На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях.
Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать технику.
Решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов в системе среднего специального образования, а в частности преподавания спец дисциплины “Инженерная графика”.
Применение инновационных технологий в “Инженерной графике” позволяет отобрать нужное содержание и средства обучения в соответствии с программой ГОС СПС, современными требованиями производства и требованием профессиограммой выбранной специальности.
В учебном заведении при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимает лекция. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами.
Однако, лекция имеет ряд недостатков. Один из них заключается в том, что лекция приучает к пассивному восприятию изучаемого материала.
Вместе с тем последние достижения техники привносят значительные изменения в понимание роли и способов использования информационно-коммуникационных технологий.
Игровые приставки, DVD-проигрыватели, мультимедийные плееры IPod, мобильные телефоны, мгновенный обмен сообщениями, блоги - все это играет сегодня значительную роль в жизни учащихся. В результате преподаватели стали осознавать, что для успешного вовлечения молодежи в учебный процесс и для улучшения обучения необходимо использовать эти технологии в учебном процессе.
Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс - интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на эффективное, реально полезное расширение интереса к изучаемой дисциплине.
В настоящее время большинство учебных заведений стремится модернизировать систему образования на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения. Информатизация образования ассоциируется с пирамидой, основанием которой служат новые электронные образовательные продукты. В настоящее время рынок профессиональных электронных образовательных ресурсов широк и разнообразен.
Какие бы методы не применялись для повышения эффективности профессионального образования важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент заявит о себе как субъект учебной деятельности.
Формирование информационно-технологических знаний и умений на уроках “Инженерной графике” способствует использование в процессе обучения мультимедийных инструментальных систем.
Мультимедийная технология представляет возможность синкретического обучения, т.е. одновременно зрительного и слухового восприятия материала.
Эти системы позволяют воплотить в реальность на одном рабочем месте изобразительные средства различной природы и выразительности.
Таким образом, создание электронного обучающего мультимедийного ресурса в “Инженерной графике” значительно увеличивает скорость и качество усвоения материала, существенно усиливает практическую направленность в целом и повышает качество образования.
Рассмотрим на примере урока с использованием мультимедийной системы.
Тема урока: “Простые разрезы”
Цели и задачи:
Учебные
- Систематическое получение знаний, умений, навыков по инженерной графике.
- Использование компьютерных технологий на уроках инженерной графики.
- Способствовать, студентам эффективно работать на уроках.
- Привитие навыков выполнения чертежей с применением разрезов.
Развивающие.
- Cпособствовать развитию пространственного мышления и воображения.
- Содействовать развитию самостоятельной инициативы и творческой работы студентов.
- Способствовать росту кругозоры студентов.
Воспитательные.
- Воспитывать чувство ответственности за выполненную работу
- Воспитывать аккуратность при выполнении чертежей
Оборудование.
- Компьютер.
- Мультипроектор.
- Экран.
Структура урока:
І. Организационный момент (проверка отсутствующих, наличие чертежных инструментов и т.д.)
ІІ. Объяснение нового материала.
На уроке разбирается тема “Разрезы”, для повышения усвоения нового материала, и интереса к уроку, используется инновационный метод преподавания мультимедийной системы. Студенты, работают в рабочих тетрадях, слушая объяснение преподавателя.
Студенты понимают необходимость применения разрезов.
Рассматривается чертеж детали со сложной внутренней структурой. Большое количество линий обозначающих невидимый контур (штриховые линии), затрудняют прочтение чертежа из-за наложения их друг на друга, что приводит к ошибкам при выполнении чертежей и изготовлении деталей.
Применение секущих плоскостей позволяют заглянуть внутрь детали и увидеть стенки внутренних отверстий и выемок. Чертеж изменится: те линии которые выполнялись штриховой линией (невидимый контур) сейчас обводятся сплошной толстой линией (видимый контур), а та часть детали которая коснулась секущей плоскости (фигура сечения) заштриховывается тонкой линией под углом 45 градусов, с интервалом 2-3 мм (Условно принимаем что деталь выполнена из металла).
Студенты записывают в тетради определение разреза
Рассматривается первый вид разрезов - Простые разрезы.
И классификация простых разрезов.
Рассматривается образования фронтального и профильного разреза. Секущая плоскость параллельна фронтальной плоскости проекции. Постепенный ввод объектов облегчает восприятие образования разрезов. Аналогично рассматривается образование профильного разреза.
Студенты записывают в рабочие тетради обозначение фигуры сечения.
Студенты записывают в рабочие тетради обозначение секущей плоскости.
Рассматривается частный случай выполнения простых разрезов: Если секущая плоскость не совпадает с осью симметрии предмета.
На слайде применяется постепенный ввод объектов, это позволяет наглядно показать студентам, как изменится чертеж с применением разреза и как обозначается секущая плоскость.
Рассматривается частный случай выполнения простых разрезов: Если секущая плоскость совпадает с осью симметрии предмета.
На слайде применяется постепенный ввод объектов, это позволяет наглядно показать студентам, как изменится чертеж с применением разреза. В этом случаи секущая плоскость не обозначается.
Рассматриваются наклонные разрезы. Студенты записывают определение в рабочие тетради.
Рассматриваются модель детали с расположением отверстий и выемок, которые не параллельны и не перпендикулярны ни одной из плоскостей проекции. Преподаватель показывает образование наклонного разреза. И как обозначается наклонный разрез, если он выполнен не в проекционной связи.
ІІІ. Работа по индивидуальным карточкам
Студенты получают индивидуальные карточки. (В качестве заданий для выполнения самостоятельной работы можно взять любые сборники заданий). В частности, карточки берутся из сборника “Индивидуальные задания по “Инженерной графики” под редакцией С.К.Боголюбова. Необходимо выполнить чертежи заданий на формате А3 деталей с применением разрезов. Чертежи выполняются предпочтительно в М 1:1 (натуральная величина). Чертежи выполняются карандашом и должны соответствовать требованиям ЕСКД, изложенным в курсе “Инженерной графике”.
ІV. Проверка домашнего задания
Пока студенты работают по карточкам, преподаватель вызывает студентов с чертежами (заданиями которые они выполняли дома) для проверки.
V. Домашнее задание:
Дочертить задание, полученное на уроке, если они не успели доделать чертеж в классе.
Выучить определение и способы выполнения разрезов.