Музыка становится тем и понятнее,
чем больше связывается с другими сторонами их жизни,
чем больше возникает различных ассоциаций, чувств, мыслей.
Д. Б. Кабалевский.
Тип урока: обобщающий
Продолжительность занятия: 2 часа
Особенности педтехнологии: создание оптимальных условий формирования музыкальной культуры учащихся использованием интерактивных методик создания проблемных ситуаций.
Образовательные цели: обобщение, расширение и углубление понятия “музыкальный образ”; формирование умения определять форму, жанр произведения; воспитание вокальной культуры исполнения, навыков пения legato, выработка слитности хорового звучания, чистоты интонирования, выразительности фразировки, нюансировки, дикции;.
Воспитательные цели: формирование художественного вкуса..
Развивающие цели: развитие навыков анализа, синтеза, эмоциональной сферы.
Оборудование:
- Портреты композиторов ( А.Н.Скрябина, Ф.Шопен, С.В.Рахманинова)
- Репродукции картины М.А.Врубеля “Царевна-лебедь”
Музыкальный материал урока:
- А. Н. Скрябин Прелюдия N4; Ф. Шопен Вальсы ре-бемоль минор, до-диез мажор;
- С. В. Рахманинов романсы "Островок", “Весенние воды";
- русская народная песня "Милый мой хоровод";
- Р. Черноборисова "Люди идут по свету".
Произведения - гости:
- Ф. Шопен Прелюдия N4; Э. Григ "Песня Сольвейг";
- В. Н. Салманов хоровой концерт "Лебедушка" IV часть "Увели нашу подружку";
- Литературный материал: эпиграф к роману Колин Макколоу “Поющие в терновнике”.
Ход урока
I. Активизация учащихся (интеллектуально-музыкальная разминка).
Учитель: Сегодня вы будете внимательными слушателями на уроке, активными его участниками и моими помощниками, и мне хотелось бы, чтобы и на этом ответственном уроке, мы вновь с вами были единомышленниками. Я уверена в этом и заранее вам благодарна.
На нашем уроке незримо будут присутствовать замечательные композиторы: С. В. Рахманинов, Ф. Шопен, С. С. Прокофьев, А. Н. Скрябин, Морис Равель, Ф. Лист, В. Н. Салманов, Людвиг Бетховен.
Сегодня мы обобщаем наши знания по теме полугодия "Музыкальный образ". Разделимся на 2 группы: часть ребят будут работать за компьютером, разгадывая музыкальный кроссворд, а остальные в это время примут участие в музыкальной викторине (фронтальная работа с классом).
Учитель: Компьютер оценил вашу работу, оценки выведены на экраны мониторов. Сохраните свои файлы на “Рабочем столе”.
II. Распевание.
Упражнение 1. Упражнение речетативного характера.
Цель: добиться активной работы мышц рта, единой округлой манеры. Пение по полутонам.
Упражнение 2. Упражнение для дыхания.
Цель: выработка ровности звучания, умения распределять дыхание, не теряя одинакового тембра ("Ave Maria" Шуберт, первая фраза).
Упражнение 3. Упражнение для отработки навыков кантиленного пения.
Упражнение 4. Упражнение для выработки подвижности голоса.
Упражнение 5. Работа над фразировкой.
Цель: начать с пиано, усиливать звук с ощущением продолжающегося вдоха, "как иголочкой" спеть стаккато, следующий звук этой же высоты спеть широко, используя головные резонаторы, при этом ощущать мышечную свободу глотки.
Упражнение 6. Работа над тембром в верхнем регистре.
Учитель: Итак, музыкальный образ. Слово это в музыку пришло из литературы. Что такое образ? (Предполагаемый ответ: “Обобщенное художественное отражение действительности”).
Музыка - это закодированный язык человеческих эмоций, поэтому язык музыки понятен нам без перевода. И любое произведение содержит определенный музыкальный образ. Что такое музыкальный образ? (Предполагаемый ответ: “Музыкальный образ - это воплощенная в музыке жизнь мысль, хотя бы небольшая ее частица: размышление, поступок, какое либо проявление природы; какое либо событие из жизни человека, народа и так далее”).
III. Повторение.
Перечислите бегло все музыкальные образы, которые вы вспомните в эту минуту, только не забывайте называть композиторов, авторов звучащих произведений.
Учитель: Молодцы! Все образы вы вспомнили и назвали правильно, очень порадовало и ваше знание авторов музыкальных произведений.
IV. Основная часть урока.
Музыкальный эпиграф к уроку прелюдия N4 Ф.Шопен.
(учитель играет произведение без предварительных комментариев).
В связи с музыкальным материалом нашего сегодняшнего урока, мне хотелось бы напомнить вам и вместе с вами пережить то состояние души, когда человеку бывает грустно, больно, одиноко, тоскливо. К сожалению, вам, конечно, уже приходилось испытывать подобное состояние. Но, как говорится, не дай вам Бог, часто в жизни испытывать состояние душевной боли, ибо никакая другая физическая боль с ней, с болью душевной, не сравнится. Итак, человеку больно, горько, невыразимо грустно, тоскливо, одиноко, он пытается вырваться из пут этого горя, ведь недаром один из великих людей сказал: "Я не верю в искренность горя тех, кто хоть ненадолго не пытается от него отвлечься..." И эта душевная борьба заканчивается поражением, потому что, к сожалению, не оказалось рядом крепкого плеча друга, его душевной чуткости, то есть человека не поддержали морально или физически. А может быть, горе было столько велико, что его излечит только время. И первоначальный мотив тоски, боли сменяется смирением. Человек одинок в своем горе. Вы почувствовали, о каком, ранее прослушанном произведении, я говорю? (Предполагаемый ответ: “А. Н. Скрябин "Прелюдия N4"”)
Для слушания этого произведения мы предварительно разделимся на 4 группы, каждая из которых будет выполнять особое проблемное задание:
Вы должны, слушая, поднять руку, когда звучит:
1 гр. - 3 мерных аккорда (погребальный колокол); 2 гр. - основная тема; 3 гр. - держите руку в момент борьбы и опустите, когда она закончится; 4 гр. - основной мотив, но с оттенком смирения в голосе и душе.
Слушание прелюдии N4 А. Н. Скрябина.
Учитель: Спасибо, вы прекрасно справились с решением этой проблемы. Попробуем сделать вывод: каков же основной образ прелюдии А.Н.Скрябина? (Предполагаемый вывод: образ скорби и покорности судьбе)
Слушание без предварительных комментариев вальса ре-диез мажор Ф. Шопена.
Учитель: Музыкальный образ? (Предполагаемый ответ: “Минутный вальс звучит словно раскручивающийся, а потом замирающий волчок”).
Учитель: Да, Шопен - романтик, вечно страдающий вдали от родины, с тонко чувствующей мятущейся душой, никого не оставляющий равнодушным.
- Какой же второй вальс Ф. Шопена по программе нам известен? (Предполагаемый ответ: “До-диез минор”)
Учитель: Он был контрастом первому. Этот вальс очень серьезен по настроению, его музыка легка и лирична. Какова форма второго вальса? (Предполагаемый ответ: “Трехчастная форма”).
Слушание с определением частей вальса до-диез минор Ф.Шопена.
Учитель: Какой здесь музыкальный образ? Единый образ, поворачивающийся к нам разными своими гранями, образ лирический, сердечный: то печальный, то просветленный, и при этом почти сказочно полетный.
А музыка без развития бывает? (Предполагаемый ответ: “Нет”).
Учитель: Но вот с точки зрения развития музыки есть одно парадоксальное произведение очень известного композитора и первоклассного пианиста с мировым именем. Вы догадались, о ком идет речь? (Предполагаемый ответ: “С.В. Рахманинов”).
Учитель: Можно ли создать такой музыкальный образ, который выразил бы то, чего нет в самой жизни? (Предполагаемый ответ: “Конечно, нельзя”)
Учитель: Ребята, помните, как сказал древний Гераклит: "Все течет, все изменяется". В жизни мы встречаемся с кажущейся неподвижностью, с иллюзией полного покоя, восприятие наше бывает таким, потом понимаем, что ошиблись. И сейчас в этом убедимся. У С. В. Рахманинова есть такое произведение.
Слушание романса "Островок" С. В. Рахманинова.
Учитель: Какой музыкальный образ? (Предполагаемый ответ: “Образ кажущейся неподвижности, образ иллюзии полного покоя”)
Учитель: Какими средствами композитор передал образ тишины, неподвижности, какого-то оцепенения?
(Учитель подводит учащихся к предполагаемому ответу: “Неоднократно повторяющиеся интонации; неспешность развития; светлый мажор; простое сопровождение ( несколько раз повторяющаяся, медленно нисходящая гамма); медленный темп, тихое, замирающее к концу вплоть до пианиссимо, звучание”)
Учитель: М.Горький писал о пейзажности в музыке С. В. Рахманинова: “Как хорошо он слышит тишину”. Посмотрите, пожалуйста, репродукции двух картин белорусского художника В. Цвирко “Голубое дыхание” и “Столбцы”. Какая из этих картин близка “Островку” С. В. Рахманинова по настроению, внутреннему состоянию человека и почему? Художник добивается иллюзии покоя в первую очередь строением композиции картины. Хорошо читаются горизонтали, чем художник добивается необъятности, ширины пространства, в котором разливается покой. Выдерживается холодная гамма, что создает настроение безмолвия, чего нельзя сказать о второй картине.
Ломаность линий (прихотливая, изящная) создает движение, развитие, переход из одной линий в другую, из горизонтали в вертикаль и наоборот. Убегающая вдаль дорога создает впечатление непрерывности этого потока. Игра красок, контрастов, теплых, даже горячих, холодных или ледяных, подчеркивает яркое настроение жизни с ее контрастами и стремлением к изменениям.
Какие виды развития вы знаете? (Предполагаемый ответ: “Композиторские и исполнительские”)
Учитель: Композиторский вид развития мы сегодня выяснили. Назовите виды исполнительского развития. (Предполагаемый ответ: “Динамическое, ладовое, тональное, темповое, тембровое”)
Учитель: Пора и нам быть исполнителями и осуществить виды исполнительского развития. Давайте с вами представим, что мы сидим на лесной поляне, отдыхая после долгой прогулки. А, вообще, в душе мы все с вами романтики, любящие походы и открытия.
Исполнение песни Р. Черноборисова “Люди идут по свету”
Учитель: Спасибо, прекрасное исполнение. Какой образ? (Предполагаемый ответ: “Образ тишины и спокойствия”)
Учитель: Своим исполнением последнего куплета мы создали замечательную картину природы. А теперь представим зеленый луг, рядом красивую, чистую реку, в которую на Руси девушки бросали веночки, чтобы с их помощью отыскать суженного.
Исполнение РНП “Милый мой хоровод”
Учитель: Итак, прикоснувшись душою к русским традициям, какой музыкальный образ мы создали? (Предполагаемый ответ: “Образ хоровода”)
Учитель: И представили этот плавный лиричный образ хоровода. Представили русских девушек, плывущих в хороводном танце лебедушками.
Лебедь - одна из самых прекрасных птиц на земле. Эти птицы обычно живут дружными стаями. Существует древнее поверье, что лебедь поет один раз в жизни, перед смертью ("Лебединая песня"). У австралийской писательницы Колин Маккалоу есть роман, который называется "Поющие в терновнике". Это роман о человеческих судьбах. Но послушайте, какой эпиграф к роману взяла писательница: "Есть такая легенда о птице, которая поет лишь один раз за всю свою жизнь, но зато прекраснее всех на свете. Однажды она покидает свое гнездо и летит искать куст терновника и не успокоится, пока не найдет. Среди колючих ветвей запевает она песню и бросается грудью на самый длинный, самый острый шип. И возвышаясь над несказанной мукой, так поет, умирая, что этой ликующей песне позавидовали бы и жаворонок и соловей. Единственная несравненная песня и достается она ценою жизни. Но весь мир замирает, прислушиваясь, и сам Бог улыбается в небесах. Ибо все лучшее покупается ценою великого страдания... По крайней мере, так говорит легенда".
Лебединая песня есть не только у птицы. Когда лебедь умирает, его окружает стая и все плывут вокруг него до последней минуты. А когда умирает лебедушка, от тоски по ней умирает и ее лебедь.
Лебедь - красивая царственно величавая птица. И поэтому многие творцы художники кисти, звука слова - обращались к этому образу. (Музыкальный фон “Песня Сольвейг” Эдвард Григ).
Показ слайда М. А. Врубель “Царевна-лебедь”
Учитель: Художник, с которым вы будете знакомиться на уроках МХК Михаил Александрович Врубель. Картина “Царевна-лебедь” проникнута сказочным поэтическим началом. Главной художественной задачей было создание сказочно-символического образа идеала девичьей красоты и немеркнущей свежести, таинственности и величавости. Здесь он отходит от простонародной образности к артистической утонченности, подчеркивая грациозность и хрупкое изящество царевны-лебедя. Ее образ возникает из стихии моря из вспенившейся волны и вот-вот снова уплывет во тьму. Ее взор или взгляд, перед тем как снова обернуться лебедью, обращается на нас, грусть и боль в ее глазах, больших, тревожных, печальных. Эта картина была любимой картиной А. Блока.
Недаром про красивую статную девушку говорят: “Плывёт, словно лебедь”
Учитель: Свою “Лебёдушку” композитор Вадим Николаевич Солманов (портрет) написал на старинные народные слова о том, как увёл лебедь из одной стаи в другую лебёдушку, и как тоскливо стало без лебёдушки в родной стае.
Сегодня мы с вами познакомимся с четвертой частью хорового концерта на народные тексты “Лебедушка “ В. Н. Салманова. Концерт - буквально: “состязание голосов” от латинского слова, означающего “состязаюсь”. Произведение, в исполнении которого участвуют солист и оркестр
Задача: Слушая, зафиксируйте в своём восприятии три-четыре прилагательных, характеризующих тот или иной музыкальный образ и определите для себя, какими музыкальными средствами пользуется композитор, создавая музыкальный образ.
Слушанье четвёртой части концерта “Лебёдушка” В. Н. Салманова “Увели нашу подружку”
Учитель: Мы с вами знаем, что музыка может выражать различные чувства и изображать. Какие чувства выражает эта музыка? Ваши эпитеты, прилагательные (ответы учащихся)
Учитель: Кто исполняет это произведение (Предполагаемый ответ: “Смешанный хор”)
Учитель: Были ли солисты? (Предполагаемый ответ: “Был один солист-тенор”)
Учитель: Что такое тенор? (Предполагаемый ответ: “Тенор-это высокий мужской голос”)
Учитель: Были ли какие-то особенности в произведении, которые вы услышали?
(Предполагаемый ответ: “Большую часть сочинения хор не поёт, а говорит-то тише, то громче, то совсем шепотком, но всегда в определённом ритме”)
Учитель: Есть ли в музыке изобразительные моменты?
(Предполагаемый ответ: “Шёпот хоровых голосов не только выражает растревоженность лебединой стаи, но и отлично изображает журчание воды, шорох камышей”)
Учитель: Есть ли в музыке какие-либо контрасты?
(Предполагаемый ответ: “Привычных контрастов “тихо - громко”, “медленно- быстро” ровно как ярко контрастных мелодий, нет, но есть постоянный контраст между “шепотком “ основной массы хоровых голосков и широкой русской, народного характера распевностью в партии солиста”)
Учитель: Какой же образ создает композитор?
(Предполагаемый ответ: “Растревоженность лебединой стаи; любовь к своей лебедушке, большое волнение за ее дальнейшую судьбу”)
Учитель: Соответствует ли характер мелодии образности текста и жизненной ситуации, отраженной в этой части концерта? В чем сила этого произведения (ответы учащихся)
Учитель: Жизнь человека неразрывно связана с природой. И мало это увидеть, надо и сердцем прикоснуться к ней. Помните как у Н. Рыленко:
“Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нагрянули дружно”
Слушание романса “Весенние воды” С.В. Рахманинова.
V. Подведение итогов. Оценивание учащихся.
Учитель: Какова была цель нашего урока? (ответы учащихся)
Учитель: Мы ее достигли, думаю, что нам это вполне удалось. Мне очень хочется, чтобы у Вас в душе осталось настроение оптимистических музыкальных образов, таких, как в прозвучавших на уроке - песни “Люди идут по свету”, романса “Весенние воды”.
Ребята! Спасибо вам за урок! Вы доставили мне огромное удовольствие общением с вами, вашим глубоким пониманием такой сложной темы как “Музыкальный образ”.