Цель работы: Повышение интереса к предмету – математика.
В настоящее время проходит реформа школьного образования. Курс математики претерпевает значительные изменения, как в содержании, так и средствах обучения.
Проблема целенаправленного математического развития школьников оказалась в числе важных проблем преподавания математики. Ставится задача: сформировать личность, готовую к творческой деятельности.
В традиционной системе обучения не приходится говорить о развитии учащегося, так как ученик получает готовую информацию, воспринимает, понимает, запоминает ее, затем воспроизводит, то есть наблюдается репродуктивная деятельность. Такое обучение не оказывает существенного влияния на психологическое развитие и на развитие его специальных способностей. Новизна в методах обучения математики проявляется, прежде всего в том, что основной аспект ставится не на запоминание и воспроизведение школьниками учебной информации а на глубокое понимание, сознательное и активное усвоение и на формирование у школьников умения самостоятельно и творчески применять эту информацию в рамках и за рамками школьной программы.
Эту мысль имел в виду известный специалист по кибернетике А.А. Фельдбаум, говоря, что “накопление знаний играет в процессе обучения немалую, но отнюдь не решающую роль. Человек может забыть многие конкретные факты, на базе которых совершенствовались его качества, но если они достигли высокого уровня, то человек справится со сложнейшими задачами, а это и означает, что он достиг высокого уровня культуры, мышления.
Что заставило меня обратиться к поисково-исследовательской деятельности?
Если проанализировать работу детей на уроке, то выявляется следующая тенденция: ученики не задают вопрос “почему?” - Учитель, объясняя материал, уже сам дает готовый ответ на поставленный вопрос или решение задачи (алгоритм). – Потребность мыслительной деятельности у учащихся сведена до минимума.
Эврика! – Надо искусственно создать ситуацию и вовлекать ученика в процесс поиска открытий новых знаний.
Существуют разные способы мотивации процесса обучения. Одним из способов и является поисково-исследовательская деятельность. Например, на уроках ведется исследовательская деятельность - при выведении формул длины окружности и площади круга.- При введении числа П. – Для запоминания значений синуса, косинуса 0, 30,45, 90 градусов исследуем свою руку. (Презентация)
Для примера поисково-исследовательской деятельности во внеклассных занятиях приведу темы спецкурса “ Наглядная геометрия”. Большой интерес у учащихся вызывает “геометрия танграма”. Это старинная игра использовалась не для развлечения, а для обучения геометрии по составлению геометрических фигур и по определению их вида.
Во-первых, из семи частей танграма вначале ребята придумывают, составляют свои картинки, называют их. (Презентация)
Во-вторых, задача усложняется тем, что из четырех частей танграма необходимо сложить конкретные геометрические фигуры: параллелограмм, трапецию, квадрат, прямоугольник с квадратным отверстием внутри. (Презентация)
Завершив работу по разрезанию и составлению фигур, переходим к более сложным задачам - перекраиванию фигур: из квадрата в прямоугольник, прямоугольник в параллелограмм. (Для этого необходимы предыдущие навыки). (Презентация)
Для знакомства с осью симметрии используем кляксу и сгиб листа. Исследуем при этом построение симметричных фигур и обговариваем свойства. (Презентация)
Занятие, посвященное топологии, начинаю с рассмотрения листа Мебиуса. Рассказав о его создателе,- немецком математике, провожу практическую работу с элементами исследования. Учащимся задаются вопросы по этой геометрической поверхности, которая обладает удивительным свойством, детьми выдвигается гипотеза и ставится эксперимент. По окончании работы делаются выводы. (Презентация)
Таким образом, при выполнении любой поисково-исследовательской деятельности учащиеся не замечают, что они учатся чему-то новому, познают, запоминают, учатся ориентироваться в нестандартных ситуациях, тем самым развивают свои интеллектуальные и творческие способности.