Урок литературного чтения в 1-м классе. Л.Н. Толстой ."Волк и белка"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с творчеством великого русского писателя Л.Н.Толстого.

Задачи:

  • совершенствовать технику чтения учащихся.
  • учить работе с текстом, ориентироваться в структуре текста, выделять главное.
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей.
  • вызывать в детях добрые чувства, учить любить друг друга, видеть преимущество добра над злом.

Оборудование:

  • О.В. Кубасова. Учебник “Литературное чтение”, 1 класс. Издательство “Ассоциация ХХI век”. Смоленск, 2006 г.;
  • рисунки волка и белки; загадки про волка и белку;
  • энциклопедические данные про волка и белку;
  • пословицы к уроку;
  • выставка книг с произведениями Л.Н.Толстого.

Ход урока

1. Организационный момент.

У.

Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда…

2. Упражнения в технике чтения. Жужжание.(Самоконтроль)

У. - Ручки на локоток, глазки на начало:

- читаем быстро;

- читаем медленно;

- про себя (глазами);

- 1 и последнее слово;

- читаем друг другу (работа в парах). Взаимоконтроль.

3. Актуализация знаний учащихся.

На партах у детей на карточках данные о писателе Л.Н.Толстом. (дети читают)

Книги Льва Николаевича для детей отмечены народной мудростью. Писатель говорит о долге перед близкими, о том, что цена человека определяется добром, которое он творит для других. Коротенькие рассказы из “Азбуки” используются, как подписи к картинкам: “Деду было скучно дома”, “ Пришла внучка, спела песню”.

Контроль: отмечаются ученики, хорошо разобравшиеся в смысле прочитанного.

Под тихую музыку учитель рассказывает о писателе – создателе поучительных рассказов для маленьких читателей. (Можно чтение 1-2 ребят).

В усадьбе Ясная Поляна Толстой открыл школу для крестьянских детей, добился открытия более 20 начальных школ в окрестных деревнях. Школа Л.Н.Толстого была в то время, по его словам, самым большим увлечением, “прелестным поэтическим делом” От раннего утра и до поздней ночи возился Толстой с детьми. Он не только учил детей грамоте, но много гулял с ними, рассказывал им обо всём, что могло их заинтересовать. Издавал Толстой и журнал, который назывался “Ясная Поляна”, в нём печатались статьи самого Толстого и других учителей о воспитании и обучении. В книжках для чтения, издававшихся в виде приложения к журналу, печатались рассказы для школьников, а также их сочинения. Толстой очень много писал для детей, потому что очень заботился о просвещении народа.

- О чём эти рассказы? (О добре и зле).

У. - Отгадайте загадки:

С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Серовато, зубовато -
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)

Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (белка)

Контроль: отмечаются смекалистые дети.

4. Объявление темы урока.

*Отгадки помещаются на доску.

У. Подумайте, о чём и о ком пойдёт речь на сегодняшнем уроке. (О волке и белке). Какая тема будет главной? (Тема добра и зла.)

Работа в тетради по печатанию по вариантам.

- 1 вариант - составьте звуковую модель слова волк. 2 вариант – слова белка.

(Индивидуальный контроль за ходом выполнения задания.)

*Развитие творческого воображения.

У. - Представьте себя в образе волка и белки и составьте рассказ о себе. (Устный контроль).

Д. - Я волк …

Д. - Я белка …

(Выслушиваются рассказы 2-4 детей).

У. - Какой речью пользовались ребята, составляя рассказы о себе? (Картинной)

У. - А теперь послушайте другую речь и определите её вид.

(Прослушиваются научные рассказы о волке и белке. Дети дают название этому виду речи).

5. Физминутка.

У.

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки.
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

6. Работа над темой урока.

У. - О чём говорит нам заглавие “Волк и белка”? Представьте себя писателями, о чём можно было бы рассказать в тексте? (Ответы детей).

(Учитель нацеливает детей на то, что главным на уроке является разговор о добре и зле).

У. - Давайте проверим ваши прогнозы.

(Учитель читает сказку Толстого “Волк и белка”).

- Контроль: сбылись ли наши предположения? Оказались ли мы правы?

7. Работа над содержанием. (Фронтальный контроль)

У. Определите вид текста: рассказ или сказка? Почему?

У. Прочитайте сказку сами. Подумайте, от чьего имени ведется повествование?

Словарная работа.

Выборочное чтение: (вопросы записаны на доске)

У. - Что делала Белка в лесу? (прыгала, упала)

У. - Какой был Волк? (сонный)

У. - Что хотел сделать Волк? (съесть Белку)

У. - Значит, какой был Волк? (голодный)

У. - Что стала делать Белка? (просить)

У. - О чём стал Волк просить у Белки? (почему ей весело, а ему скучно, почему она играет и прыгает)

У. - Почему Волку всегда скучно? (злость сердце жжёт). Это метафора – перенос действия с одного предмета на другой. (Новое научное слово написано на доске).

Вывод: в каком предложении главная мысль сказки? (в последнем)

Контроль: отмечаются учащиеся, дающие более точные ответы на поставленные вопросы.

(Зачитайте его).

Д. Волк – злой, Белка – добрая.

- Художник-иллюстратор помогает автору, используя приём контрастного изображения героев для полноты впечатления.

(Работа над иллюстрацией к тексту).

Волк Белка
Оскал
Хвост опущен
Большой
Окрас тёмный
Выпущены когти
Голос хриплый
Улыбка
Хвост поднят
Маленькая
Окрас яркий
Лапки мягкие
Голосок мягкий, ласковый, игривый

Вывод: Волк – большой, Белка – маленькая, но сильнее Волка. Почему?

Д. - У Волка сердце злое, а у Белки – “большое”.

У. - Почему Волк не съел Белку? (Из любопытства. Ему надоела такая жизнь. Его жалко. Хочется ему помочь)

У. - С какой интонацией надо читать слова Волка? Слова Белки?

* Д\и “Живые картины”

Группы ребят образуют печатные буквы Б и В, изображая белку и волка.

Волк – сонный Белка - весёлая
выпущены когти
удивлённый

Чтение сказки “по ролям”.

У. Вывод: какая пословица, из написанных на доске, более точно отразит тему сегодняшнего урока? Почему?

  • Бывает добро, да не всякому дано.
  • Делай добро и жди добра.
  • Доброе дело два века живёт.
  • Доброму везде добро.
  • Добро творить – себя веселить.
  • Учись доброму – худое на ум не пойдёт.

8. Физминутка.

У. - Закройте глаза, положите правую руку на своё сердечко, послушайте как оно бьётся, прислушайтесь, о чём оно вам говорит.

9. Закрепление изученного.

По опорным словам ребята пробуют составить пересказ.

Рассматривается выставка книг с рассказами Л.Н.Толстого.

Д/и “Волки-белки”.

10. Итог урока.

Самооценка. Используются игровые фонарики. Одна сторона – жёлтая, другая – голубая.

(Знак согласия с учителем – голубая сторона, несогласия – жёлтая.)

- Если вы считаете, что вы хорошо читали, то зажгите голубой цвет, если не очень – жёлтый.

- Вы были активны на уроке – голубой, не очень – жёлтый.

- Вы помогали учителю, не очень.

- Дома вы научитесь хорошо читать сказку, целыми словами или поленитесь.

11. Оценивание учителем участия первоклассников в уроке.