Применение формул сокращенного умножения

Разделы: Математика


Цели:

  • (Учебная) Формирование навыков по применению формул сокращённого умножения квадрата суммы и разности двух выражений, умножения разности двух выражений на их сумму; повышение уровня мотивации учащихся.
  • (Учебно-коммуникативная) формирование и развитие учебно-коммуникативной культуры уч-ся;
  • (Формирование и развитие рефлексивной культуры уч-ся) развитие рефлексивной культуры уч-ся;
  • (Учебно-интеллектуальная) развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Задачи:

  • уметь прочитать формулу;
  • уметь “сворачивать” и “ разворачивать” формулу;
  • уметь выделить и увидеть формулу;
  • уметь применить формулу для решения практических задач;
  • уметь вести дискуссию, диалог; выслушивать и объективно оценивать другого; вырабатывать общее решение;
  • обучение самоконтролю и самокоррекции;
  • продолжить развитие коммуникативных навыков у отдельных учащихся.

Ход урока

Начало урока. Ребята, скажите, чем мы занимались на последних уроках?

Записать на доске тему урока и цель урока.

1 этап. Актуализация знаний учащихся.

Задание №1. Проектор. Установите соответствие между формулой и ее названием. Отметьте на плёнке проектора рядом с выражением соответствующую букву.

3a2+ (2b)2 a) квадрат суммы двух выражений
(5a-6b)2 б) разность квадратов двух выражений
(6c)2-(4b)2 в) квадрат разности двух выражений
(x+6y2)2 г) сумма квадратов двух выражений

Задание №2. Проектор. Прочитать (проговорить) выражения:

(a+ b)?=a?+2ab+b? (a-b)?=a?-2ab+b? (a-b)(a+ b)=a?-b?
     
a?-2ab+b?=(a-b)? a?+2ab+b?=(a+ b)? a?-b?=(a-b)(a+ b)

2 этап. (Дифференцированное задание, контроль и коррекция знаний по данной теме).

Задание: продолжить (записать тождество)

Карточки (задания 3 уровней), max-3, max-4, max-5

1 уровень 2 уровень 3 уровень
(a-5)2 (x2-5)2 (* +2b)2=a2+ 4ab+4b2
(x+7)(x-7) (5y2+6x2)2 16x2+24xy+*
(4x-5y)2 (x5-y)(x5+y) * +56a+49
x2-4xy+4 (3y-8a2)2 (2a+*)(2a-*) = 4a2-b2
(3-y)2 (4a2-6b2)2 (*-b2)(b2+ *) = 25a4-b6

Самопроверка на проекторе, поставить “+” рядом с верно выполненным заданием. Командирам проставить кол-во “+” в зачётку.

Зачётная карточка

Фамилия, имя 1 уровень 2 уровень 3 уровень
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        
6.        
7.        

Учитель: Ответьте на вопросы:

- Кто испытал трудности? Какие?

- Что нужно сделать для того, чтобы вы успешно преодолели эти трудности?

(обратить внимание уч-ся на цель урока)

Здоровьесберегающие технологии: (в течение 30 секунд учащиеся “пробегают глазами” по символу)

 3 Этап (основной). Повышение уровня мотивации учебной деятельности учащихся.

Ребята! А зачем же мы изучаем формулы сокращённого умножения?

Ответ на этот вопрос мы получим в конце урока.

Уч-ся получают карточки с заданиями-тестами.

Класс разбит на группы по 6 чел. Командир выполняет задание сразу на плёнке (используем 4 плёнки и 4 разноцветных фломастера)

Ключ-ответ к тесту.

1 задание 2 задание 3 задание 4 задание
Ответ в Ответ в Ответ б Ответ а
Ответ а Ответ в Ответ а Ответ а
Ответ б Ответ в Ответ б Ответ б

Задание для учащихся: решите карточку-тест, посоветуйтесь и ответьте на вопрос:

“Зачем вам потребовалась та или иная формула сокращённого умножения?”

Проверяем на проекторе (баллы ставим в зачётку).

Учитель: А теперь предоставим слово командирам групп. Покажите своё решение и расскажите, к какому же выводу пришли группы?

После проверки задания по проектору, командиры, обговорив задание с группой, вместе с плёнкой идут к доске отвечать и дают заключение, к какому пришла группа: зачем для выполнения задания им потребовались формулы сокращённого умножения.

Дети ничего не пишут, слушают. После выступления последнего учитель ещё раз, по заготовленным заранее на откидной доске заданиям (тем же, что и у командира) объясняет решения. Затем уч-ся записывают всё в тетрадь.

Рефлексия

Учитель:

- Кому было трудно? Почему?

- Что нужно сделать на следующем уроке, чтобы у вас не было пробелов в знаниях и?

- Кто считает, что мы справились с поставленной целью?

- Поставьте себе в зачётку оценку за урок. (Зачётки сдать учителю.)

Командиры! Вы считаете, правильно ли оценили свой труд, свои усилия ваши подчинённые?

Таблица-тест (работа в группах)

Решите уравнения Вычислите Упростите выражение и найдите его значение Является ли данное выражение тождеством?
x2-49 = 0

а) 7

б)-7

в) -7; 7

69·71

а) 4899

б) 4799

в) 3899

(x-10)2-x(x+8),

если x=-3

а) -184

б) 184

в)16

(2a-b)(2a+b)+(b-c)(b+c)+

+(c-2a)(c+2a)=0

а) да б) нет

64 - x2 = 0

а) 8;-8

б) 8

в) - 8

982+2·98·2+22

а)100

б)1000

в) 10 000

(2x+9)2+x(4x-1),

если x=2

а)183

б) -183

в)187

Разложите на множители:

9x2+30x+25

а) ( 3x +5)2

б) (3x-5)(3x+5)

в) 9x2+55x

(4x-1)2-2x(8x- 2)=0

а) – 0,25

б) 0,25

в) 0,25; -0,25

1252-2·125·5+ 52

а)140

б)1040

в) 1 400

(2x-3)(2x+3)+5x2

-10, если x=2

а) -17

б) 17

в)55

64p2-81q2

а) (8p-9q)2

б)(8p-9q)(8p+9q)

в)(64p-81q)(64p+81q)

 4. Домашнее задание:

  • 1 уровень № 1010, 943 (в, г), 945.
  • 2 уровень № 952, 971.
  • 3 уровень карточка.

Домашнее задание (уровень- 3).

1. Представьте выражение в виде произведения.

(6n+7)2 - (3n+2)2;

Из данных утверждений выберите верное:

А. Значение данного выражения делится на 9 при любом целом n.

Б. Значение данного выражения не делится на 9 ни при каком целом n.

В. Значение данного выражения делится на 9 только при некоторых целых n.

2. Выпишите пропущенные одночлены так, чтобы полученное равенство было тождеством.

А. (12 - ---------)(12+ --------)=144-9a2;

Б. (-------- + 11x4)(11x4- -------)=121x8-25y6

В. ------ - 36y4 = (7x2 - ------)(7x2 + ------).

3. Представьте в виде произведения выражения:

А. 16a2-9x2 - 8ab+b2;

Б. 25y2- 25a2+36x2 - 60xy;

4. Докажите, что (2+1)(22+1)(24 + 1)(28 + 1)(216 + 1) – 232 = -1;

5. Докажите, что если к произведению четырёх последовательных чисел прибавить 1 , то получится число, которое является квадратом натурального числа.