Цель: познакомить учащихся с творчеством великого русского писателя Л.Н.Толстого.
Задачи:
- совершенствовать технику чтения учащихся.
- учить работе с текстом, ориентироваться в структуре текста, выделять главное.
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей.
- вызывать в детях добрые чувства, учить любить друг друга, видеть преимущество добра над злом.
Оборудование:
- О.В. Кубасова. Учебник “Литературное чтение”, 1 класс. Издательство “Ассоциация ХХI век”. Смоленск, 2006 г.;
- рисунки волка и белки; загадки про волка и белку;
- энциклопедические данные про волка и белку;
- пословицы к уроку;
- выставка книг с произведениями Л.Н.Толстого.
Ход урока
1. Организационный момент.
У.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда…
2. Упражнения в технике чтения. Жужжание.(Самоконтроль)
У. - Ручки на локоток, глазки на начало:
- читаем быстро;
- читаем медленно;
- про себя (глазами);
- 1 и последнее слово;
- читаем друг другу (работа в парах). Взаимоконтроль.
3. Актуализация знаний учащихся.
На партах у детей на карточках данные о писателе Л.Н.Толстом. (дети читают)
Книги Льва Николаевича для детей отмечены народной мудростью. Писатель говорит о долге перед близкими, о том, что цена человека определяется добром, которое он творит для других. Коротенькие рассказы из “Азбуки” используются, как подписи к картинкам: “Деду было скучно дома”, “ Пришла внучка, спела песню”.
Контроль: отмечаются ученики, хорошо разобравшиеся в смысле прочитанного.
Под тихую музыку учитель рассказывает о писателе – создателе поучительных рассказов для маленьких читателей. (Можно чтение 1-2 ребят).
В усадьбе Ясная Поляна Толстой открыл школу для крестьянских детей, добился открытия более 20 начальных школ в окрестных деревнях. Школа Л.Н.Толстого была в то время, по его словам, самым большим увлечением, “прелестным поэтическим делом” От раннего утра и до поздней ночи возился Толстой с детьми. Он не только учил детей грамоте, но много гулял с ними, рассказывал им обо всём, что могло их заинтересовать. Издавал Толстой и журнал, который назывался “Ясная Поляна”, в нём печатались статьи самого Толстого и других учителей о воспитании и обучении. В книжках для чтения, издававшихся в виде приложения к журналу, печатались рассказы для школьников, а также их сочинения. Толстой очень много писал для детей, потому что очень заботился о просвещении народа.
- О чём эти рассказы? (О добре и зле).
У. - Отгадайте загадки:
С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.Серовато, зубовато -
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (белка)
Контроль: отмечаются смекалистые дети.
4. Объявление темы урока.
*Отгадки помещаются на доску.
У. Подумайте, о чём и о ком пойдёт речь на сегодняшнем уроке. (О волке и белке). Какая тема будет главной? (Тема добра и зла.)
Работа в тетради по печатанию по вариантам.
- 1 вариант - составьте звуковую модель слова волк. 2 вариант – слова белка.
(Индивидуальный контроль за ходом выполнения задания.)
*Развитие творческого воображения.
У. - Представьте себя в образе волка и белки и составьте рассказ о себе. (Устный контроль).
Д. - Я волк …
Д. - Я белка …
(Выслушиваются рассказы 2-4 детей).
У. - Какой речью пользовались ребята, составляя рассказы о себе? (Картинной)
У. - А теперь послушайте другую речь и определите её вид.
(Прослушиваются научные рассказы о волке и белке. Дети дают название этому виду речи).
5. Физминутка.
У.
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки.
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
6. Работа над темой урока.
У. - О чём говорит нам заглавие “Волк и белка”? Представьте себя писателями, о чём можно было бы рассказать в тексте? (Ответы детей).
(Учитель нацеливает детей на то, что главным на уроке является разговор о добре и зле).
У. - Давайте проверим ваши прогнозы.
(Учитель читает сказку Толстого “Волк и белка”).
- Контроль: сбылись ли наши предположения? Оказались ли мы правы?
7. Работа над содержанием. (Фронтальный контроль)
У. Определите вид текста: рассказ или сказка? Почему?
У. Прочитайте сказку сами. Подумайте, от чьего имени ведется повествование?
Словарная работа.
Выборочное чтение: (вопросы записаны на доске)
У. - Что делала Белка в лесу? (прыгала, упала)
У. - Какой был Волк? (сонный)
У. - Что хотел сделать Волк? (съесть Белку)
У. - Значит, какой был Волк? (голодный)
У. - Что стала делать Белка? (просить)
У. - О чём стал Волк просить у Белки? (почему ей весело, а ему скучно, почему она играет и прыгает)
У. - Почему Волку всегда скучно? (злость сердце жжёт). Это метафора – перенос действия с одного предмета на другой. (Новое научное слово написано на доске).
Вывод: в каком предложении главная мысль сказки? (в последнем)
Контроль: отмечаются учащиеся, дающие более точные ответы на поставленные вопросы.
(Зачитайте его).
Д. Волк – злой, Белка – добрая.
- Художник-иллюстратор помогает автору, используя приём контрастного изображения героев для полноты впечатления.
(Работа над иллюстрацией к тексту).
Волк | Белка |
Оскал Хвост опущен Большой Окрас тёмный Выпущены когти Голос хриплый |
Улыбка Хвост поднят Маленькая Окрас яркий Лапки мягкие Голосок мягкий, ласковый, игривый |
Вывод: Волк – большой, Белка – маленькая, но сильнее Волка. Почему?
Д. - У Волка сердце злое, а у Белки – “большое”.
У. - Почему Волк не съел Белку? (Из любопытства. Ему надоела такая жизнь. Его жалко. Хочется ему помочь)
У. - С какой интонацией надо читать слова Волка? Слова Белки?
* Д\и “Живые картины”
Группы ребят образуют печатные буквы Б и В, изображая белку и волка.
Волк – сонный | Белка - весёлая |
выпущены когти | |
удивлённый |
Чтение сказки “по ролям”.
У. Вывод: какая пословица, из написанных на доске, более точно отразит тему сегодняшнего урока? Почему?
- Бывает добро, да не всякому дано.
- Делай добро и жди добра.
- Доброе дело два века живёт.
- Доброму везде добро.
- Добро творить – себя веселить.
- Учись доброму – худое на ум не пойдёт.
8. Физминутка.
У. - Закройте глаза, положите правую руку на своё сердечко, послушайте как оно бьётся, прислушайтесь, о чём оно вам говорит.
9. Закрепление изученного.
По опорным словам ребята пробуют составить пересказ.
Рассматривается выставка книг с рассказами Л.Н.Толстого.
Д/и “Волки-белки”.
10. Итог урока.
Самооценка. Используются игровые фонарики. Одна сторона – жёлтая, другая – голубая.
(Знак согласия с учителем – голубая сторона, несогласия – жёлтая.)
- Если вы считаете, что вы хорошо читали, то зажгите голубой цвет, если не очень – жёлтый.
- Вы были активны на уроке – голубой, не очень – жёлтый.
- Вы помогали учителю, не очень.
- Дома вы научитесь хорошо читать сказку, целыми словами или поленитесь.
11. Оценивание учителем участия первоклассников в уроке.