Цели урока:
- Знакомство учащихся с согласными звуками [c-c’], закрепление умения распределять звуки на гласные/согласные, твёрдые/мягкие, звонкие/глухие. Формирование навыка чтения.
- Развитие логического мышления, внимания, связной речи, памяти, творческих способностей, фонематического слуха, уточнение и активизация лексического запаса слов учащихся.
- Формирование интереса учащихся к чтению и окружающему миру.
Оборудование:
Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина “Моя любимая азбука. 1 класс”. Карточки-схемы звуковых “человечков”. Лото “Сорока”. Поощрительные медали “ягодки”. Иллюстративный материал (прикрепляется на доску магнитами по мере необходимости, показывается мультимедийными средствами). Фонетический тренажер. Закладка “Лента букв”.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, садитесь! Проверьте, как вы готовы к уроку.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Постановка учебной задачи
- Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками и новой буквой, будем совершенствовать свой навык чтения.
Проверка домашнего задания
- Когда мы проверим домашнее задание, то узнаем, кто нам с вами поможет познакомиться с новыми звуками.
Домашнее задание: напечатать схемы 3-х слов:
- Соедините первые звуки слов, получится имя нашего помощника:
- А вот и он сам:
Фонетическая зарядка
Взошло солнышко. Первый луч солнца заглянул в окно домика Ли’са и разбудил его.
- С какими звуками я сегодня буду дружить весь день? – подумал Лис. Он услышал, как за окном поют разные птицы. Пели соловей <Рисунок1>, скворец <Рисунок2>, сойка <Рисунок3>, на ветку сел клёст <Рисунок4>.
- Какой одинаковый звук услышал Лис в словах “соловей, скворец, сойка, клёст”? ([с]) Где живут все эти птицы? (В лесу)
Фонетический анализ слова ЛЕС
Фонетическая зарядка
Лисёнок вышел из дома и направился в лесную школу. По дороге он нашёл разные грибы: лисички <Рисунок5>, подосиновик <Рисунок6>, груздь <Рисунок7>. Какой одинаковый звук услышал Лис в словах “лисички, подосиновик, груздь”? ([с’]) Не забыл он и самый красивый гриб – мухомор <Рисунок8>. Какой гриб “лишний”? Почему?
Мухомор лисёнок решил подарить своему другу <Рисунок9>. Отгадайте про него загадку.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Фонетический анализ слова ЛОСЬ
- Назовите попеременно [с-с’]. Общее? Отличия? Как раскрасим схему-человечка? Почему?
- На письме звуки [с-с’] обозначаются буквой, которую зовут “эс”. <Приложение1>
А лисёнок вспомнил, какую картину увидел вчера вечером <Рисунок10>:
Полумесяц в небе тёмном
Буквой С повис над домом.
- Посмотрите на печатную и письменную буквы Сс. Сравните их. Поселите “С”! <Приложение2>
Физминутка
Наш лисёнок быстро встал,
Лапки в стороны поднял.
Раз – присел, другой – поднялся,
Он на лапках покачался,
Головою повертел
И за парту тихо сел.
Чтение слогов
Лисёнок задумался:
- А как же читать букву “с”?
- Давайте поможем ему. Я загадала слово, начинающееся с “с”. Какой первый звук?
- Задайте вопрос, чтобы решить, какой звук [с-с’]? Какие гласные дают команду: “Читайся твёрдо!”? (Если после “с” идут а, о, у, ы, то читается [с].)
- Какой гласный даёт команду: “Читайся мягко!”? (Если после “с” идёт и, то читается мягко [с’].)
На доске рисуется опорная схема:
- Прочитайте слоги на с.62 “Азбуки”.
Чтение слов с буквой “с”
- Помогите Лисёнку отгадать загадки и допечатать слова:
Летит – говорит,
А сядет – молчит.
(Оса)
Никто не пугает,
А вся дрожит.
(Осина)
Какое дерево со сна?
(Сосна)
- Чем опасна оса? Прочитайте: укус-укусы-уксус.
- Какое слово прочитали во множественном числе? (укусы) А в единственном числе? (укус) Прочитайте, как называется жидкость с резким кислым вкусом? (уксус)
- Прочитаем слова: сопка-сосна-осина. Как одним словом назвать “сосна, осина”? Прочитайте слово, означающее “небольшая гора”? Где растут эти деревья?
Фонетическая загадка
- Отгадайте слово по звукам:
1-й звук – глух. пара [г] (к)
2-й звук – уд. глас. [у] (у)
3-й звук – тв. пара [с’] (с)
4-й звук – тв. пара [т’] (т)
- Прочитайте слово, означающее маленький куст. (кустик) Уменьшительно-ласкательно? (кусток) Как называются такие слова? (родственные) Почему? Общая часть? (куст) Выделите корень.
- Прочитайте слова, у которых одинаковый корень. (рост, росток, ростки)
- Прочитайте слова, в которых есть мягкий звук [с’]. (усик, усики)
Физминутка
Игра “Хоккей”
Ладошки рук – “ворота”, а произносимые слова – “голы”.
Если в услышанном слове есть твёрдый звук [с], то “ловим” слово одним хлопком ладошек. Если услышим в слове мягкий звук [с’], то “пропускаем” слово:
смородина <Рисунок11>, брусника <Рисунок12>, паслён <Рисунок13>, костяника <Рисунок14>, жимолость <Рисунок15>.
- Что изображено на картинках? (Ягоды)
Чтение текста “У сопки” с.62 “Азбуки”
а) Работа с текстом до чтения.
- Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чём будем читать. (На картинке изображён пейзаж. Наверное, будем читать о природе, про сопку.)
- Что такое сопка? (Небольшая гора.)
- Давайте прочитаем текст и узнаем, о чём он.
б) Чтение про себя.
После чтения.
- Прочитайте, что растёт у сопки.
- Прочитайте, что растёт у куста. (У куста ростки.) Как вы это понимаете? (Это значит, что у куста появились новые побеги.)
- Правильно ли мы предположили, о чём текст? (Да.)
в) Повторное чтение вслух.
Вопрос после чтения.
- Давайте посмотрим ещё раз на иллюстрацию. Совпадает ли взгляд художника и автора на содержание текста? (Да, совпадает. Художник изобразил вечер, закат солнца. Возле сопки – тропинка, растут деревья и кустарники. раз это вечер, то, наверное, прохладно. Автор написал: тут сыро.)
- Найдите слова с [с], [с’].
Самостоятельная работа в парах (лото “Сорока”)
Вдруг тишину в “лесной школе” нарушили необычные звуки. Лисёнок увидел птицу, которая суетилась и “трещала”? Вы узнаете птицу, если правильно составите словосочетания. Для этого поиграем в лото.
Каждая пара учеников раскладывает комплект лото “Сорока” и подбирает к словам левого столбика подходящие по смыслу синонимы <Рисунок16>. Параллельно на доске один ученик собирает индивидуальное лото “Сорока”: подбирает к словам левого столбика подходящие по смыслу антонимы <Рисунок17>.
Если словосочетания составлены верно, то, соединив первые буквы слов правого столбика, получим слово “сороки”, а на обратной стороне карточек лото получаются картинки сороки <Рисунок18>, <Рисунок19>.
- Кто же нарушил тишину в лесу? (Сорока)
- Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы) Противоположные по значению? (Антонимы)
Работа с учебником с.62 “Азбуки”
- Кто изображён на 1-м кубике? (Птицы “сороки”) Прочитайте предложение. (“Тут сороки”.)
- Кто изображён на 2-м кубике? (Девочки.) Прочитайте предложение. (“И тут сороки”.)
- Как поняли смысл? Когда так говорят про людей? (Когда говорят быстро, громко.)
- Почему одним и тем же словом назвали и птиц, и девочек?
Итог урока
-Чем занимались на уроке? С какими звуками подружились сегодня? А буквой? Что нового узнали? Что вспомнили?
Домашнее задание
Напечатать схемы слов: рысь, сыр; прочитать текст “Сорока” Г.Скребицкого, с.63.
Выставление отметок и поощрение учеников
В течение всего урока работа и ответы учеников оценивались словесно и поощрительными медальками.