Задачи:
- образовательная: обобщить и закрепить знания у обучающихся о реакциях ионного обмена; способствовать формированию познавательного интереса к химии;
- развивающая: продолжать развитие химического мышление; совершенствовать грамотную химическую речь и умения решать задачи по химическим уравнениям;
- воспитательная: способствовать развитию безопасного и аккуратного выполнения химических опытов и бережного отношения к окружающей среде.
Оборудование:
Компьютерная презентация, таблица растворимости солей, кислот и оснований, растворы: NаОН; Н2SО4; ВаСl2; NаСО3; 3 пробирки, пипетка.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы и задач урока.
Учитель. Давайте с вами вместе определим тему нашего урока. Для этого вам необходимо выполнить задание. Прошу обратить ваше внимание на экран (слайд 1, приложение). На слайде изображены символы химических элементов. По первым буквам названий этих элементов определите, пожалуйста, основное понятие нашего урока.
Ответ: Реакции обмена.
Учитель. Вспомним, реакции обмена могут происходить между сложными веществами и между ионами в растворе. Мы сегодня повторим реакции ионного обмена, признаки необратимости ионных реакций и решение задач по химическим уравнениям.
В тетради: число и тема урока: “Реакции ионного обмена” (слайд 2).
2. Фронтальный опрос.
Учитель.
- Что такое химическая реакция?
Ответ: Это превращение одних веществ в другие в результате перегруппировки атомов.
- Что такое катализатор?
Ответ: Вещества, служащие для ускорения химической реакции, но в конце остается неизменным.
- По участию катализатора, какие бывают реакции?
Ответ: Каталитические и некаталитические.
- Каждая реакция происходит с выделением или поглощением энергии. Какие это реакции?
Ответ: С выделением энергии – экзо, а с поглощением – эндо.
- Какие реакции бывают по постоянству или изменению степеней окисления?
Ответ: Окислит. – восстановительные и реакции, где степени окисления не меняются.
- Какие бывают реакции по числу и составу исходных и полученных веществ реакции бывают?
Ответ: Соединения, разложение, замещение и обмен.
Итак, в беседе мы выяснили, что в основе классификации реакций лежат следующие признаки (по участию катализатора; выделение или поглощение энергии; постоянство или изменение степеней окисления; по числу и составу исходных и полученных веществ)
3. Повторение и закрепление знаний по классификации химических реакций
Внимание на экран (слайд 3).
- Дайте полную характеристику по разным признакам классификации реакций уравнениям, которые изображены на слайде, и запишем реакции в тетрадь.
1. 2Н2О = 2Н2 + О2 - Q - разложение, некаталит., эндо; ок. - восстан.
2. 2Мg +О2 = 2МgО + Q – соединение, некаталит., экзо; окисл. - восстан.;
3. СuО + Н2 = Сu + Н2О – замещение, некаталит., окисл. – восстан.
4. NаОН + НСl = NаСl + Н2О + 57, 5 кДж – обмен, некаталит., без изменения ст. окисления, экзо.
4. Лабораторные опыты по необратимым реакциям ионного обмена.
- А скажите, пожалуйста, по какому признаку разделяют реакции ионного обмена?
Ответ: Обратимые и необратимые, которые идут до конца.
- Давайте обратимся к опытам, которые вы уже выполняли. Внимание на экран (слайд 4).
- Проведите реакцию, в результате которой нерастворимое вещество выпадает в осадок.
Опыт 1. Н2SО4 + ВаСl2 = ВаSО4 v+ 2НСl
- У доски с помощью таблицы растворимости запишите молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнение. Итак, ионы Ва2+ и SО42- образуют недиссоциирующее соединение, выпадает осадок, т.к. ВаSО4 не растворим в воде; реакция необратима.
- Проведите реакцию, которая сопровождается выделением газа (слайд 4).
Опыт 2. Nа2СО3 + Н2SО4 = Nа2SО4 + Н2О + СО2^
- У доски с помощью таблицы растворимости запишите молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнение. Итак, ионы Н+ и СО32- образуют молекулы угольной кислоты, которые разлагаются на молекулы воды и углекислого газа, выделяющегося из раствора.
- Проведите реакцию, которая сопровождается образованием малодиссоциирующего вещества (слайд 4).
Опыт 3. 2NаОН+ Н2SО4 = Nа2SО4 + 2Н2О
- У доски с помощью таблицы растворимости запишите молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнение. Итак, ионы Н+ и ОН- образуют молекулы воды. В растворе нет ни кислоты, ни щелочи, это реакция нейтрализации; реакция идет до конца.
5. Физминутка (слайд 5).
А сейчас давайте отдохнем. Откиньтесь на спинку стула, руки опустите, можете закрыть глаза и на минуточку вернуться в теплое лето. На улице тепло, светит солнышко, взяли покрывало, пошли загорать. Нечаянно расположились рядом с муравейником, получили от муравьёв неприятные ощущения; шли домой – обстрекались об крапиву. И тут-то вы вспоминаете, для чего же изучали на уроке химии реакции нейтрализации; как в данной ситуации применить полученные знания.
Ответ. При укусах муравьёв и ожогах крапивы вводится в кожу муравьиная кислота, которую можно нейтрализовать раствором пищевой соды.
6. Решение задач по химическим уравнениям на нахождение массы вещества по известному количеству другого вещества.
- А теперь давайте решим задачу. Внимание на экран (слайд 6, приложение1). Прочитайте задачу, запишите условие в тетрадь. Перепишите в тетрадь уравнение. Вещества в уравнении не совсем для вас обычные, хотя в быту сталкиваетесь с ними часто.
Муравьиная кислота. Органическая кислота; будете изучать в 10 кл.
Пищевая сода. Кислая соль угольной кислоты, где только один атом водорода замещен на атом металла.
Итак, работаем с уравнением (слайд 6).
Ответ: масса = 168 г. (слайд 6).
III. Заключительная часть.
Итак,
- по каким признакам классифицируют химические реакции?
- назовите условия необратимости реакций ионного обмена.
- приведите примеры необратимых реакций.