Вид урока: “Деловая игра”.
Цели урока:
- Закрепить умения детей решать задачи на движение; выполнять действия с именованными величинами.
- Развитие логического мышления математики
- Расширить математический кругозор.
Этапы личностно-ориентированного урока:
- Организационный. (Наглядность).
- Ассоциативный (Актуализация опорных знаний на устном счёте - использование различных сенсорных каналов).
- Сопоставительный. (Постановка учебной задачи).
- Деятельностный. (Процесс закрепления и проработки - выбор использования задания, с которым ребёнку работать легче и успешнее).
- Аналитический. (Подведение итогов).
- Домашнее задание. (По выбору).
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня у нас необычный урок. Если вы посмотрите на наш план, то увидите, что он отличается от предыдущих уроков. Так ли это?
II. Постановка учебной задачи.
Мне кажется, что вы любите путешествовать. Сейчас, занимаясь проектной деятельностью, вы строите корабли, на которых совершите своё плавание. И прежде, чем вы построите их, мне бы хотелось узнать, хорошо ли вы изучили кораблестроение. Я предлагаю вам сегодня построить необыкновенный корабль для нашего путешествия.
Работают 4 группы.
Ш. Актуализация опорных знаний на устном счёте.
1. Построение “корпуса корабля”.
Игра “ЛОТО”.
Выполняя упражнения, ученики закрывают маленькими квадратиками на карточках те числа, которые совпадают с ответами решённых примеров. При верных вычислениях после выполнения всех упражнений из 15 чисел на карточке будет закрыто 12, по 4 в каждой строке. Учитель, просматривает и сразу указывает ошибки.
При выполнении задания, команда получает часть корпуса корабля.
1 команда. 2 команда.
4 | 15 | 63 | 22 | 48 | 63 | 44 | 5 | 48 | 22 | |
18 | 3 | 9 | 6 | 13 | 3 | 18 | 21 | 15 | 8 | |
5 | 21 | 30 | 7 | 8 | 30 | 6 | 9 | 7 | 13 | |
3 команда. | 4 команда. | |||||||||
15 | 48 | 4 | 5 | 63 | 48 | 63 | 6 | 4 | 15 | |
6 | 3 | 22 | 18 | 9 | 9 | 3 | 21 | 13 | 30 | |
7 | 21 | 13 | 8 | 30 | 22 | 18 | 8 | 3 | 5 |
1. Разделите 65 на 13.
2. Сумма 17 и 5.
3. Разность 57 и 50
4. Частное 1500 и 50.
5. Произведение 7 и 9.
6. Во сколько раз 54 больше 3?
7. Таня пробежала 60 м за 10 с. С какой средней скоростью она бежала?
8. Во сколько раз 12 меньше 36?
9. Произведение 15 и 1.
10. Удвоенное произведение 3 и 8.
Поезд, двигаясь с одинаковой скоростью, прошёл 1 км за 1 мин. За сколько времени он пройдёт 13 км?
Муха летела 7 секунд со скоростью 3 м/сек. Сколько м пролетела муха?
- Молодцы, вы справились все с заданием и построили корпус корабля
2. С6орка мачты.
В конвертах - задачи с вопросами в косвенной форме и варианты краткой записи задач, только одна краткая запись верна (соответствует задаче). Её нужно найти. (Получили 4 детали мачты корабля. )
1 конверт.
Задача: Первый отряд прошёл 7 км, что на 1 км больше, чем прошёл второй отряд. Сколько километров прошёл второй отряд?
А)
I от. - 7 км, что на 1 км >
II от. - ? <
Б)
I от. - 7 км, "* |
II. от. -? На 1 км > I
2 конверт.
Задача: Речной пароход расстояние между двумя пристанями прошёл за 64 часа, что на 18 часов быстрее, чем занял обратный путь. Сколько часов пароход плыл обратно?
А)
Т-64 ч.
Об. - ? На 18 ч. <
Б)
Т - 64 ч., что на 18 ч. <
Об. - ? <
3 конверт.
Задача: Скорость велосипедиста 15 км/ч, что в 3 раза меньше скорости мотоциклиста. С какой скоростью ехал мотоциклист?
А)
В- 15 км/ч, что в 3 раза <
М-?
Б)
В-15 км/ч <
Л - ? в 3 раза <
4 конверт.
Задача. Высота большого паруса 1 Ом, что в 2 раза больше, чем длина малого паруса Чему равна длина малого паруса?
А)
Б. п. . -10 м <
М. п. . - ? в 2 раза >
Б)
Б. п. . -10 м, что в 2 раза >
II от. - ?
- Молодцы, вы показали хорошие знания и потому сумели собрать мачту своего корабля.
3. Сборка парусов.
А) Большой парус
Прочитай (4 конверта с одинаковыми заданиями) задание на компьютере.
- Найди подходящие друг к другу условия и вопросы. Запиши парами условия и вопросы, которые образуют задачи.
- Реши одну из получившихся задач.
- На сколько больше км путешественник проехал на машине, чем прошёл пешком?
- Найди путь, который путешественник проехал на лошадях.
- Длина прямоугольника 9 см, а ширина составляет 2/3 его длины.
- На сколько меньше км путешественник проехал на лошадях, чем на машине?
- Найди периметр прямоугольника.
- На сколько длина прямоугольника больше его ширины?
- Путешественник проехал на машине 264 км, прошёл пешком в 2 раза меньше, чем проехал на машине, а на лошадях проехал на 59 км больше, чем прошёл пешком.
- Чему равна длина прямоугольника?
- Какой путь проделал путешественник?
- Найди площадь прямоугольника.
- Найди путь, который путешественник проехал на лошадях
- Найди ширину прямоугольника.
IV. Физминутка.
Б) Маленький парус.
Вычислите:
1 конверт
85 дм 9 см - 47 дм 4 см
а) 495 см
б) 38 дм 5 см
2 конверт
54 см 3 мм - 28 см 9 мм
а) 2594 мм
б) 254 мм
3 конверт
17 м 42 см + 9 м 96 см
а) 2758 см
б) 27 м 38 см
4 конверт
64 см 2 мм - 53 см 6 мм
а) 106 мм
б) 1096 мм
4. Ориентир по карте.
Задача – шутка. Находчивый солдат.
Шёл солдат по дороге. Навстречу ему – ведьма. Ишь, сабля-то у тебя, славная какая и ранец-то какой большой! А деньги у тебя есть? – Нет.
- Хочешь, расскажу, где взять?
- Иди прямо на север по этой дороге. Дойди до башни и сверни налево, пройди столько же через дремучий лес. Затем сверни на юг и по топкому болоту пройди путь в два раза короче того, что был пройден, считая от места, где мы стоим. Выйдешь на тропинку – она проходит под прямым углом к пути по болоту. Иди дальше по тропинке налево, на этот раз твой путь будет в 3 раза меньше, чем прошёл. В конце пути – клад.
Стоит ли идти солдату по этому маршруту? Что ответил солдат?
5. Молодцы. Вы показали хорошую готовность к большому плаванию. А теперь, давайте дадим нашему кораблю название. Именно на этом корабле мы завтра отправимся в страну “Геометрия”. А название кораблю даст та команда, которая первая ответит на следующий вопрос.
6. Задание на компьютере.
Уравнение - это | ВЫБОР |
1. Задача, в которой неизвестное становится известным, а известное -неизвестным. | |
2. Равенство, в котором одно из данных неизвестно и обозначено знаком или буквой. | |
З. Правильно выполненное математическое действие. | |
4. Равенство, в котором требуется найти значение одного неизвестного данного, обозначенного знаком или буквой. |
V. Итог урока. (Аналитический).
- Что закрепляли на уроке?
- Что вам понравилось?
- Какие задания у вас вызвали затруднения?
- Пригодятся в жизни вам эти знания?
- Какая группа была более активной?
Домашнее задание (по выбору).
1. Придумать составную задачу на движение и решить её.
2. Составить 3 примера на деление многозначных чисел на однозначное число и сделать проверку.