Урок русского языка во 2-м классе по разделу "Имя существительное", тема "Сказочное путешествие"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить знания учащихся об имени существительном;
  • продолжить работу над формированием грамматических, речевых, текстовых умений младших школьников.

Ход урока

Класс заранее делится на две команды. Дети, участвующие в сценках, после выступления присоединяются к командам. Учитель выступает в роли Феи Грамоты.

Под музыкальное сопровождение появляется кот Матроскин и пес Шарик.

— Здравствуйте дети!
Как много вас тут!
А нас вы узнали?
И как нас зовут?

Идем мы с другом клад икать,
Нам нужно трактор покупать.
А где найти нам клад, не знаем
Ой, кто это еще такая?

Выходит фея.

Я фея Грамоты. Хочу помочь я вам.
Я знаю, где ваш клад, -
Ищите по следам!
Вот следы…
Куда они ведут?
Волшебный камень!
Что за надпись тут?
Налево пойдешь — клад найдешь,
Направо пойдешь — в сказку придешь,
А хочешь найти клад—
Возьми с собой ребят.

Фонограмма: “В гостях у сказки”.

Сказочные персонажи отправляются вместе с ребятами в сказку и встречают Царевну Несмеяну:

Я ревела то и дело.
Женихов я не хотела,
А теперь хочу, но вот
Никто замуж не берет.
Один письмо вот мне прислал,
Загадку мне здесь загадал.
Карандаши мне нужно взять
И стрелки здесь нарисовать.

Шарик предлагает ребятам помочь Несмеяне выполнить задание.

Соедините стрелочками устаревшие слова в левой колонке с современными из правой колонки.

очи говорит
чело губы
уста глаза
перст лоб
брань парикмахер
глаголет палец
льзя можно
брадобрей битва

После выполнения командами этого задания Шарик предлагает Несмеяне присоединиться к ребятам, чтобы идти на поиски клада.

Вот кто-то идет, познакомиться надо.

Я веселый Колобок
У меня румяный бок.
Вот лиса меня схватила,
Но до обеда отпустила.
Велела что-то тут исправить
Тогда и есть меня не станет.

Ребята помогают Колобку выполнить задание Лисы. Найти ошибку в образовании форм слова и построении словосочетаний.

У меня много делов (дел)
Ждут каникулов (каникул)
Ходят без пальт (пальто)
Купили помидор (помидоров)

Та команда, которая быстрее справилась с заданием, приглашает к себе в команду Колобка.

Фонограмма: “В гостях у сказки”

А навстречу ребятам выходит Золушка.

Золушкой зовут меня,
Тружусь с утра до ночи:
Подметаю, убираю,
Шью, зерно перебираю.
А здесь Мачеха сказала,
Что она слова смешала.
Нужно в тексте их расставить.
Прочитать, все озаглавить.

Шарик обращается к ребятам за помощью.

Задание.

Прочитайте предложенный ниже текст. Из раздела “Слова для справок” выберите и вставьте на месте пропусков те слова, которые соответствуют содержанию текста. Озаглавьте текст.

Стоял морозный зимний день. Я выглянул в окно и увидел на ветке дерева ______. _____ был маленький, голодный и совсем замерзший.

______ сжался в комочек. Мне стало жалко _____. Я открыл окно и впустил ______ в дом. Сначала _____ меня боялся, потом освоился.

Перед приходом родителей я выпустил своего ____ на улицу. С тех пор мой ___, как я его прозвал, каждый день прилетает в гости.

Слова для справок: воробей, он, воробышек, птенчик, воробьишко, Чирик, новый друг, малыш..

Золушка присоединяется к ребятам.

Фонограмма “В гостях у сказки”

Появляется Кикимора.

Я Кикимора — красавица,
Сам Кощей — моя родня.
Я хорошая, пригожая,
И немножко грамотная.
Я сестре своей любимой
Написала тут письмо.
“Приходи ко мне подружка,
Будет на обед лягушка”.

Фея Грамоты обращает внимание детей на то, что в письме Кикиморы не хватает слов вступительных, и тех, которыми письмо должно заканчиваться. Поэтому, чтобы Кикимору научить писать письма, Фея предлагает ребятам показать, как нужно оформлять письма. Точнее написать его своим любимым сказочным персонажам, литературным героям (на эту работу отводится 15 минут от урока).

По окончанию работы дети отдают свои письма Кикиморе.

Выдержки из писем:

“Змей Горыныч, я хотел бы тебя увидеть. Приглашаю тебя на большой праздник 20 мая. Если ты чувствуешь себя плохо, я могу все переставить на другой день. Надеюсь скоро будет этот день”.

“Дорогой Тимур! В твоих поступках чувствуется огромная любовь к Родине. Мне нравится, Тимур, что ты мечтатель и фантазер, всегда уверен в своей правоте. Благодаря тебе на многих домах зажглись красные звезды.

В наше время так не хватает таких как ты”!

“Здравствуй, Кот в сапогах! Меня зовут Милена. Учусь в школе №11 в 3 классе города Искитима. Скажи, пожалуйста, кем ты работаешь? Наверное, мышеловом? У тебя скорее всего лучше получается ловить мышей, а у меня хорошо учиться”.

Заканчивается урок напутствием Феи Грамоты:

Искали вы клад — золотые монеты.
Но ваше богатство, поверьте не в этом.
Вы этим богатством владеете дети!
Ведь русский язык — самый лучший на свете!
Он самый великий и самый богатый,
И много секретов хранит он, ребята!
Все эти секреты должны разгадать
И с радостью русский язык изучать.
Тогда очень грамотным станет ваш класс,
И русский язык станет другом для вас!

Я приготовила для вас, ребята, чудесный подарок. Он поможет вам в изучении русского языка.

(Фея вручает детям толковый словарь)