Цель: Продолжить формировать умение склонять имена существительные в единственном числе; совершенствовать умение выделять и формировать главную мысль в прочитанном тексте.
Оборудование: карточки со словами; запись на доске; памятки для каждого учащегося; изображения тучек; карточки для индивидуальной работы; образцы гранита, песка, глины; компьютер для работы учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Внимательно посмотрите на три облачка на доске.
- Какое вам нравится больше? Почему?
- Итак, вы выбрали веселое облачко. Это говорит о том, что на протяжении всего урока вы будете работать с хорошим настроением.
- А теперь улыбнемся друг другу, сядем поудобнее и настроим себя на плодотворную работу. (тренинг)
Глаза закрыты, дети повторяют за учителем:
Я на уроке.
У меня все хорошо.
Я, как разведчик, все замечу.
Внимание мое растет,
Я готов к уроку. (открывают глаза)
- Сегодня много работы, а времени мало. Наша задача - активно поработать и на отлично с хорошим настроением выполнить все задания.
- Приготовим свои пальчики. Разогреем. Пошли в гости к большому пальчику.
Массаж рук
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний
Безымянный и последний.
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Пальцев дружная семья
Друг без друга им нельзя.
(проговаривая, дети разминают каждый пальчик)
II. Минутка чистопосания.
1) На доске: Гр . н . т, п . с . к, гл . н . .
- Какие слова зашифрованы? (гранит, песок, глина)
- Какие гласные пропущены в первом слове?
(один ученик называет пропущенные в слове гласные, остальные сигналят светофорами, учитель открывает закрытые гласные)
- Когда будете писать слово гранит в сочетаниях ра и ни используйте верхнее соединение.
- В слове песок? (о, е)
При написании слова песок соединение пе - среднее, со - верхнее.
- В слове глина? (и, а – окончание)
В этом слове сочетания ли и на будете писать верхним соединени-
ем. Написание гласных букв в этих словах можно проверить? (нет)
- Эти слова словарные, написание которых нужно запомнить. Спишите эти слова в тетрадь, выделите орфограмму.
(один ученик выполняет работу у доски с комментированием)
- Согласны? (сигналят)
2) На доске слова:
ГРАНИТ ПЕСОК ГЛИНА
- Найдите “лишнее” слово. (гранит)
- Почему? (гранит - это твердая порода)
- Правильно. Об этом мы говорили на уроках природоведения.
- А что общего у этих слов?
(слова обозначают природные ископаемые)
гранит |
песок |
глина |
III. Словарная работа.
1) - Переходим к словарной работе.
- Запишите под диктовку предложение. (ученик - у закрытой доски).
Гранит, песок и глина – это полезные ископаемые.
- Открываем доску и проверяем, нет ли орфографических ошибок. (в записи нет запятой)
- Что сюда напрашивается? (знак препинания - запятая)
- А почему?
(Гранит, песок и глина - однородные члены предложения).
- Перед словом это всегда пишется тире. Запомните.
2) - Подберите к слову ГЛИНА однокоренные слова. (глиняный, глинистый, суглинок)
- Правильно. Эти слова на уроке природоведения уже звучали.
- Запишите эти слова в тетрадях через запятую, выделите корень.
- Какой корень в этих словах? (корень глин)
- Отгадайте загадку: Он очень прочен и упруг
Строителям – надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (гранит)
(показ образца)
- Кто прочитает текст про гранит, записанный на доске, выразительно?
- Какое имя существительное повторяется почти в каждом предложении (гранит).Гранит – прочная горная порода. Он состоит из кварца, слюды и полевого шпата. Цвет гранита зависит от цвета полевого шпата.
Гранит состоит из отдельных зерен. Зерна в граните плотно прилегают друг к другу. Гранитом украшают здания, набережные, метро.
- Выделите окончания в слове гранит на доске, а остальные с заглавной буквы, через запятую записывайте это имя существительное и выделяйте окончание.
- Что же происходит со словом гранит? (изменяется окончание)
- Для чего изменяется окончание? (для связи слов в предложении)
- А что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж имени существительного?
Вывод: Чтобы правильно определить падеж имени сущ – го, надо найти слово, от которого зависит это существительное, поставить вопрос и по вопросу определить падеж.
IV. Физпауза.
V. Тема урока.
- Сегодня мы продолжаем учиться изменять имена существительные по падежам, т е. склонять.
- Отгадайте еще одну загадку: Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже.
(песок)
(показ образца)
(два ученика у доски склоняют слова песок и глина)
- А вы, ребята, вспомните о том, что мы говорили на уроках природоведения о песке?
- Отгадайте еще одну загадку:
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу.
(глина)
(показ образца)
- Что вы знаете о глине ?
- А запомнили ли вы, какие из этих ископаемых имеются в нашей местности?
- Посмотрим, постарались ли ребята, которые работали у доски. Приготовьте светофоры.
(ученики по очереди склоняют слова песок и глина
по схеме падеж - вопрос - слово - окончание)
VI. Работа учащихся с компьютером.
- Ребята! Кто-то стучится. (открываю доску)
- Еще одна тучка. Она плачет. Что случилось?
- Какие-то белые листочки. Что это такое? Да это вопросы!
- Оказывается, тучка не может ответить на эти вопросы. Что нам нужно сделать, чтобы тучка заулыбалась? (помочь)
- Сейчас вы должны ответить на вопросы тучки, а компьютерная группа (три ученика) проверит ваши ответы по компьютеру и оценит их.
(дети выходят к монитору, на экране памятка №1)
- Первый вопрос, с которым тучка не справилась.
Как определить род имени существительного?
(чтобы определить род имени существительного нужно поставить слова – помощники)
- Какие вы знаете слова-помощники?
М. р.
(он, мой)Ж. р.
(она, моя)Ср. р.
(оно, мое)
- Компьютерная группа, так ли это? (ответ правильный)
- Какую оценку вы ставите? (показывают оценку)
- Определите род имен существительных в записанном нами предложении. (работает ученик у закрытий доски)
- Остальные самостоятельно.
(проверка – ученик у доски называет существительное и его род, а остальные сигналят).
- А какого рода существительное ископаемые?
(род определить нельзя, потому что это существительное стоит во множеств.числе)
- Вы помогли справиться тучке с первым вопросом. Молодцы.
- Переходим ко второму вопросу.
- К монитору выходит компьютерная группа (три человека)
(на экране монитора памятка №2)
Как определить склонение имени существительного?
(нужно определить род существительного в именительном падеже единственного числа, по роду и окончанию определить склонение)
- Обратимся к компьютерной группе. Что показал компьютер?
Оцените ответ. (сигналят)
- И, наконец, третий вопрос.
- Выбирается новая компьютерная группа. Это … (три человека)
(на экране памятка №3)
Как определить склонение имени существительного, если оно стоит не в именительном падеже, а в любом другом падеже?
(его нужно поставить в именительный падеж единственного числа)
- Что скажет компьютерная группа? (оценка)
- Молодцы! Спасибо. Посмотрите, тучка стала улыбаться.
- Знания, которые вы сейчас использовали при ответах на вопросы тучки, вам пригодятся при работе с учебником. А памятки, которые выдавал компьютер у вас на столе тоже есть. Откройте их.
VII Физпауза для глаз.
(обведем глазками тучку вправо, влево, закрыть глаза, открыть)
VIII. Работа с учебником.
- Открыли учебники с. 80, упр. 174.
Прочитайте текст. О чем говорится в тексте?
- Почему текст назван “Стекло”? (это главная мысль текста)
- Как же получают стекло? (читают предложения)
- В тетрадях пишем слово упражнение 174. Заголовок “Стекло”.
- Пишем три предложения.
(учащийся зачитывает эти три предложения вслух)
- Определите склонения имен существительных.
- Какой памяткой будете пользоваться? (памяткой №2)
- Проверим. (один ученик отвечает, остальные сигналят)
IX. Итог урока.
- Чему учились на уроке? (склонять имена существительные)
- О каких именах существительных мы сегодня говорили?
(гранит, песок, глина)
- Почему эти ископаемые называются полезными?
(они приносят пользу людям)
- Поэтому люди должны бережно их использовать.
(отметить активных учащихся, оценить ответы)
X. Домашнее задание.
- Письменно просклоняйте имена существительные уголь, руда.
XI. Работа учащихся с компьютером.
- Ребята, внимание! Компьютер просит вашей помощи!
- Он не смог справиться с заданием и теперь может сломаться. Он просит нас помочь ему. Поможем?
- Посмотрите, на экране компьютера карточка с именами существительными. А падежи определены неверно. Исправим ошибки компьютера?
- У вас такие же карточки. Определите падежи имен существительных и запишите в скобках.
(три слабых ученика склоняют на отдельных карточках, им ставится отдельная оценка)
- Проверяем. (читают цепочкой по строчке, учитель сигналит)
- Молодцы! Теперь компьютер не поломается и мы будем продолжать работу с его помощью и на следующих уроках.