Инновационные методы обучения инженерной графики

Разделы: Технология


На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях.

Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать технику.

Решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов в системе среднего специального образования, а в частности преподавания спец дисциплины “Инженерная графика”.

Применение инновационных технологий в “Инженерной графике” позволяет отобрать нужное содержание и средства обучения в соответствии с программой ГОС СПС, современными требованиями производства и требованием профессиограммой выбранной специальности.

В учебном заведении при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимает лекция. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами.

Однако, лекция имеет ряд недостатков. Один из них заключается в том, что лекция приучает к пассивному восприятию изучаемого материала.

Вместе с тем последние достижения техники привносят значительные изменения в понимание роли и способов использования информационно-коммуникационных технологий.

Игровые приставки, DVD-проигрыватели, мультимедийные плееры IPod, мобильные телефоны, мгновенный обмен сообщениями, блоги - все это играет сегодня значительную роль в жизни учащихся. В результате преподаватели стали осознавать, что для успешного вовлечения молодежи в учебный процесс и для улучшения обучения необходимо использовать эти технологии в учебном процессе.

Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс - интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на эффективное, реально полезное расширение интереса к изучаемой дисциплине.

В настоящее время большинство учебных заведений стремится модернизировать систему образования на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения. Информатизация образования ассоциируется с пирамидой, основанием которой служат новые электронные образовательные продукты. В настоящее время рынок профессиональных электронных образовательных ресурсов широк и разнообразен.

Какие бы методы не применялись для повышения эффективности профессионального образования важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент заявит о себе как субъект учебной деятельности.

Формирование информационно-технологических знаний и умений на уроках “Инженерной графике” способствует использование в процессе обучения мультимедийных инструментальных систем.

Мультимедийная технология представляет возможность синкретического обучения, т.е. одновременно зрительного и слухового восприятия материала.

Эти системы позволяют воплотить в реальность на одном рабочем месте изобразительные средства различной природы и выразительности.

Таким образом, создание электронного обучающего мультимедийного ресурса в “Инженерной графике” значительно увеличивает скорость и качество усвоения материала, существенно усиливает практическую направленность в целом и повышает качество образования.

Рассмотрим на примере урока с использованием мультимедийной системы.

Тема урока: “Простые разрезы”

Цели и задачи:

Учебные

- Систематическое получение знаний, умений, навыков по инженерной графике.

- Использование компьютерных технологий на уроках инженерной графики.

- Способствовать, студентам эффективно работать на уроках.

- Привитие навыков выполнения чертежей с применением разрезов.

Развивающие.

- Cпособствовать развитию пространственного мышления и воображения.

- Содействовать развитию самостоятельной инициативы и творческой работы студентов.

- Способствовать росту кругозоры студентов.

Воспитательные.

- Воспитывать чувство ответственности за выполненную работу

- Воспитывать аккуратность при выполнении чертежей

Оборудование.

  • Компьютер.
  • Мультипроектор.
  • Экран.

Структура урока:

І. Организационный момент (проверка отсутствующих, наличие чертежных инструментов и т.д.)

ІІ. Объяснение нового материала.

На уроке разбирается тема “Разрезы”, для повышения усвоения нового материала, и интереса к уроку, используется инновационный метод преподавания мультимедийной системы. Студенты, работают в рабочих тетрадях, слушая объяснение преподавателя.

(Приложение Слайд 1)

Студенты понимают необходимость применения разрезов.

(Приложение Слайд 2)

Рассматривается чертеж детали со сложной внутренней структурой. Большое количество линий обозначающих невидимый контур (штриховые линии), затрудняют прочтение чертежа из-за наложения их друг на друга, что приводит к ошибкам при выполнении чертежей и изготовлении деталей.

(Приложение Слайд 3)

Применение секущих плоскостей позволяют заглянуть внутрь детали и увидеть стенки внутренних отверстий и выемок. Чертеж изменится: те линии которые выполнялись штриховой линией (невидимый контур) сейчас обводятся сплошной толстой линией (видимый контур), а та часть детали которая коснулась секущей плоскости (фигура сечения) заштриховывается тонкой линией под углом 45 градусов, с интервалом 2-3 мм (Условно принимаем что деталь выполнена из металла).

(Приложение Слайд 4)

Студенты записывают в тетради определение разреза

(Приложение Слайд 5)

Рассматривается первый вид разрезов - Простые разрезы.

И классификация простых разрезов.

(Приложение Слайд 6, Слайд 7)

Рассматривается образования фронтального и профильного разреза. Секущая плоскость параллельна фронтальной плоскости проекции. Постепенный ввод объектов облегчает восприятие образования разрезов. Аналогично рассматривается образование профильного разреза.

(Приложение Слайд 8)

Студенты записывают в рабочие тетради обозначение фигуры сечения.

Студенты записывают в рабочие тетради обозначение секущей плоскости.

(Приложение Слайд 9)

Рассматривается частный случай выполнения простых разрезов: Если секущая плоскость не совпадает с осью симметрии предмета.

На слайде применяется постепенный ввод объектов, это позволяет наглядно показать студентам, как изменится чертеж с применением разреза и как обозначается секущая плоскость.

(Приложение Слайд 10)

Рассматривается частный случай выполнения простых разрезов: Если секущая плоскость совпадает с осью симметрии предмета.

На слайде применяется постепенный ввод объектов, это позволяет наглядно показать студентам, как изменится чертеж с применением разреза. В этом случаи секущая плоскость не обозначается.

(Приложение Слайд 11)

Рассматриваются наклонные разрезы. Студенты записывают определение в рабочие тетради.

Рассматриваются модель детали с расположением отверстий и выемок, которые не параллельны и не перпендикулярны ни одной из плоскостей проекции. Преподаватель показывает образование наклонного разреза. И как обозначается наклонный разрез, если он выполнен не в проекционной связи.

ІІІ. Работа по индивидуальным карточкам

Студенты получают индивидуальные карточки. (В качестве заданий для выполнения самостоятельной работы можно взять любые сборники заданий). В частности, карточки берутся из сборника “Индивидуальные задания по “Инженерной графики” под редакцией С.К.Боголюбова. Необходимо выполнить чертежи заданий на формате А3 деталей с применением разрезов. Чертежи выполняются предпочтительно в М 1:1 (натуральная величина). Чертежи выполняются карандашом и должны соответствовать требованиям ЕСКД, изложенным в курсе “Инженерной графике”.

ІV. Проверка домашнего задания

Пока студенты работают по карточкам, преподаватель вызывает студентов с чертежами (заданиями которые они выполняли дома) для проверки.

V. Домашнее задание:

Дочертить задание, полученное на уроке, если они не успели доделать чертеж в классе.

Выучить определение и способы выполнения разрезов.

Приложение: Презентация урока по теме “ Простые разрезы”.