Интеллектуальная игра для старшеклассников по истории "В глубь веков"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Участники игры: 2 команды по 6-8 человек, 2 ведущих (чтецы), богиня Клио, участники инсценировок (указаны ниже)

Ход мероприятия

(Звучит музыка и выходят 2 чтеца)

1чтец:

Скажите мне, найдется ли средь вас,
Тот человек, чтоб был к былому равнодушен.

2чтец: Кому б прославленных дедов наших дела не бередили трепетную душу

1чтец:

Кто б не хотел, хотя бы на денёк, перенестись в те сказочные дни
Когда наш предок - древний человек, зажег в пещерах первые огни.

2чтец:

Когда отважный рыцарь был готов забыть про жизнь ради прекрасной дамы.
Когда под мраком ночи во дворцах истории разыгрывались драмы.

1 чтец:

Когда построен первый был фрегат, когда Россия силу набирала,
Благодаря деяниям Петра в Европе славу громкую сыскала.

2 чтец:

Когда, страшась изгнанья, патриарх к кресту святому припадал в молитве.
Когда отважный русский наш солдат громил французов в Бородинской битве.

1чтец:

Как знать, возможно, даже среди вас сидят герои будущих творений.
Быть может, позже ваши имена останутся в истории нетленны.

2 чтец:

Ну а сегодня приглашаем мы к тем временам далеким прикоснуться.
И в глубь веков, преграды не страшась, всем вместе на часочек окунуться.

(Музыка выходит свита музы истории Клио, танец, танцующие останавливаются в поклоне)

1чтец:

Клио, истории муза, наскучив с богами сидеть на высоком Олимпе,
На землю решила сегодня спуститься

(Выходит богиня Клио)

2 чтец: И выбрать сильнейших из здесь находящихся премудрая Клио стремиться

Клио:

Теперь пришел черед начать сегодняшнее состязание.
Что ж, знатоки истории, вперед!
И пусть не подведут вас ваши знания!

(Звучит музыка, Клио спускается в зал и занимает место в жюри)

1 чтец: Ну а оценивать успехи наших сегодняшних команд будет совет самых мудрейших - уважаемый Ареопаг (представление жюри).

2 чтец:

Кто же они - герои нынешних сражений?

Мы начинаем конкурс наш с командных представлений.

1 конкурс: “Представление команд”

(команды в творческой форме представляют себя, обязательно название и девиз команды; максимальная оценка - 10 баллов)

1 чтец:

Оглянись на предков наших, на героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом, слава им борцам суровым!
Слава нашей стороне! Слава русской старине!

Монах: О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля русская, о правоверная вера христианская!

(Внеклассная работа по истории. Саратов ОАО “Издательство “Лицей” 2003 с.4)

2 чтец:

Эти строки летописца относятся к середине 13 века. Но украшена была Русь в те времена не только дарами природы, богата она верными сынами своими.

1 чтец:

Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками. Грозно звучали для хазар, половцев, печенегов имена киевских князей: Святослава, Игоря, Владимира.

2 чтец:

Шведам и ливонским рыцарям преградили путь войска князя Александра Невского, под ударами войска Дмитрия Донского дрогнули Мамаевы полчища.

(Танец-сражение: 3 воина в кольчугах и 3 крестоносца, русские воины побеждают)

Один из воинов-победителей: “Кто на русскую землю с мечом придёт, тот от меча и погибнет. На том стояла и будет стоять русская земля!”.

1 чтец:

Не напрасно древняя легенда устами одного из завоевателей предупреждает: “И детям и внукам наказываю - не ходите войной на великую Русь, она век стоит не шатается и века простоит не шелохнётся”.

2 чтец:

А теперь мы посмотрим, насколько хорошо события далёкого прошлого знают наши команды.

2 конкурс: “Разминка”

(Ваша задача, за 1 мин. ответить на как можно большее количество вопросов, если не знаете ответ достаточно сказать слово “дальше”, и прозвучит следующий вопрос. Каждый правильный ответ 1 балл.)

Вопросы 1 команде:

  1. Важный торговый путь, связывающий в древности Северную Русь с югом? (Путь из Варяг в Греки)
  2. Высшее сословие феодалов в русском государстве с 9 по 17 век? (Бояре)
  3. Причисление к лику святых? (Канонизация)
  4. Высший духовный сан в Русской православной церкви с конца 16 века? (Патриарх)
  5. Первый свод древнерусских законов? (Русская правда)
  6. Монголо-татарский сборщик дани? (Баскак)
  7. Автор “Повести временных лет”? (Нестор)
  8. Первая Христианка на Руси? (Княгиня Ольга)
  9. Автор “Поучения детям”? (Владимир Мономах)
  10. Имя Донского? (Дмитрий)
  11. Какую фамилию носил Петр I? (Романов)
  12. Царствующая дочь Петра I? (Елизавета)
  13. Светские вечера, введенные Петром I? (Ассамблеи)
  14. Инфантерия по-другому? (Пехота)
  15. Государственное учреждение, пришедшее на смену приказам? (Коллегии)
  16. Духовная коллегия? (Синод)
  17. Принудительные обязанности крепостных крестьян? (Повинности)
  18. Предводитель восстания 1773-1775 гг? (Е. Пугачев)
  19. Что Петр I называл “Парадизом” или “Раем”? (Санкт-Петербург)
  20. Деятель культуры, основатель Московского университета? (Ломоносов)
  21. В честь какого события построен храм Василия Блаженного в Москве? (Взятие Казани)
  22. Изображение из кусочков, цветного непрозрачного стекла? (Мозаика)

Вопросы 2 команде:

  1. Народное собрание в древней и средневековой Руси? (Вече)
  2. Вооруженные отряды при князе в Киевской Руси? (Дружина)
  3. Христианский обряд, совершаемый при вступлении в христианскую церковь? (Крещение)
  4. Дата Крещения Руси? (988)
  5. Объезд князем своих земель с целью сбора дани? (Полюдье)
  6. Пошлина, выплачиваемая крестьянином при уходе от своего феодала? (Пожилое)
  7. Основатель первой русской династии правителей? (Рюрик)
  8. Какой князь крестил Русь? (Владимир - Святой, Владимир - Красное солнышко)
  9. Кем приходилась Елена Глинская Ивану Грозному? (Матерью)
  10. Имя Невского? (Александр)
  11. Насильственное вмешательство одного государства во внутренние дела другого? (Интервенция)
  12. Христиане не принявшие реформы Никона? (Старообрядцы)
  13. Титул Петра I с 1721 года? (Император)
  14. Четырехугольное земляное укрепление? (Редут)
  15. Главная улица Санкт-Петербурга? (Невский Проспект)
  16. Что в начале 18 века называли “Шведским озером”? (Балтийское море)
  17. Предводитель восстания 1760 — 1771 года? (Степан Разин)
  18. Первая русская печатная газета? (Ведомости)
  19. Цель России в Северной войне? (Выход в Балтийское море)
  20. Кто руководил штурмом Измаила? (Суворов)
  21. О какой известной битве написано в произведении “Задонщина”? (О Куликовской битве)
  22. Роспись по сырой штукатурке водяными красками? (Фреска)

Чтец 1: Путешествуя по славным страницам нашей истории, нельзя обойти эпоху Петра.

Чтец 2:

И здесь Россия блистала победами на поле брани. Славился русский солдат не только силой, но и смекалкою.

Инсценировка: участники - Пётр, Меньшиков, 2 солдата

Пётр: Здорово, молодцы

Солдаты: Здравия желаем, Государь!

П: Ну как, побьём Карла?

С1: Побьём, ежели не только силой а и умом их возьмём

П: Это как же?

С1: Я так думаю, государь. Прямиком на крепость наступать нельзя. Из пушек перебьют.

Надо с заходом, со спины их неприступную крепость воевать.

П: Как же ты, обхитришь шведа? Как зайдёшь к ним со спины? Ну-ка сказывай!

С1: Да я так думаю: надо рубить просеку, да волоком, в обход крепости лодки тащить.

П: Просекой, волоком! Да как ты их тащить то будешь? Вёдра тебе это что ли?

С: Да будь твоя воля, государь, мы их хоть голыми руками до Невы дотянем!

Меньшиков: Пётр Алексеевич, не гневайся! Бог милостив - русский мужик вынослив.

С: Да какое же дело без тяжёлого труда получается?

С1: Государь, дозволь притчу рассказать.

П: Притчу? Рассказывай.

С1: В давние времена жили в селе два мужика. Пахали мужики землю, рожь сеяли. Да только жили мужики по-разному. У одного к осени все закрома полны хлебом, а другой соберёт чуть более того, что посеял. Стало обидно второму мужику. В чём дело, какой такой секрет у товарища? Лежит мужик всю зиму на печи, думу свою думает. Наконец не вытерпел, пошёл к соседу “Почему это, - говорит, - у тебя такое везение?” - “А у меня на то секрет есть”. - “Какой секрет?” - “А вот, - отвечает сосед и показывает ладони. – Вот тут, - говорит, - мой секрет и есть”. Обрадовался мужик, смотрит на ладони, а там пусто.

“Да тут ничего нет!” - говорит он с обидой. “Как - нет? Есть, - отвечает сосед. – Смотри лучше”, - и показывает на мозоли. “Да какой же это секрет? - ещё больше обиделся мужик. - Мозоли и у меня есть!” - и смотрит на свои руки. Смотрит а никаких мозолей на них и нет. Пролежал всю зиму мужик на печи, вот сошли мозоли.

П: Э, да я смотрю ты не глуп!

С1: Так точно, государь.

П: От битья железо крепнет, человек мужает. Чай, не первый раз со шведами бьёмся.

Малому ли война научила?

М: Государь, прикажи рубить просеки. Тащить тяжёлые лодки - работа долгая, трудная.

П: Да какое же дело без тяжёлого труда получается? Побьём шведа, а, Данилыч? Час пробил. Пока Нарва у шведов - жить нам в страхе. Ступай, кличь офицеров на военный совет, снова быть битве.

М: Побьём, государь! Эй побьём.

П: То-то. Чай на печи не лежали!

Марш. Солдаты уходят.

(Читаем, учимся, играем. 2002 г. №3 с.4-5)

Чтец 1:

Не только солдатам, но и нашим сегодняшним участникам понадобится смекалка, чтобы угадать кто скрывается за “Тёмной лошадкой”.

3 конкурс “Темная лошадка”

(Ваша задача по признакам, которые сейчас прозвучат, определить исторического деятеля, о котором идет речь. Если вы ответите с первой подсказки - 10 баллов, со второй - 8 и.т.д., с третьей- 6 и т.д.)

1. Государственный и политический деятель России, родился в селе Бутка Талицского района, Свердловской области в 1931 году. С 1968 года на партийной работе.

2.18 - 21 августа 1991 года, во время августовского путча, выступает с заявлением, в котором называет действия ГКЧП незаконными.

3. 8 декабря 1991 года участвует в “Беловежской пуще” близ Минска в подписании договора о создании СНГ.

4. 21 сентября 93 года издает указ №1400 о поэтапной конституционной реформе в РФ.

5. Президент РФ с июля 1991 по декабрь 1999 года. (ответ: Б.Н.Ельцин)

4 конкурс

Темная лошадка задает вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл. Кому принадлежат эти высказывания?

1 команде:

а) Мыться, бриться, песни петь и веселиться! Пудра не порох, букли не пушка, коса не тесак, я не немец, а природный русак. (Суворов А.В.)

б) Россия — государство не торговое и не земледельческое, а военное, и призвание его быть грозою света. (Николай I).

2 команде:

а) Истощив все средства, который в моей власти, я отпущу себе бороду и лучше соглашусь питаться картофелем с последним из моих подданных, нежели подпишу позор моему отечеству. (Александр I).

б) Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крепостного состояния. Это несправедливо... Вы можете это сказать всем направо и налево. (Александр II). Инсценировка: Бал, гусары кружатся с дамами. Музыка резко обрывается, появляется генерал

Г: Вниманья всех прошу я, господа, на родину надвинулась беда!

Гроза военная покрыла наше небо: 13-го, в день, форсировали Неман нежданно бонапартовы войска!

Надеюсь, все из вас исполнят честно долг, всех офицеров я прошу вернуться в полк!

Поручик: Достойно встретим мы сей час суровый!

Г (хозяину): Прошу Вас бал теперь я прекратить. Прости мой друг.

X: Ах, ваша светлость, что Вы!

П: За родину готовы умереть! Счастливей под луною доли нет, чем смерть за родину! Не правда ли, корнет?

(Сцена из к/ф “Гусарская баллада”)

Гусары уходят. Дамы остаются. Одна из них на фоне музыки читает стихотворение Ю.Друниной:

Дитя 12-го года: в 16 лет - Бородино!

Хмель заграничного похода, освобождения вино!
“За храбрость” - золотая шпага, чин капитана, ордена.
Была дворянская отвага в нём с юностью обручена.
Прошёл с боями до Парижа ещё безусый ветеран.
Я победителем Вас вижу, мой капитан, мой капитан!

Чтец 2

А у нас конкурс капитанов.

5 конкурс: “ Конкурс капитанов”

2 чтец: Пусть говорят: “Творец истории - народ”, кто с этим поспорит.

И все же личностей великих должный вклад недооценивать не стоит. (Капитаны должны представить историческую личность, которую команда соперников должна узнать. Оценивается, как представлена историческая личность и угадана ли она (максимум 5 баллов). За разгадку — 2 балла).

Чтец 1:

ХХ век сурово хмурит брови.
Мы – дети века, стыд нам и позор:
Ведь никогда так много лжи и крови
Не проливалось в мире до сих пор!
ХХ век устало щурит веки,
Мы – дети века, честь нам и хвала:
Быть может, никогда, как в нашем веке,
Мир не боролся против лжи и зла!
(Р. Гамзатов)

Чтец 2:

Самым ярким примером этой борьбы является Великая Отечественная война 1941-1945 .

Инсценировка: Солдат и девушка. Солдат читает стихотворение К.Симонова

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда Других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло...
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: повезло!
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.

Звучит вальс “Тучи в голубом”. Солдат и девушка танцуют.

Чтец 1:А теперь нашим командам предстоит узнать выдающиеся личности и события 20 столетия.

6 конкурс

На обдумывание ответа даётся 30 секунд. Затем право ответа переходит к другой команде.

1. Этот человек известен как “сибирский пророк” и “святой старец”, имел неограниченное влияние на семью последних Романовых, за что и поплатился жизнью. Заговорщики угостили его отравленным пирожным и вином. Яд не подействовал, пришлось стрелять, затем его тело сбросили в реку под лёд и только тогда он умер (ответ: Григорий Распутин)

2. Он верил, что через некоторое время в России люди заживут счастливо, если все вместе будут трудиться на общее благо. Этого человека известный английский писатель Герберт Уэлс назвал “Кремлёвским мечтателем”. Сейчас о нём говорят разное. Одни обожествляют его, другие считают воплощением злых сил. (Ответ: Ульянов-Ленин).

3. Эта война пришла из Германии и продолжалась более 4 лет. В ней участвовало 38 государств, на её полях сражались более 70 миллионов человек, из них 10 миллионов погибли, а 20 миллионов получили ранения, (Ответ: I мировая)

4. Томас Фереби, американский лётчик, в газетном интервью сказал, что тогда он не знал, что взрыв приведёт к гибели 140 тысяч человек. Но он не жалеет о содеянном, так как, как и каждый человек, хотел чтобы война закончилась. О каких взрывах идёт речь? (Ответ: атомные бомбардировки Херосимы и Нагасаки)

5. Этот русский разведчик первым сообщил в Москву точную дату нападения Германии на нашу страну, выяснил, что Япония не собиралась начинать военные действия против СССР. Был арестован японской полицией и казнён. В 1964 году ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза (Рихард Зорге).

6. Его называли маршалом победы. Выдающийся русский полководец, герой Великой Отечественной войны, автор книги “Воспоминания и размышления”. В 1994 году в России в память о нём утверждён новый военный орден. (Г.К. Жуков)

7. Его личность также легендарна, как и маршала Жукова. Всю Великую Отечественную войну он оставался главнокомандующим “Русской освободительной армии”. И тем не менее его имя стало символом предательства. В 1946 году он приговорён к смертной казни. Но после войны эмиграция второй волны превознесла его до небес, как идейного борца со сталинским режимом, (генерал Власов).

8. Его сын Сергей признавал: “Никто об отце не горевал. Известие о его отставке встретили с облегчением, с надеждой на перемены. Сам он считал, что его заслуга перед историей в том, что его уже можно было стать простым голосованием. Последние годы этот первый секретарь КПСС провёл главным образом на даче под Москвой (Н.С. Хрущёв).

Каждый правильный ответ - 2 балла.

1 чтец: Завершился последний конкурс и мы предоставляем слово богине Клио и вместе с ней дадим клятву историков. Клио: Историю вечно любить клянемся - Клянемся

Клио: Все, что мы знаем о ней не забыть, клянемся - Клянемся

Клио: Своей эрудицией всюду блистать, клянемся - Клянемся

Клио: События прошлого нашего знать, клянемся - Клянемся

Клио: Все по истории книжки прочесть, клянемся - Клянемся

Клио: Знать столько событий, что просто не счесть, клянемся

- Клянемся

Подведение итогов.