Цели и задачи:
- Обобщить знания и умения учащихся по применению методов решения показательных уравнений.
- Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы.
- Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личную значимость учебного материала.
- Создать содержательные и организационные условия для развития умений решать показательные уравнения, системы уравнений и находить различные способы их решений.
- Создать условия для творческой самореализации личности.
- Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать математические ситуации.
- Воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели, работа поискового характера.
- Заинтересовать учеников в решении нестандартных показательных уравнений и систем уравнений для подготовки к ЕГЭ.
- Побуждать учащихся к самоконтролю, взаимоконтролю самоанализу своей деятельности.
- Учить детей выдвигать гипотезы и находить правильные решения.
- Развивать логико-математическую речь.
- Создание творческого микроклимата на уроке.
Использованные организационные формы при обучении:
- Индивидуальная.
- Дифференцированная.
- Групповая.
- Коллективная.
- Фронтальная.
Использованные методические приёмы:
- Адекватность данного урока и подбор выбранных заданий.
- Обоснованность места использования курса лекций “Уравнения и неравенства в школьном курсе математики” (дистанционные курсы в Педагогическом университете “Первое сентября”.
- Эффективность использования приёма – применение знаний по теме: “Показательные уравнения” при сдаче ЕГЭ.
Психолого-педагогическая характеристика 11 класса.
В классе 11 человек: 4 мальчика и 7 девочек.
Темп умственной работы у большинства учащихся средний.
Период наибольшей продуктивности – начало урока. Класс по умственным способностям средний. Трое учащихся имеют заключение ПМПК о нарушении устной и письменной речи. После диагностики: “Ведущий вид репрезентативной системы” детей психологом, выявлено, что в классе –
- кинестетик (через чувства, ощущения) – 4 ученика (Коробенко Люба, Лунюшкина Таня, Синькова Света, Уськов Володя).
- аудиал (слух) – 1 ученик (Грибова Лена).
- аудиал, кинестетик – 2 ученика (Васильев Серёжа, Кетруш Виорика).
В связи с этим даются дифференцированные задания с учетом особенностей личности ученика.
Исходя из особенностей данного класса, целесообразно на уроке обеспечивать самостоятельную познавательную активность учащихся, поиск нестандартных способов достижения целей в сочетании индивидуальной, групповой форм работы с другими формами.
Анализ интереса учащихся к теме.
После урока был проведён опрос учащихся. Были получены интереснейшие мысли, вот некоторые из них:
- Синькова С. “Открытый урок, который прошел 18.01.07г. по алгебре был полезен для меня. Мы решали сложные уравнения, знание решений которых будем применять на ЕГЭ. Урок позволил нам расширить свои знания в области решения показательных уравнений…”.
- Коробенко Л. “…Урок для меня пошел на пользу, я узнала много нового, что пригодиться при сдаче ЕГЭ по математике…”.
- Тыдыкова Ю. “…Прошлый урок алгебры прошел в очень интересной форме обучения. Я считаю, что таких уроков нужно проводить больше, потому что они усваиваются гораздо лучше обычных и мы получаем больше знаний. Больше всего из этого урока мне понравился раздел “Изюминка”, очень познавательный. Давайте почаще решать такие примеры и проводить такие уроки…”.
- Уськов В. “…этот урок дал мне некоторые знания для сдачи экзаменов и дальнейшее понимание в области математики…”.
Юркова И. “… “Изюминки” - интереснейшая часть урока помогла нам более глубже проникнуть в изучение материала и разобраться с более сложными заданиями…”.
Показательные уравнения
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
А. Дистервег
Цели:
- Обобщить знания и умения учащихся по применению методов решения показательных уравнений.
- Развивать умение наблюдать, обобщать, анализировать математические ситуации.
- Воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели, работа поискового характера. Заинтересовать учеников в решении нестандартных показательных уравнений и систем уравнений для подготовки к ЕГЭ. Побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей деятельности.
Оборудование: на столах у учащихся оценочные листы, карточки с заданиями теста, с заданиями для работы в группах.
Работа учащихся состоит из четырёх этапов. Итоги своей деятельности ребята фиксируют в оценочных листах.
Оценочный лист учащегося
Фамилия ____________________________________________________
Имя _________________________________________________________
№ П/п | Этапы работы | Достижения | Количество баллов |
1 | Устный опрос. | Воспроизведение опорных знаний | |
2 | Тест. | Умения учащихся применять разные методы при решении показательных уравнений. (ЕГЭ В1 и В2) | |
3 | Работа в группах. | Работа поискового характера. Умение решать нестандартные уравнения. | |
4. | “Изюминки”. | Умение представить решение, а другим учащимся усвоить нестандартные показательные уравнения и системы уравнений |
Итоговое количество баллов ____________
Оценка ____________
Самооценка за урок зависит от суммы набранных баллов на всех этапах.
Критерии оценок:
“5” 13 – 17 баллов
Предварительное домашнее задание:
Повторить определение показательного уравнения, теорему о корне, методы решения показательных уравнений. Найти “Изюминки” по теме: “Показательные уравнения” и представить решение на уроке.
План урока.
- Устный опрос.
- Тест.
- Работа в группах.
- “Изюминки”.
- Домашнее задание.
Оценка работы учащихся.
Работа учащихся оценивается на каждом этапе урока определенным количеством баллов. По результатам работы формируется итоговая оценка за урок.
Структура урока.
Урок начинается с вводной беседы учителя, в которой он отмечает, что сложные показательные уравнения и системы уравнений часто вызывают у учащихся старших классов значительные трудности. Поэтому нам сегодня предстоит повторить методы решения и изучив “Изюминки” научиться решать нестандартные показательные уравнения и системы уравнений.
Учитель ориентирует учеников в работе с оценочными листами.
Этап 1.
а) Определение показательного уравнения.
б) Теорема о равносильности уравнений.
в) Методы решения показательных уравнений.
Этап 2. (10 минут).
Посредством теста проверяют умения учащихся применять разные методы при решении показательных уравнений. (Задания из ЕГЭ: В1 и В2).
По окончании работы над тестом учитель открывает заранее приготовленные ответы.
Оценивается тест:
- 1 задание – 2 балла.
- 2 задание – 3 балла.
- 3 задание – 3 балла.
- 4 задание – 1 балл.
Ответ:
- Вариант 1 - 4 2 1 1
- Вариант 2 - 4 2 1 1
Тест. Вариант 1. Алгебра 11 класс | Тест. Вариант 2. Алгебра 11 класс |
1. Найдите корень (или сумму корней, если
их несколько) уравнения: 7·8х+1 + 8х+3 = 71 1) 8; 2) 0; 3) 1; 4) -1. 2. Найдите корень (или сумму корней, если их несколько) уравнения: 72х = 6·7х + 7 1) -1; 2) 1; 3) 0; 4) 7. 3. Найдите корень (или сумму корней, если их несколько) уравнения: 1) 17; 2) 1; 3) 16; 4) -3. 4. Найдите корень (или сумму корней, если их несколько) уравнения: 1) 4; 2) -4; 3) 1,3; 4) 3. |
1. Найдите корень (или сумму корней, если
их несколько) уравнения: 6·4х+2 + 4х+1 = 50 1) -1; 2) 2; 3) 50; 4) -0,5. 2. Найдите корень (или сумму корней, если их несколько) уравнения: 72х = 48·7х + 49 1) -1; 2) 2; 3) 1; 4) 50. 3. Найдите корень (или сумму корней, если их несколько) уравнения: 1) 10; 2) 1; 3) 9; 4) 8. 4. Найдите корень (или сумму корней, если их несколько) уравнения:
1) 3,8; 2) -3; 3) 1,3; 4) 2. |
Этап 3. (10 минут).
Работа в группах: результаты работы каждого члена группы оцениваются консультантом по пятибалльной шкале.
Работа поискового характера.
Рассматривается умение решать показательные уравнения, содержащие модуль или однородные уравнения разных оснований.
Задания для работы в группах.
1 группа. Решить уравнение:
(Решение:
Ответ: )
2 группа. Решите уравнение: 3·16х + 2·81х = 5·36х
(Решение: 3·16х + 2·81х = 5·36х
Или 3·42х + 2·92х – 5(4·9)х = 0
3·42х + 2·92х – 5·4х·9х = 0
Получили уравнение, однородное относительно 4х и 9х. разделим обе части уравнения, например на 42х, то получим .
Пусть =а, причем 0>0, то 2а2 – 5а + 3 = 0
. а2=1
, Ответ: .)
Этап 4. (10 минут). Ученики представляют свои “Изюминки” - нестандартные показательные уравнения и системы уравнений. Каждая “Изюминка” оценивается в 3 балла.
Решите уравнение: 8х – 3·4х – 3·2х+1 + 8 = 0
(Решение: 8х – 3·4х – 6·2х + 8 = 0, пусть t=2x, тогда
t2 – 5t + 4 = 0, , t1=4 t2=1
2x=4 2x=1
x=2 x=0 Ответ: 0; 2 )
2. Решите уравнение: 2х + 2-х = 2cos2x.
(Решение: т.к. 2х >0 при любых х, 2х + 2-х = 2х + при любых х, причем знак равенства выполняется, если х = 0. Следовательно, исходное уравнение равносильно следующей системе: , значит х = 0. Ответ: 0 .
3. Решите систему уравнений:
(Решение: складывая оба уравнения, получаем
62х + 6х·у + у2 + у·6х + 4 или (6х + у)2 = 4, 6х + у = 2, 6х + у = -2, у = 2 – 6х
Рассмотрим два случая:
1)
2) решений нет.
Ответ: (1;-4)
4. Решите систему уравнений:
(Решение: Перемножим уравнения системы, а затем разделим первое уравнение на второе. Получим:
Ответ: (2;1)
5. Решите систему уравнений:
(Решение: Используя метод подстановки, выразим из второго уравнения системы 2у, учтём, что 4у2 = (2у)2
(1 + 4·2х)2 = 4·4х + 8 или 1 + 8·2х + 16·22х – 4·22х – 8 = 0, 12·22х + 8·2х – 7 = 0
Пусть 2х = а, тогда получим квадратное уравнение
12а2 + 8а – 7 = 0
2х = 2х = -
х = -1 решений нет
2у = -1 -2-1+2 = -1-2 = -3
2у = -3, у = - Ответ: ( -1; - )
Этап 5. Итог урока.
Учитель отмечает:
- Полезен ли вам был сегодняшний урок?
- Что нового каждый из вас сегодня взял с урока?
После выполнения всех заданий консультанты выставляют итоговую оценку каждому участнику группы. Оценочные листы сдают учителю, который выставляет оценки в журнал.
После подведения итогов, учитель даёт задание на дом:
№ 1386, 1388 (из учебника) и продолжить подбор “Изюминок” по ЕГЭ.