Участники игры: 2 команды по 6-8 человек, 2 ведущих (чтецы), богиня Клио, участники инсценировок (указаны ниже)
Ход мероприятия
(Звучит музыка и выходят 2 чтеца)
1чтец:
Скажите мне, найдется ли средь вас,
Тот человек, чтоб был к былому равнодушен.
2чтец: Кому б прославленных дедов наших дела не бередили трепетную душу
1чтец:
Кто б не хотел, хотя бы на денёк, перенестись в те сказочные дни
Когда наш предок - древний человек, зажег в пещерах первые огни.
2чтец:
Когда отважный рыцарь был готов забыть про жизнь ради прекрасной дамы.
Когда под мраком ночи во дворцах истории разыгрывались драмы.
1 чтец:
Когда построен первый был фрегат, когда Россия силу набирала,
Благодаря деяниям Петра в Европе славу громкую сыскала.
2 чтец:
Когда, страшась изгнанья, патриарх к кресту святому припадал в молитве.
Когда отважный русский наш солдат громил французов в Бородинской битве.
1чтец:
Как знать, возможно, даже среди вас сидят герои будущих творений.
Быть может, позже ваши имена останутся в истории нетленны.
2 чтец:
Ну а сегодня приглашаем мы к тем временам далеким прикоснуться.
И в глубь веков, преграды не страшась, всем вместе на часочек окунуться.
(Музыка выходит свита музы истории Клио, танец, танцующие останавливаются в поклоне)
1чтец:
Клио, истории муза, наскучив с богами сидеть на высоком Олимпе,
На землю решила сегодня спуститься
(Выходит богиня Клио)
2 чтец: И выбрать сильнейших из здесь находящихся премудрая Клио стремиться
Клио:
Теперь пришел черед начать сегодняшнее состязание.
Что ж, знатоки истории, вперед!
И пусть не подведут вас ваши знания!
(Звучит музыка, Клио спускается в зал и занимает место в жюри)
1 чтец: Ну а оценивать успехи наших сегодняшних команд будет совет самых мудрейших - уважаемый Ареопаг (представление жюри).
2 чтец:
Кто же они - герои нынешних сражений?
Мы начинаем конкурс наш с командных представлений.
1 конкурс: “Представление команд”
(команды в творческой форме представляют себя, обязательно название и девиз команды; максимальная оценка - 10 баллов)
1 чтец:
Оглянись на предков наших, на героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом, слава им борцам суровым!
Слава нашей стороне! Слава русской старине!
Монах: О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля русская, о правоверная вера христианская!
(Внеклассная работа по истории. Саратов ОАО “Издательство “Лицей” 2003 с.4)
2 чтец:
Эти строки летописца относятся к середине 13 века. Но украшена была Русь в те времена не только дарами природы, богата она верными сынами своими.
1 чтец:
Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками. Грозно звучали для хазар, половцев, печенегов имена киевских князей: Святослава, Игоря, Владимира.
2 чтец:
Шведам и ливонским рыцарям преградили путь войска князя Александра Невского, под ударами войска Дмитрия Донского дрогнули Мамаевы полчища.
(Танец-сражение: 3 воина в кольчугах и 3 крестоносца, русские воины побеждают)
Один из воинов-победителей: “Кто на русскую землю с мечом придёт, тот от меча и погибнет. На том стояла и будет стоять русская земля!”.
1 чтец:
Не напрасно древняя легенда устами одного из завоевателей предупреждает: “И детям и внукам наказываю - не ходите войной на великую Русь, она век стоит не шатается и века простоит не шелохнётся”.
2 чтец:
А теперь мы посмотрим, насколько хорошо события далёкого прошлого знают наши команды.
2 конкурс: “Разминка”
(Ваша задача, за 1 мин. ответить на как можно большее количество вопросов, если не знаете ответ достаточно сказать слово “дальше”, и прозвучит следующий вопрос. Каждый правильный ответ 1 балл.)
Вопросы 1 команде:
- Важный торговый путь, связывающий в древности Северную Русь с югом? (Путь из Варяг в Греки)
- Высшее сословие феодалов в русском государстве с 9 по 17 век? (Бояре)
- Причисление к лику святых? (Канонизация)
- Высший духовный сан в Русской православной церкви с конца 16 века? (Патриарх)
- Первый свод древнерусских законов? (Русская правда)
- Монголо-татарский сборщик дани? (Баскак)
- Автор “Повести временных лет”? (Нестор)
- Первая Христианка на Руси? (Княгиня Ольга)
- Автор “Поучения детям”? (Владимир Мономах)
- Имя Донского? (Дмитрий)
- Какую фамилию носил Петр I? (Романов)
- Царствующая дочь Петра I? (Елизавета)
- Светские вечера, введенные Петром I? (Ассамблеи)
- Инфантерия по-другому? (Пехота)
- Государственное учреждение, пришедшее на смену приказам? (Коллегии)
- Духовная коллегия? (Синод)
- Принудительные обязанности крепостных крестьян? (Повинности)
- Предводитель восстания 1773-1775 гг? (Е. Пугачев)
- Что Петр I называл “Парадизом” или “Раем”? (Санкт-Петербург)
- Деятель культуры, основатель Московского университета? (Ломоносов)
- В честь какого события построен храм Василия Блаженного в Москве? (Взятие Казани)
- Изображение из кусочков, цветного непрозрачного стекла? (Мозаика)
Вопросы 2 команде:
- Народное собрание в древней и средневековой Руси? (Вече)
- Вооруженные отряды при князе в Киевской Руси? (Дружина)
- Христианский обряд, совершаемый при вступлении в христианскую церковь? (Крещение)
- Дата Крещения Руси? (988)
- Объезд князем своих земель с целью сбора дани? (Полюдье)
- Пошлина, выплачиваемая крестьянином при уходе от своего феодала? (Пожилое)
- Основатель первой русской династии правителей? (Рюрик)
- Какой князь крестил Русь? (Владимир - Святой, Владимир - Красное солнышко)
- Кем приходилась Елена Глинская Ивану Грозному? (Матерью)
- Имя Невского? (Александр)
- Насильственное вмешательство одного государства во внутренние дела другого? (Интервенция)
- Христиане не принявшие реформы Никона? (Старообрядцы)
- Титул Петра I с 1721 года? (Император)
- Четырехугольное земляное укрепление? (Редут)
- Главная улица Санкт-Петербурга? (Невский Проспект)
- Что в начале 18 века называли “Шведским озером”? (Балтийское море)
- Предводитель восстания 1760 — 1771 года? (Степан Разин)
- Первая русская печатная газета? (Ведомости)
- Цель России в Северной войне? (Выход в Балтийское море)
- Кто руководил штурмом Измаила? (Суворов)
- О какой известной битве написано в произведении “Задонщина”? (О Куликовской битве)
- Роспись по сырой штукатурке водяными красками? (Фреска)
Чтец 1: Путешествуя по славным страницам нашей истории, нельзя обойти эпоху Петра.
Чтец 2:
И здесь Россия блистала победами на поле брани. Славился русский солдат не только силой, но и смекалкою.
Инсценировка: участники - Пётр, Меньшиков, 2 солдата
Пётр: Здорово, молодцы
Солдаты: Здравия желаем, Государь!
П: Ну как, побьём Карла?
С1: Побьём, ежели не только силой а и умом их возьмём
П: Это как же?
С1: Я так думаю, государь. Прямиком на крепость наступать нельзя. Из пушек перебьют.
Надо с заходом, со спины их неприступную крепость воевать.
П: Как же ты, обхитришь шведа? Как зайдёшь к ним со спины? Ну-ка сказывай!
С1: Да я так думаю: надо рубить просеку, да волоком, в обход крепости лодки тащить.
П: Просекой, волоком! Да как ты их тащить то будешь? Вёдра тебе это что ли?
С: Да будь твоя воля, государь, мы их хоть голыми руками до Невы дотянем!
Меньшиков: Пётр Алексеевич, не гневайся! Бог милостив - русский мужик вынослив.
С: Да какое же дело без тяжёлого труда получается?
С1: Государь, дозволь притчу рассказать.
П: Притчу? Рассказывай.
С1: В давние времена жили в селе два мужика. Пахали мужики землю, рожь сеяли. Да только жили мужики по-разному. У одного к осени все закрома полны хлебом, а другой соберёт чуть более того, что посеял. Стало обидно второму мужику. В чём дело, какой такой секрет у товарища? Лежит мужик всю зиму на печи, думу свою думает. Наконец не вытерпел, пошёл к соседу “Почему это, - говорит, - у тебя такое везение?” - “А у меня на то секрет есть”. - “Какой секрет?” - “А вот, - отвечает сосед и показывает ладони. – Вот тут, - говорит, - мой секрет и есть”. Обрадовался мужик, смотрит на ладони, а там пусто.
“Да тут ничего нет!” - говорит он с обидой. “Как - нет? Есть, - отвечает сосед. – Смотри лучше”, - и показывает на мозоли. “Да какой же это секрет? - ещё больше обиделся мужик. - Мозоли и у меня есть!” - и смотрит на свои руки. Смотрит а никаких мозолей на них и нет. Пролежал всю зиму мужик на печи, вот сошли мозоли.
П: Э, да я смотрю ты не глуп!
С1: Так точно, государь.
П: От битья железо крепнет, человек мужает. Чай, не первый раз со шведами бьёмся.
Малому ли война научила?
М: Государь, прикажи рубить просеки. Тащить тяжёлые лодки - работа долгая, трудная.
П: Да какое же дело без тяжёлого труда получается? Побьём шведа, а, Данилыч? Час пробил. Пока Нарва у шведов - жить нам в страхе. Ступай, кличь офицеров на военный совет, снова быть битве.
М: Побьём, государь! Эй побьём.
П: То-то. Чай на печи не лежали!
Марш. Солдаты уходят.
(Читаем, учимся, играем. 2002 г. №3 с.4-5)
Чтец 1:
Не только солдатам, но и нашим сегодняшним участникам понадобится смекалка, чтобы угадать кто скрывается за “Тёмной лошадкой”.
3 конкурс “Темная лошадка”
(Ваша задача по признакам, которые сейчас прозвучат, определить исторического деятеля, о котором идет речь. Если вы ответите с первой подсказки - 10 баллов, со второй - 8 и.т.д., с третьей- 6 и т.д.)
1. Государственный и политический деятель России, родился в селе Бутка Талицского района, Свердловской области в 1931 году. С 1968 года на партийной работе.
2.18 - 21 августа 1991 года, во время августовского путча, выступает с заявлением, в котором называет действия ГКЧП незаконными.
3. 8 декабря 1991 года участвует в “Беловежской пуще” близ Минска в подписании договора о создании СНГ.
4. 21 сентября 93 года издает указ №1400 о поэтапной конституционной реформе в РФ.
5. Президент РФ с июля 1991 по декабрь 1999 года. (ответ: Б.Н.Ельцин)
4 конкурс
Темная лошадка задает вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл. Кому принадлежат эти высказывания?
1 команде:
а) Мыться, бриться, песни петь и веселиться! Пудра не порох, букли не пушка, коса не тесак, я не немец, а природный русак. (Суворов А.В.)
б) Россия — государство не торговое и не земледельческое, а военное, и призвание его быть грозою света. (Николай I).
2 команде:
а) Истощив все средства, который в моей власти, я отпущу себе бороду и лучше соглашусь питаться картофелем с последним из моих подданных, нежели подпишу позор моему отечеству. (Александр I).
б) Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крепостного состояния. Это несправедливо... Вы можете это сказать всем направо и налево. (Александр II). Инсценировка: Бал, гусары кружатся с дамами. Музыка резко обрывается, появляется генерал
Г: Вниманья всех прошу я, господа, на родину надвинулась беда!
Гроза военная покрыла наше небо: 13-го, в день, форсировали Неман нежданно бонапартовы войска!
Надеюсь, все из вас исполнят честно долг, всех офицеров я прошу вернуться в полк!
Поручик: Достойно встретим мы сей час суровый!
Г (хозяину): Прошу Вас бал теперь я прекратить. Прости мой друг.
X: Ах, ваша светлость, что Вы!
П: За родину готовы умереть! Счастливей под луною доли нет, чем смерть за родину! Не правда ли, корнет?
(Сцена из к/ф “Гусарская баллада”)
Гусары уходят. Дамы остаются. Одна из них на фоне музыки читает стихотворение Ю.Друниной:
Дитя 12-го года: в 16 лет - Бородино!
Хмель заграничного похода, освобождения вино!
“За храбрость” - золотая шпага, чин капитана, ордена.
Была дворянская отвага в нём с юностью обручена.
Прошёл с боями до Парижа ещё безусый ветеран.
Я победителем Вас вижу, мой капитан, мой капитан!
Чтец 2
А у нас конкурс капитанов.
5 конкурс: “ Конкурс капитанов”
2 чтец: Пусть говорят: “Творец истории - народ”, кто с этим поспорит.
И все же личностей великих должный вклад недооценивать не стоит. (Капитаны должны представить историческую личность, которую команда соперников должна узнать. Оценивается, как представлена историческая личность и угадана ли она (максимум 5 баллов). За разгадку — 2 балла).
Чтец 1:
ХХ век сурово хмурит брови.
Мы – дети века, стыд нам и позор:
Ведь никогда так много лжи и крови
Не проливалось в мире до сих пор!
ХХ век устало щурит веки,
Мы – дети века, честь нам и хвала:
Быть может, никогда, как в нашем веке,
Мир не боролся против лжи и зла!
(Р. Гамзатов)
Чтец 2:
Самым ярким примером этой борьбы является Великая Отечественная война 1941-1945 .
Инсценировка: Солдат и девушка. Солдат читает стихотворение К.Симонова
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда Других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло...
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: повезло!
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Звучит вальс “Тучи в голубом”. Солдат и девушка танцуют.
Чтец 1:А теперь нашим командам предстоит узнать выдающиеся личности и события 20 столетия.
6 конкурс
На обдумывание ответа даётся 30 секунд. Затем право ответа переходит к другой команде.
1. Этот человек известен как “сибирский пророк” и “святой старец”, имел неограниченное влияние на семью последних Романовых, за что и поплатился жизнью. Заговорщики угостили его отравленным пирожным и вином. Яд не подействовал, пришлось стрелять, затем его тело сбросили в реку под лёд и только тогда он умер (ответ: Григорий Распутин)
2. Он верил, что через некоторое время в России люди заживут счастливо, если все вместе будут трудиться на общее благо. Этого человека известный английский писатель Герберт Уэлс назвал “Кремлёвским мечтателем”. Сейчас о нём говорят разное. Одни обожествляют его, другие считают воплощением злых сил. (Ответ: Ульянов-Ленин).
3. Эта война пришла из Германии и продолжалась более 4 лет. В ней участвовало 38 государств, на её полях сражались более 70 миллионов человек, из них 10 миллионов погибли, а 20 миллионов получили ранения, (Ответ: I мировая)
4. Томас Фереби, американский лётчик, в газетном интервью сказал, что тогда он не знал, что взрыв приведёт к гибели 140 тысяч человек. Но он не жалеет о содеянном, так как, как и каждый человек, хотел чтобы война закончилась. О каких взрывах идёт речь? (Ответ: атомные бомбардировки Херосимы и Нагасаки)
5. Этот русский разведчик первым сообщил в Москву точную дату нападения Германии на нашу страну, выяснил, что Япония не собиралась начинать военные действия против СССР. Был арестован японской полицией и казнён. В 1964 году ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза (Рихард Зорге).
6. Его называли маршалом победы. Выдающийся русский полководец, герой Великой Отечественной войны, автор книги “Воспоминания и размышления”. В 1994 году в России в память о нём утверждён новый военный орден. (Г.К. Жуков)
7. Его личность также легендарна, как и маршала Жукова. Всю Великую Отечественную войну он оставался главнокомандующим “Русской освободительной армии”. И тем не менее его имя стало символом предательства. В 1946 году он приговорён к смертной казни. Но после войны эмиграция второй волны превознесла его до небес, как идейного борца со сталинским режимом, (генерал Власов).
8. Его сын Сергей признавал: “Никто об отце не горевал. Известие о его отставке встретили с облегчением, с надеждой на перемены. Сам он считал, что его заслуга перед историей в том, что его уже можно было стать простым голосованием. Последние годы этот первый секретарь КПСС провёл главным образом на даче под Москвой (Н.С. Хрущёв).
Каждый правильный ответ - 2 балла.
1 чтец: Завершился последний конкурс и мы предоставляем слово богине Клио и вместе с ней дадим клятву историков. Клио: Историю вечно любить клянемся - Клянемся
Клио: Все, что мы знаем о ней не забыть, клянемся - Клянемся
Клио: Своей эрудицией всюду блистать, клянемся - Клянемся
Клио: События прошлого нашего знать, клянемся - Клянемся
Клио: Все по истории книжки прочесть, клянемся - Клянемся
Клио: Знать столько событий, что просто не счесть, клянемся
- Клянемся
Подведение итогов.