Урок русского языка в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


3-й класс (1-4) работа по учебнику А. В. Поляковой, Русский язык. 3-й класс (1-4). М.,2004, стр. 33-35.

Цель урока: познакомить с предлогами и окончаниями, которые употребляются в дательном и предложном падежах имен существительных первого склонения.

Оборудование: карта полушарий, энциклопедии, жетоны в виде капелек, шаблоны таблиц, карточки для индивидуальной работы, в классе парты стоят группами.

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин)

У: Сегодня наше путешествие продолжается.

Угадайте загадку: Часть света одна, а материка два?

Д: Америка, материки: Северная и Южная Америка.

У: Молодцы! Сегодня мы будем путешествовать по Северной Америке. (Название записывается на доске).

II. Минутка чистописания (3 мин)

У: Давайте сделаем небольшую разминку. Угадайте букву, она живет в первом слове между 2-х гласных.

Д: Буква В.

У: Дайте характеристику этому звуку.

Д: Буква В обозначает [в], он согласный, звонкий, парный может быть твердым или мягким.

У: Будем писать строчную букву В с элементами скорописи. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д. до больших пальцев под счёт: один, два, три, четыре, пять. Затем хлопают в ладоши и говорят:

- Вышли пальцы погулять.

Заканчивается подготовка поочередным массажем пальцев от основания к ногтю по внешней стороне:

Правого большого пальца:
- Этот пальчик самый сильный;
Левого большого пальца:
- Самый толстый и большой;
Правого указательного пальца:
- Этот пальчик для того…;
Левого указательного пальца:
- Чтоб показывать его;
Правого среднего пальца:
- Этот пальчик самый длинный;
Левого среднего пальца:
- И стоит он в середине;
Правого безымянного пальца:
- Этот пальчик безымянный;
Левого безымянного пальца:
- Он избалованный самый;
Правого мизинца:
- А мизинчик хоть и мал;
Левого мизинца:
- Очень ловок и удал.

У: Встряхнём пальчики и вспомним правила письма.

У: Дети прописывают одну строку строчной буквы В с элементами скорописи.

У: Наша буква путешественница поможет собрать в Северной Америке слова с буквой В.

Игра: Волшебная палочка.

“Волшебна палочка” (ручка, карандаш, линейка и т. д) передаётся в классе в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому - заранее заданному заказу – правилу. Например: передающий называет любое число, а принимающий число на 2 (3,4) единицы больше (меньше); или передающий называет существительное, принимающий – прилагательное (глагол) к нему; можно попросит передающего назвать сказку, а принимающего - персонаж этой сказки. Если получающий не ответил, палочка возвращается в исходное положение и повторно “идет” к тому же собеседнику или меняет “адрес”.

При помощи “волшебной палочки” учащиеся по очереди называют слова и записывают их в тетрадь. В помощь детям раздаются различные энциклопедии по данной теме.

Д: Вода, Вашингтон, Виннипег, ковбой, Ванкувер, велосипед, животноводство, высокогорье и т. д.

У: Какие правила, мы можем вспомнить по записанным словам?

Д: Заглавная буква в именах собственных, безударная гласная, проверяемая и непроверяемая ударением, сложное слово, разделительный Ь.

У: Одним из слов было слово – вода. А, что вы знаете о воде?

Д: Вода - может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. Без воды человек может прожить только 3 дня. В Северной Америке много озер и рек, есть большие водопады….

У: Вы все знаете, что реки остаются полноводными благодаря путешествию капелек.

III. Работа над темой (5 мин)

1) У: Сейчас капельки будут путешествовать в ваших тетрадях. Просклоняйте слова: вода, река.

(Два ученика работают у доски. )

Д:

  • И. п. что? вода, река;
  • Р. п. чего? воды, реки;
  • Д. п. чему? воде, реке;
  • В. п. что? воду, реку;
  • Т. п. чем? водой, рекой;
  • П. п. о чем? о воде, о реке.

У: Проверка индивидуальной работы:(ученикам раздаются жетоны капелек)

ученики по сигналу, под музыку моря, передвигаются по классу и у друг друга проверяют работы, за правильную работу ученики дарят друг другу капельки.

2) Что интересного увидели?

Д: В словах 1-го склонения одинаковые окончания в дательном и предложном падеже.

У: Дательный и предложный падежи мы приглашаем в наше путешествие. Сегодня мы понаблюдаем за особенностями этих падежей. Что у них общего? Чем они отличаются?

Д: Общее – окончание Е, отличаются падежи вопросами.

3)У: Конкурс на самую причудливую таблицу.

Групповая работа (11 мин)

Учащимся раздаются шаблоны таблиц:

Падеж Вопросы Окончания Предлоги
       
       

Украсить таблицу: нарисовать возле таблицы фрагменты того места, что бы можно было понять, где находится группа. Это задание проводится для того, что бы мотивировать детей на запоминание нужной информации. Таблицу заполняет каждый ученик, тема оформления распространяется на группу. (Дети сидят группами, задание оглашается учителем тайно для каждой группы. )

  • 1 группа: ваша таблица в озере;
  • 2 группа: ваша таблица на льдине;
  • 3 группа: ваша таблица в лесу;
  • 4 группа: ваша таблица на мамонтовом дереве;
  • 5 группа: ваша таблица на небоскребе;
  • 6 группа: ваша таблица на скалистых горах.

Сейчас, используя несколько подсказок, вы заполните таблицу. Нужно вписать падеж, вопросы, окончания, предлоги.

Подсказка 1:

Выполните упражнение 330. Это упражнение поможет ответить вам на вопрос:

Какие окончания у существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах? Задание выполняется в парах. Окончания заносятся в таблицу.

Упражнение 330.

1. Спишите. Поставьте вопросы к существительным 1-го склонения и определите их падежи.

1. Мы бежим к реке. 2. Около реки много колокольчиков. 3. По реке плыли яхты. 4. В реке отражается радуга.

2. Выделите окончания существительных 1-го склонения. В каких падежах окончания одинаковые?

Разминка для глаз

У: Встаньте, те, кто меня слышит. Поднимите правую руку вверх, пожмите правой рукой, руку соседа справа, улыбнитесь друг другу. Одному из учеников предлагается сделать разминку для глаз по карте.

Д: Найдите на карте четыре угла, глазками проводим диагонали по карте. Нашли западное полушарие - глазами водим по часовой стрелки 8 раз, нашли восточное полушарие – водим глазами против часовой стрелки 8 раз.

У: Молодцы! Давайте подведем итог о проделанной работе.

Учащиеся делают вывод, называя вопросы данных падежей и окончания.

У: Скажите, можете ли вы заполнить последнюю колонку – предлоги?

Д: Нет.

У: Тогда воспользуемся следующей подсказкой.

Подсказка 2:

Игра “Слышу – пишу”.

Я читаю словосочетания, вы записываете предлоги в таблицу, если они употребляются с дательным и предложным падежом. Все существительные “находятся на материке”.

Подошел к горе, сад при школе, потоптался по земле, написал на коре, живет в Америке, думал о скважине.

У: Поменяйтесь таблицами по часовой стрелке. Проверти, правильно ли вписаны предлоги. Воспользуйтесь правилом на с. 34.

Правило:

С дательным падежом употребляются предлоги к, по (подошел к сестре, постучал по стене).

С предложным падежом употребляются предлоги о (об), при, в, на (говорил о сестре, живет в Москве, написал на доске, сад при школе).

После работы таблица выглядит таким образом:

Падеж Вопросы Окончания Предлоги
Дательный кому? чему? - е к, по
Предложный о ком? о чем? - е о (об), при, в, на

У: Выберите от группы самую причудливую таблицу, таблицы – победительница вывешивается на доску. Можно на доску прикрепить иллюстрации тех мест, где путешествовали группы.

IV. Физкультминутка (2 мин)

“Заколдую”- В классе найти существительные 1-го склонения и дотронуться до предмета.

V. Закрепление изученного (10 мин)

У: Посмотрим, чему вы научились на уроке. А поможет нам в этом житель Северной Америки. Угадайте, кто это? Он полосат, пушист, похож на медвежонка, любит полоскать лапки в воде.

Д: Это енот.

Заслушивается мини- сообщение о еноте: (ученик рассказывает заранее подготовленное сообщение)

Енот-полоскун распространен на большей части Северной Америки. Живут еноты обычно возле воды и хорошо плавают. Там же, возле воды, они в основном кормятся, добывая лягушек, пресмыкающихся, мелких грызунов, насекомых, а если удастся, то и рыбу. Внешне енот похож на маленького неуклюжего медвежонка с длинным пушистым хвостом. Со своими соседями звери уживаются спокойно.

Упражнение 333.

1. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Сидит маленький енот в клетке. Черный, пушистый, блестящий. На морде две полосы светлые красуются, две полосы черные. Сидит и лапками что-нибудь перебирает. Дадут ему мелкой рыбешки, енот ее вымоет и чешую лапками обдерет.

Чтобы не скучал енот в клетке, придумали для него игру: посудину маленькую с водой поставили и тряпочку дали. Сидит енот целый день и в воде тряпочку стирает. Мнет ее лапками, полощет. Выполощет и на решетку повесит. Высохнет тряпочка, он ее опять в воде трет. Выглядит он всегда оживленным и деловитым, точно мохнатая прачка игрушечное белье стирает.

(По А. Газухиной)

2. Выпишите словосочетания с существительными 1-го склонения в родительном и предложном падежах. Выделите окончания существительных.

3. Найдите образное сравнение.

Двое учащихся выполняют работу у доски. Выборочно оцениваются работы остальных учеников.

VI. Самостоятельная работа (5 мин)

Для самостоятельной работы детям раздаются карточки:

Вариант №1

Поставь окончания на свои места:

об акул.

к лодк.

в льдин.

по крыш.

в вод.

И

Ы

Е

 

О

Вариант №2

Поставь окончания на свои места:

к непогод.

по ягодк.

в клетк.

на тряпочк.

к гор.

И

Ы

Е

 

О

VII. Домашнее задание (1 мин)

Напишите 10 словосочетаний из Северной Америки с существительными 1-го склонения в дательном и предложном падежах. Выделите окончания существительных.

VIII. Итог урока (2 мин)

Наше путешествие подошло к концу.

Что нового вы узнали?

Какой тайной хотелось бы поделиться с другом?

Назовите предлоги и окончания в дательном и предложном падежах имен существительных первого склонения.