и окружающему миру.

Оборудование:

Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина “Моя любимая азбука. 1 класс”. Карточки-схемы звуковых “человечков”. Лото “Сорока”. Поощрительные медали “ягодки”. Иллюстративный материал (прикрепляется на доску магнитами по мере необходимости, показывается мультимедийными средствами). Фонетический тренажер. Закладка “Лента букв”.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, садитесь! Проверьте, как вы готовы к уроку.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.

Постановка учебной задачи

- Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками и новой буквой, будем совершенствовать свой навык чтения.

Проверка домашнего задания

- Когда мы проверим домашнее задание, то узнаем, кто нам с вами поможет познакомиться с новыми звуками.

Домашнее задание: напечатать схемы 3-х слов:

- Соедините первые звуки слов, получится имя нашего помощника:

- А вот и он сам:

 

 

 

Фонетическая зарядка

Взошло солнышко. Первый луч солнца заглянул в окно домика Ли’са и разбудил его.

- С какими звуками я сегодня буду дружить весь день? – подумал Лис. Он услышал, как за окном поют разные птицы. Пели соловей <Рисунок1>, скворец <Рисунок2>, сойка <Рисунок3>, на ветку сел клёст <Рисунок4>.

- Какой одинаковый звук услышал Лис в словах “соловей, скворец, сойка, клёст”? ([с]) Где живут все эти птицы? (В лесу)

Фонетический анализ слова ЛЕС

Фонетическая зарядка

Лисёнок вышел из дома и направился в лесную школу. По дороге он нашёл разные грибы: лисички <Рисунок5>, подосиновик <Рисунок6>, груздь <Рисунок7>. Какой одинаковый звук услышал Лис в словах “лисички, подосиновик, груздь”? ([с’]) Не забыл он и самый красивый гриб – мухомор <Рисунок8>. Какой гриб “лишний”? Почему?

Мухомор лисёнок решил подарить своему другу <Рисунок9>. Отгадайте про него загадку.

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)

Фонетический анализ слова ЛОСЬ

- Назовите попеременно [с-с’]. Общее? Отличия? Как раскрасим схему-человечка? Почему?

- На письме звуки [с-с’] обозначаются буквой, которую зовут “эс”. <Приложение1>

А лисёнок вспомнил, какую картину увидел вчера вечером <Рисунок10>:

Полумесяц в небе тёмном

Буквой С повис над домом.

- Посмотрите на печатную и письменную буквы Сс. Сравните их. Поселите “С”! <Приложение2>

Физминутка

Наш лисёнок быстро встал,
Лапки в стороны поднял.
Раз – присел, другой – поднялся,
Он на лапках покачался,
Головою повертел
И за парту тихо сел.

Чтение слогов

Лисёнок задумался:
- А как же читать букву “с”?

- Давайте поможем ему. Я загадала слово, начинающееся с “с”. Какой первый звук?

- Задайте вопрос, чтобы решить, какой звук [с-с’]? Какие гласные дают команду: “Читайся твёрдо!”? (Если после “с” идут а, о, у, ы, то читается [с].)

- Какой гласный даёт команду: “Читайся мягко!”? (Если после “с” идёт и, то читается мягко [с’].)

На доске рисуется опорная схема:

- Прочитайте слоги на с.62 “Азбуки”.

Чтение слов с буквой “с”

- Помогите Лисёнку отгадать загадки и допечатать слова:

Летит – говорит,
А сядет – молчит.
(Оса)

 

Никто не пугает,
А вся дрожит.
(Осина)

Какое дерево со сна?
(Сосна)

- Чем опасна оса? Прочитайте: укус-укусы-уксус.

- Какое слово прочитали во множественном числе? (укусы) А в единственном числе? (укус) Прочитайте, как называется жидкость с резким кислым вкусом? (уксус)

- Прочитаем слова: сопка-сосна-осина. Как одним словом назвать “сосна, осина”? Прочитайте слово, означающее “небольшая гора”? Где растут эти деревья?

Фонетическая загадка

- Отгадайте слово по звукам:

1-й звук – глух. пара [г] (к)
2-й звук – уд. глас. [у] (у)
3-й звук – тв. пара [с’] (с)
4-й звук – тв. пара [т’] (т)

- Прочитайте слово, означающее маленький куст. (кустик) Уменьшительно-ласкательно? (кусток) Как называются такие слова? (родственные) Почему? Общая часть? (куст) Выделите корень.

- Прочитайте слова, у которых одинаковый корень. (рост, росток, ростки)

- Прочитайте слова, в которых есть мягкий звук [с’]. (усик, усики)

Физминутка

Игра “Хоккей”

Ладошки рук – “ворота”, а произносимые слова – “голы”.

Если в услышанном слове есть твёрдый звук [с], то “ловим” слово одним хлопком ладошек. Если услышим в слове мягкий звук [с’], то “пропускаем” слово:

смородина <Рисунок11>, брусника <Рисунок12>, паслён <Рисунок13>, костяника <Рисунок14>, жимолость <Рисунок15>.

- Что изображено на картинках? (Ягоды)

Чтение текста “У сопки” с.62 “Азбуки”

а) Работа с текстом до чтения.

- Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чём будем читать. (На картинке изображён пейзаж. Наверное, будем читать о природе, про сопку.)

- Что такое сопка? (Небольшая гора.)

- Давайте прочитаем текст и узнаем, о чём он.

б) Чтение про себя.

После чтения.

- Прочитайте, что растёт у сопки.

- Прочитайте, что растёт у куста. (У куста ростки.) Как вы это понимаете? (Это значит, что у куста появились новые побеги.)

- Правильно ли мы предположили, о чём текст? (Да.)

в) Повторное чтение вслух.

Вопрос после чтения.

- Давайте посмотрим ещё раз на иллюстрацию. Совпадает ли взгляд художника и автора на содержание текста? (Да, совпадает. Художник изобразил вечер, закат солнца. Возле сопки – тропинка, растут деревья и кустарники. раз это вечер, то, наверное, прохладно. Автор написал: тут сыро.)

- Найдите слова с [с], [с’].

Самостоятельная работа в парах (лото “Сорока”)

Вдруг тишину в “лесной школе” нарушили необычные звуки. Лисёнок увидел птицу, которая суетилась и “трещала”? Вы узнаете птицу, если правильно составите словосочетания. Для этого поиграем в лото.

Каждая пара учеников раскладывает комплект лото “Сорока” и подбирает к словам левого столбика подходящие по смыслу синонимы <Рисунок16>. Параллельно на доске один ученик собирает индивидуальное лото “Сорока”: подбирает к словам левого столбика подходящие по смыслу антонимы <Рисунок17>.

Если словосочетания составлены верно, то, соединив первые буквы слов правого столбика, получим слово “сороки”, а на обратной стороне карточек лото получаются картинки сороки <Рисунок18>, <Рисунок19>.

- Кто же нарушил тишину в лесу? (Сорока)

- Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы) Противоположные по значению? (Антонимы)

Работа с учебником с.62 “Азбуки”

- Кто изображён на 1-м кубике? (Птицы “сороки”) Прочитайте предложение. (“Тут сороки”.)

- Кто изображён на 2-м кубике? (Девочки.) Прочитайте предложение. (“И тут сороки”.)

- Как поняли смысл? Когда так говорят про людей? (Когда говорят быстро, громко.)

- Почему одним и тем же словом назвали и птиц, и девочек?

Итог урока

-Чем занимались на уроке? С какими звуками подружились сегодня? А буквой? Что нового узнали? Что вспомнили?

Домашнее задание

Напечатать схемы слов: рысь, сыр; прочитать текст “Сорока” Г.Скребицкого, с.63.

Выставление отметок и поощрение учеников

В течение всего урока работа и ответы учеников оценивались словесно и поощрительными медальками.