Закономерности распределения основных элементов климата на территории России

Разделы: География


Цель – восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

ТДЦ: Образовательный аспект: Дать знания о закономерностях распределения средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости и коэффициенте увлажнения (работа с использованием компьютеров и выводы в тетради).

Развивающий аспект:

  • Продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, структурирование учебного материала, оформление выводов;
  • Развитие логического мышления, речи и внимания;
  • Формирование информационной культуры, компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний.

Воспитательный аспект: Способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений.

Мотивационная беседа: народные приметы о погоде и климате.

Оборудование:

  • CD-диск – Мультимедиа учебник: “география России (природа и население) ” 8 класс. Авторы учебного материала: Дронов В.П., Савельева Л.Н., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. 2001, Республиканский мультимедиа центр Минобразования России по заказу Министерства образования Российской Федерации.
  • Кабинет с персональными компьютерами.
  • Атлас 8 класса.
  • Учебник “География России” 8 класс М.”Дрофа”. 1997г.

Этапы урока

I. Организация начала урока.

Цель: Подготовить учащихся к работе на уроке.

Урок проводится в компьютерном классе. Все учащиеся работают с компьютерной Мультимедиа программой – учебник географии для 8 класса. Учащиеся анализируют информацию с карт представленных на мониторах.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый Ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье Ваших умных глаз
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги Ваших мнений –
Мы вместе сочиним урок!

Проверка домашнего задания.

Цель: Проверить выполнение домашнего задания обучающихся, устранить обнаруженные пробелы в знаниях, провести дальнейшее усовершенствование знаний, умений и навыков учащихся.

II. Фронтальный опрос.

1. Какие воздушные массы господствуют над территорией России?

Над территорией России господствуют арктические, умеренные и на юге тропические воздушные массы.

2. Как западный перенос воздушных масс влияет на климат?

Поскольку в умеренных широтах, где расположена большая часть нашей страны, господствует западный перенос воздушных масс, Атлантический океан оказывает на климат значительно большее влияние по сравнению с Тихим. Роль западного переноса особенно велика в теплый период года, когда на большей части страны преобладают западные и северо-западные ветры. Перемещаясь над территорией нашей страны с запада на восток, они постепенно теряют запас влаги, а также изменяют другие свои свойства – например, летом постепенно прогреваются, зимой остывают, приобретают признаки континентальных воздушных масс. Зимой материк сильно выхолаживается и над ним формируется область очень высокого атмосферного давления – зимний Азиатский максимум (Сибирский антициклон). Летом, наоборот, континент прогревается быстрее по сравнению с океанами и над ним формируется область пониженного давления – летний Азиатский минимум.

3. Что такое трансформация воздушных масс?

При перемещении воздушных масс над той или иной территорией они способны постепенно изменять свои свойства под влиянием подстилающей поверхности. Например, арктические воздушные массы, проходя летом через всю Восточно-Европейскую равнину, прогреваются до такой степени, что приводит к образованию суховеев в Предкавказье.

III. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний (сообщение ТДЦ урока).

Цель: Подготовить обучающихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапа урока. Актуализация опорных знаний и умений.

IV. Изучение нового материала.

Цели:

  1. Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, процессах, их сущности, связи;
  2. Выделить главное, провести обобщение ;
  3. На основе знаний выработать учебные умения.

Задание 1.

Учитель: Запустите программу мультимедиа учебника география 8 класс, откройте ссылку (Характеристика природы). Выберите тему мультимедиа учебника (Климат), затем ссылку (Температура января). Проанализируйте карту январских температур воздуха и определите закономерности их размещения.

Ученик: Температура января в г. Санкт-Петербурге, Ростов на Дону, Волгограде от 0 до – 10°С; в г. Мурманске, Самаре, Екатеринбурге, Красноярске от -10°С до – 20°С; в г.Новосибирске, Иркутске, Анадыре, Магадане, Владивостоке от – 20°С до – 30°С; на большей части территории Якутии и полуострова Таймыр от – 30°С до – 40°С; на северо-востоке Сибири (в Верхоянске и Оймяконе) от – 40°С и ниже.

Вывод: Средняя температура января на территории России изменяется с юго-запада на северо-восток в субмеридиональном направлении.

Учитель: Объясните разницу январских температур в Мурманске и Норильске, расположенных примерно на одной широте?

Ученик: В Мурманске температура января выше, чем в Норильске, это объясняется теплым течение с Атлантического океана.

Учитель: Какая сила нарушает закономерность изменения температуры с широтой?

Ученик: Это согревающее влияние морских умеренных воздушных масс приносимых с Атлантического океана западными ветрами.

Самые низкие температуры января зафиксированы на Северо-Востоке Сибири (Верхоянске - 69°С и Оймяконе -71°С ).

Задание 2 (по карте атласа для 8 класса, стр. 14-15).

Учитель: Посмотрев на расположение этих поселков на физической карте России,чем вы можете объяснить такие низкие температуры воздуха?

Ученик: Эти поселки расположены в межгорных котловинах поэтому холодный воздух с Северного Ледовитого океана затекает туда и там застаивается и охлаждается.

Задание 3.

Учитель: Проанализируйте карту июльских температур воздуха и определите закономерности их размещения (мультимедиа учебник география 8 класс).

Ученик: Температура июля на островах и побережье Северного Ледовитого океана + 2°С +6°С; в Анадыре + 6°С +12°С; в Мурманске, Верхоянске, Магадане +12°С +18°С; в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Якутске, Владивостоке +18°С +24°С; в Ростове на Дону, Самаре и Волгограде + 24°С и выше.

Вывод: Самые низкие температуры июля + 2°С наблюдаются на побережье Северного Ледовитого океана это объясняется количеством суммарной радиации получаемой данной территорией, а самые высокие температуры июля +24°С наблюдаются на юго-западе России это объясняется тем что данная территория получает самое большое количество солнечной радиации. Средняя температура июля на территории России изменяется с севера на юг в субширотном направлении. Самое жаркое место в России Прикаспийская низменность +45°С.

Задание 4.

Учитель: Проанализируйте карту годового количества и определите, каковы закономерности изменения количества осадков по сезонам года на территории страны (мультимедиа учебник география 8 класс).

Ученик: Количество осадков закономерно изменяется при движении от побережий океанов в глубь территории Восточной Сибири в среднем от 800 до 200 мм в год. Изменяется не только годовое количество осадков, но и разница в количестве осадков, выпадающих в теплое (с апреля по октябрь) и в холодное (с ноября по март) время года. Так в Центральной части Восточно-Европейской равнины в теплый период выпадает °С осадков, а в холодный 200 мм, в центральной части Якутии в теплую половину года – 200 мм, в холодную – 50 мм осадков. На Камчатке, со всех сторон окруженной водой, количество осадков возрастает – около 800 мм в теплый период и порядка 200 мм в холодный.

Максимумы осадков на территории нашей страны приходится на наветренные склоны гор Алтая, Саян, Сихотэ-Алинь.

Вывод: Максимальное количество осадков наблюдается на склонах Большого Кавказа 3200 мм в год. По мере продвижения с запада на восток климат становится более континентальным.

Задание 5.

Учитель: Чем на Ваш взгляд объясняется объединение карт осадков и испаряемости в один блок? (мультимедиа учебник география 8 класс).

Ученик: Это сделано для определения коэффициента увлажнения.

Учитель: По какой формуле определяется коэффициент увлажнения?

Ученик: , где: К – коэффициент увлажнения; О – осадки; И – испаряемость.

Учитель: Обратите внимание на величину коэффициента увлажнения.

Если К<1, К = 1, К > 1. Каким бывает характер увлажнения ?

Ученик: при условии К< 1 увлажнение будет недостаточное, при условии К = 1 увлажнение будет достаточное, а при К > 1 увлажнение будет избыточное.

Первичная проверка усвоения и закрепления знаний.

Цели:

  1. Установить осознанность усвоения учащимися нового учебного материала: (усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами);
  2. Установить выявленные пробелы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу.
  3. Организовать деятельность учащихся по применению изучаемых знаний к объяснению разных процессов, а также решению задач. 

Практическая работа

Цель: научить учащихся определять характер увлажнения заданных территорий.

Задание 1

Учитель: Откройте карты (осадков и испаряемости) и ознакомьтесь с таблицей, по которой вы будете определять коэффициент и характер увлажнения. По этим двум картам определите коэффициент увлажнения в Мурманске, Москве и Якутске полученные данные занесите в таблицу1 (мультимедиа учебник география 8 класс).

Табл. 1

Города Осадки, мм Испаряемость, мм К Характер увлажнения Причины
Мурманск          
Москва          
Якутск          

Проведите самопроверку полученных результатов с данными на карте ”Характер увлажнения” (на экране монитора).

Задание 2

Учитель: Заполните таблицу 2 по заданным признакам.

Табл. 2

Элементы климата Изменения Направления Количество осадков, мм Климатические рекорды
Ср. температура января       Самое холодное место -
Ср. температура июля       Самое теплое место -
Годовое кол-во осадков       Самое влажное место -
        Самое сухое место -
  по сезонам года: районы    
  теплое время Восточно-Европейская равнина    
    Центральная часть Якутии    
    П-ов Камчатка    
  холодное время Восточно-Европейская равнина    
    Центральная часть Якутии    
    П-ов Камчатка    

Контроль и самопроверка знаний.

Цель: Проверка знаний, умений и навыков учащимися; выявление недостатков и причин их появления; стимулирование учащихся на самообразование.

(учащиеся записывают недостающие сведения на поставленные вопросы. По окончанию работы сравнивают результаты с алгоритмом).

Подведение итогов урока (рефлексия).

Цели:

  • Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках.
  • Испытывали вы трудности в работе с программой?
  • Хотели ли вы что бы изучение других тем проходило с применением компьютеров?
  • Как вы усвоили новый материал?

Информация о домашнем задании.

Цель: На основе выявленных результатов усвоения нового материала дать домашнее задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению

1. Что такое комфортность климата?

2. Подумайте, как влияет климат на набор наиболее популярных видов спорта, например, в Якутии и на Черноморском побережье.