Цели:
- pазвивать у ребёнка наблюдательность, творческую фантазию и воображение, внимание и память;
- формировать партнёрские отношения в группе, учить общению друг с другом, взаимному уважению, взаимопониманию;
- развивать эмоциональную сферу личности ребёнка;
- расширять представления детей о здоровом образе жизни;
- воспитывать в ребёнке самодисциплину, умение организовать себя;
Оборудование:
- Символика Краснодарского края,
- рисунок современной школы,
- цветные карандаши,
- альбомные листы,
- детские игрушки,
- плакаты с изображением идущих в школу детей,
- шары,
- записи песен на школьную тематику,
- модель медали с надписью “Ученик 1 класса”,
- письмо к первоклассникам,
- макет золотого ключика,
- картинки цветов.
1. Организационный момент.
Учитель:
Нежарким солнышком согреты,
Леса еще листвой одеты.
У малышей в руках букеты.
День хоть и грустный, но веселый:
- Грустишь ты:
До свидания, лето!-
И радуешься:
- Здравствуй, школа
(учитель читает открытку) Приложение 1.
2. Сообщение темы занятия.
Учитель:
Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада, что мы собрались. Сегодня у нас праздник! Вы переступили порог волшебной страны Знаний! Какие вы нарядные! Я уже знаю вас многое: вы любите петь, рисовать, танцевать. А еще я знаю, что вы любите сказки.
Сказке хочется начаться,
Шелестят ее страницы,
И сейчас она начнется.
Попробуйте отгадать, о каком герое идет речь в стихах.
С “Букварем”шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (Буратино)
Правильно! Это Буратино из сказки Алексея Толстого “Золотой Ключик, или Приключения Буратино”.
Буратино: (Приложение2)
Ой-ой, кто тут меня вспоминает? Как здесь много мальчиков и девочек! Приветствую вас, мои юные друзья! Давайте познакомимся, Я- Буратино, а как вас зовут, я сейчас узнаю. После волшебных слов каждый из вас скажет свое имя. 1, 2, 3,-трам-тарарам-говоритевсе свои имена. Что-то я не могу понять, кто тут?
Учитель: (Приложение3. )
Я помогу тебе познакомиться с детьми. Мы поиграем в игру “Давайте познакомимся”. У детей на столе лежат красивые лепестки, мы из них попробуем сделать большой цветок “Дружбы”. Когда дети будут выходить к доске крепить лепесток, назовут свое имя. Так мы все и познакомимся. (начало-серединка-учитель).
Буратино:
Вот теперь мы знаем друг друга.
Учитель:
Но это еще и чудесная страна школьных друзей. Именно здесь приобретают самых верных друзей на всю жизнь. Все жители этой страны носят почетное звание – Ученик! Это звание вы будете носить с 1 по 11 класс.
Буратино:
А я не хочу учиться в школе. Ведь можно и так прожить.
Учитель:
Ребята, давайте попробуем объяснить Буратино, зачем нужно учиться. (ответы детей)
3. Решение задач в стихах. (Приложение 4)
Учитель:
Молодцы, ребята! А ты, Буратино, сядь и поучись у ребят. Они уже многое знают.
Ну, слушай, Буратино, и считай вместе с детьми.
Щука в озере плыла,
Червяка с крючка сняла.
Наварила щука щей,
Пригласила пять ершей.
Щи у щуки хороши.
Сколько рыбок ели щи? (6)
На диване у Танюшки
Примостились игрушки:
Пять матрешек, Буратино
И веселый Чиполлино,
Помоги Танюшке
Сосчитать игрушки! (7)
У пенечков пять грибочков
И под елкой три.
Сколько будет всех грибочков?
Ну-ка, посмотри! (8)
4. Упражнения для снятия общего утомления.
Мы работаем отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, вместе пятки,
Улыбнитесь веселей.
Мы попрыгаем, как зайки,
Сразу станем мы бодрей.
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули? (хором) Отдохнули!
Буратино:
Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли. Я тоже захотел учиться. А как называется комната, где вы сейчас находитесь, где и я буду учиться? (ответы детей)
5. Знакомство с правилами поведения в школе
Учитель: Вы находитесь в волшебной комнате, которую в этой стране называют классом. Посмотрите. Как здесь уютно, чисто. Все это сделано руками людей, которые любят труд. Очень много людей заботилось. Чтобы вы пришли в этот просторный и красивый класс. А теперь приложите ухо к своей парте и послушайте ее советов.
Советы парты:
Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся,
Чтобы в школе не зевать,
Носом парту не клевать.Одевайся аккуратно,
Чтоб смотреть было приятно,
Форму сам погладь, проверь,
Ты большой уже теперь.Приучай себя к порядку,
Не играй с вещами в прятки,
Каждой книжкой дорожи,
В чистоте портфель держи.На уроках не хихикай,
Стул туда- сюда не двигай,
Педагога уважай,
И соседу не мешай.Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся,
Зря не хмурься, будь смелей
И найдешь себе друзей.Вот и все мои советы,
Их мудрей и проще нету,
Ты, дружок, их не забудь.
В страну знаний держишь путь.
Учитель:
Запомнили советы парты? Я думаю, мы их будем выполнять.
6. Физминутка – танец (приложение 5)
Буратино: Что-то мы долго сидим за партами. Я знаю, что ребята любят танцевать. Давайте выйдем из-за парт и станцуем танец “Утят”.
7. Беседа о малой Родине.
Ученик читает стих.
Над тобой, красуясь, шумят тополя,
Для тебя всходят ясные зори,
Ароматом тебя наполняют поля,
И ласкает Азовское море.
Учитель:
На земле есть множество красивых мест. Но внимательно всмотритесь в наш уголок, в тот уголок природы, где мы с вами живём.
Как называется место, где мы с вами живём?
(ответы детей)
Какой главный город в Краснодарском крае? (Краснодар)
Да, сейчас он так называется. Но послушайте историю его возникновения.
1) Рассказ учителя
Город Краснодар – столица Кубани, краевой центр. Он был основан в 1793 году казаками–запорожцами. Переселившимися на Кубань по указу императрицы Екатерины Второй. Екатерина даровала казакам кубанские земли в благодарность за усердную службу. Вот почему град казаков получил название Екатеринодар. Это была настоящая военная крепость. Казаки насыпали вокруг неё земляной вал, установили сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трёх сторон и надёжно защищала от врагов.
Внутри крепости казаки построили курени из камыша, брёвен, глины. А в центре небольшой площади поставили походную Свято–Троицкую церковь. Так началась история кубанской столицы.
В середине 19 века войсковой град стал областным гражданским городом. Екатеринодар быстро рос, строился, развивался. Было открыто железнодорожное движение. В городе появились водопровод, электричество, телефон, а 10 декабря 1900 года побежал по рельсам первый трамвай.
В городе одно за другим появлялись красивые здания: театры, училища, торговые дома, особняки, Житель Екатеринодара Фёдор Акимович Коваленко основал в городе картинную галерею. Горожане любили бывать в зимнем и летнем театрах.
С 1920 года город носит новое имя – Краснодар. Сейчас Краснодар – настоящий красавец, город-сад. Гордо высятся современные здания, новые микрорайоны: Фестивальный, Комсомольский, Юбилейный. Спешат по утрам на занятия школьники, лицеисты, гимназисты, студенты институтов, академий.
Гостеприимно распахнуты двери музеев, театров, концертных и выставочных залов.
Неповторимую прелесть городу придаёт его зелёный наряд: тополиные и каштановые аллеи, тенистые парки и скверы, чудесные цветники….
Слышу в тополях весёлы шорох.
Вижу в бликах солнца тротуар…
Как же ты мне памятен и дорог,
Тополиный город Краснодар!
Эти строки посвятил родному городу поэт Виктор Подкопаев. А другой замечательный поэт – Виталий Бакалдин – рассказал о Краснодаре и в стихотворениях, и в поэмах “Расстояния”, “Город мой”, и во многих песнях. .
Город мой,
Ты богат мотивами
То печальными,
То счастливыми…
Дай в тебя я всмотрюсь
Попристальней,
Обойду из конца в конец
От нешумной кубанской пристани
До большого посёлка ТЭЦ.
Учитель:
В школе, ребята, вы очень много узнаете о природе родного края, достопримечательностях, выдающихся людях. На уроках кубановедения, дополнительных занятиях, познакомитесь с фольклорным наследием кубанских жителей. Ученики 5 класса, дети, которых я учила, посещали театральный кружок: разучивали сценки, инсценировали песни. Песню, которую вы сейчас услышите, они готовили на мероприятие, посвященное творчеству кубанских композиторов.
2) исполнение песни “Ой да, Краснодарский край”.
Учащиеся 5-х классов:
Мы уже знаем, кого, как зовут, но незнакомы с талантами друг друга. Впереди нас ждет много праздников. Вместе с нами и вашей учительнице Еленой Георгиевной вы узнаете, какие таланты скрывают ученики вашего класса, способны ли поддержать товарища, когда это нужно, умеете ли веселиться, хорошо вести себя на уроках. А чтобы хорошо учиться вы должны дома ежедневно собирать портфель и класть туда всё необходимое для занятий.
8. Беседа - игра. (Приложение6)
а) Отгадывание загадок
Буратино: Ребята, подскажите мне, что должно быть у каждого ученика, который собирается в школу? (портфель)
А что должно в нем лежать?
Учитель:Отгадая загадки, вы узнаете, какие принадлежности должны лежать в портфеле.
У меня обложка синяя.
На любой странице линия,
Чтоб помочь ученику
Ровно вывести строку. (тетрадь)Я писать умею на бегу,
Но жить без вас я не могу.
Кто дружить со мной готов,
Тот не пожалеет -
Сколько она хороших слов
Написать сумеет! (ручка)Я другой приятель ваш-
Проворный, черный… (карандаш)Прямота -
Моя главная черта. (линейка)Я все знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (книга)
б) Беседа о бережном отношении к школьным принадлежностям.
Учитель: На партах лежат книги - это ваши
учебники. Наклоните головы к учебным вещам и
послушайте, могут ли они говорить.
- Конечно, вы правы, ребята, ни парта, ни книга не
скажут громко, что им больно, когда их обижает
неряха. Давайте беречь все эти вещи. Как это
сделать? (Бережно относиться, не портить) Что
нужно сделать с книгой, чтобы она служила долго? (Обернуть,
не рисовать в ней, аккуратно обращаться).
- Молодцы. Я думаю, что вы все будете аккуратными и
опрятными учениками.
9. Знакомство с правилами для первоклассников.
Учитель: Буратино хочет рассказать нам правила, которые он выучил вместе с папой Карло
Буратино:
Как проснешься, так вставай,
Лени воли не давай.
Лепесток роса умоет,
А тебя умоет мыло.
Понукания не жди,
В школу во время иди.
Прежде, чем захлопнуть дверь,
Все ли взял? Проверь!
В школе, в классе не сори,
Сор увидишь – подбери.
Не таскай в кармане мела.
Это, милый мой, не дело.
Будь в одежде аккуратен:
Избегай ты дыр и пятен.
Дома близким не груби,
Малышей люби.
Знай, хорошие отметки,
Как плоды в саду на ветке.
Чтоб тобой могли гордиться,
Дома должен ты трудиться.
Я думаю, что вы все хотите получать хорошие отметки, хотите, чтобы вами гордились ваши родители. Мне кажется, что вы не раз уже представляли себя учениками.
10. Творческая работа. (Звучит музыка. ) (Приложение7)
- Сейчас я хочу, чтобы вы еще раз пофантазировали и нарисовали себя, своих друзей в школе, на уроке или на перемене.
11. Физминутка для предупреждения зрительного переутомления.
Маятник.
Средства: два круга (желтый и красный), стрелка на нитке.
Маятник качается вперед – назад, вперед – назад,
О т желтого к зеленому, потом наоборот.
Пока стрелочка качается, уж столько раз подряд,
Ты на зеленый с желтого переведи свой взгляд.
12. Анализ работ.
Учитель: Наше путешествие в страну Знаний подходит к концу. Я попрошу Буратино отдать волшебный ключик от этой страны.
Буратино:
Я передаю этот ключ вам на 11 лет. Счастливого вам пути! Входите смело в эту прекрасную страну, ничего не бойтесь, у вас все получится. Счастливого пути!
13. Подведение итога.
Учитель: Сейчас я вас передаю родителям. А завтра вы придете в школу, в этот класс и наше путешествие по стране Знаний продолжится.