Мотивационный компонент урока в первом классе

Разделы: Начальная школа


Одна из проблем учебной деятельности – повышение мотивации учения у детей. Это требует от учителя большой подготовительной работы к уроку и напряженного труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ребенка. Ведь заботясь о мотивации обучения, нужно ориентироваться не только на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям, но и на то, как сделать это с наибольшей пользой для развития как сильных, так и слабых ребят, как сохранить их эмоциональное благополучие, веры в свои силы, дать толчок к саморазвитию.

Одним из путей успешного решения этой проблемы является сочетание стимулирующей доброжелательной атмосферы общения на уроке с широким применением методов и приемов, прямо работающих на мотивационный компонент урока. Такое сочетание предполагает взаимодействие следующий условий:

  • гуманное отношение к детям;
  • удовлетворение их потребностей в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками в процессе учебной работы на уроке;
  • обогащение мышления эмоциями, чувствами;
  • стимулирование любознательности, познавательных интересов и потребностей;
  • формирование правильной оценки своих возможностей, пробуждение и закрепление стремления к самосовершенствованию;
  • воспитание ответственного отношения к учебному труду.

В первом классе определяющим условием, конечно же, является взаимоотношение ребенка и учителя. Учитель создает условия, чтобы ученик не просто готовился к взрослой жизни, но уже с первого класса переживал все радости и трудности своего возраста, мог вовремя и многократно проявить себя в разных видах деятельности: учебной, игровой, трудовой. Только личный опыт участия в разных видах деятельности позволит ребенку узнать себя и дать толчок тому, что заложено в нем природой. Гуманные отношения на уроке и вне его должны утверждать человеческое достоинство каждого первоклассника, предупреждать страх перед другим человеком и наказанием. Если на уроке создаются личностно-ориентированные доброжелательные отношения, при которых дети не боятся высказать свою оценку, даже не совпадающую с мнением учителя, и таким образом реализуют свое право самостоятельно мыслить, - это и становится истоком нового мышления. Поэтому нужно всячески поощрять и специально создавать на уроках такие ситуации, когда ученик рассуждает, употребляя выражения: “Я считаю, что это правильно, так как...”, “Это должно быть иначе, потому что...”, “Я думаю, что ...”.

Гуманизация отношений с учащимися требует изменений при подготовке учителя к уроку, так как в центре внимания оказываются и группы учеников, и отдельные дети, и весь класс. Поэтому при подготовке к уроку необходимо четко определить его конечный результат, предвидеть трудности, которые могут возникнуть у тех или иных учащихся; подобрать задания, наглядность, специальные приемы, которые помогут одним детям сократить путь к этому результату, другим – сделать его занимательным.

В.А. Сухомлинский писал, что “обучение – не механическое перекладывание знаний из головы учителя в голову ребенка, а сложные моральные отношения, в которых ведущей чертой являются воспитание, чувство чести, достоинства и на этой основе – желание быть хорошим”. Психологической основой общения на уроке является постоянное изучение личности учеников, понимание мотивов их поведения. Учитель обязан найти возможность, чтобы на уроке каждый первоклассник получил поддержку своим усилиям словом, взглядом или прикосновением. В противном случае у ребенка рождается неуверенность в своих силах, неудовлетворенность от учения. Поэтому нужно специально продумывать, как расширять и обогащать взаимодействия детей друг с другом и ребенка с учителем.

Одним из важных средств такого взаимодействия, раскрытия возможностей первоклассника является широкое использование игровых ситуаций на уроке.

В.А.Сухомлинский писал: “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет учителю удерживать внимание детей на уроке.

Игра на уроке – это метод обучения, а не средство развлечения учащихся. В дидактических играх закрепляются все те знания, которыми овладел ученик. При разработке игры я слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру задания превращает метод их проведения- эмоциональность, занимательность. Давно и с успехом я применяю на уроках математики игры-путешествия: “В цирке”, “Кто живет в зоопарке”, “Почта”, “Веселые старты” и т. д. Продолжительность каждой игры не более 10 минут. Но за это время активизируется словарный запас детей, расширяется их кругозор, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. А самое главное – ни одного невнимательного ребенка на уроке! Всем интересно. Играя, первоклассники непроизвольно закрепляют , совершенствуют и доводят до автоматизма навыки счета, математические знания. На уроках обучения грамоте я с успехом применяю игры, описанные в журнале “Начальная школа” № 13 за 2007 год Лидией Журовой, прекрасно помогающие отрабатывать учебные задачи. С помощью сюжета игровую форму можно придать и рассказу, и беседе, и практической работе детей.

Младшие школьники эмоционально отзывчивы на постановку учебных заданий и путем использования рифмовок, кроссвордов, ребусов, загадок, исправления “ошибок” учителя.

Загадки широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой. Вот что писал Ушинский о необходимости включения загадок в урок: “Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение; дать повод к интересной классной беседе.”

Например, на уроке ознакомления с окружающим миром во время изучения темы “Время” предлагаю детям загадку: “Что за гуси пролетают? По семерке в каждой стае. Вереницею летят, не воротишь их назад”. Загадка эта нуждается в анализе даже тогда, когда дети дают правильный ответ. Первоклассники должны войти в художественный образ, понять, почему использована такая метафора - “гуси”. Поэтому после того, как прозвучат отгадки, я задаю вопросы: почему вы думаете, что “гуси” - это дни? Почему их семь? Видели ли вы полет гусей? Слышали ли слово гуськом? Что значит выражение летят вереницей? Почему гусей нельзя воротить назад? Как надо относиться ко времени, если оно не возвращается? Как зовутся эти гуси? Перечислите дни недели в прямом и обратном порядке.

Загадки учат детей задумываться над закономерностями, совершающимися в природе, приучают к наблюдательности, развивают художественное чутье.

Для расширения и обогащения взаимодействия учеников друг с другом я использую групповые формы работы на уроке.

В групповых формах работы всегда имеется общая цель, понятная участникам группы, разделение труда в зависимости от общей готовности детей, их общения и взаимодействия на разных уровнях сотрудничества. Главная ценность группового взаимодействия состоит в том, что дети получают такой конечный продукт, в котором отдельные результаты объединяются не механически. Выполненное сообща (например, поделка, рассказ, рисунок) – это качественно новый продукт, обогащенный коллективными усилиями мысли и разнообразными чувствами.

Чтобы групповая работа имела положительные результаты, учителю необходимо формировать у детей положительное отношение к учебному сотрудничеству, при комплектовании групп учитывать симпатии и привязанности детей. Но никогда нельзя создавать группу только из слабых, неуверенных, неорганизованных учеников. Уже к концу первого класса участие детей в групповой работе может быть разнообразным:

  • учащиеся успешно работают вместе от начала и до конца над одним заданием;
  • каждый участник группы делает свою часть, из которых сообща составляется коллективная работа;
  • один ученик начинает делать, другой продолжает, третий заканчивает работу.

Так уже в октябре месяце к празднику “Осенины” я предлагаю первоклассникам выполнить композицию “Осенний букет”. На уроке труда дети объединяются в группы по 4-5 человек и распределяют между собой виды работ (кто вырезает по шаблонам из цветной бумаги листья, кто элементы вазы, кто ягоды рябины). Все вместе составляют осеннюю композицию. В конце урока работа каждой группы получает оценку своих товарищей.

Отличные результаты в повышении школьной мотивации дает систематическое использование групповых работ на уроках ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства, трудового обучения.

Таким образом, для обеспечения мотивационного компонента урока в первом классе необходимо сочетание гуманных отношений между детьми и учителем на уроке с разнообразными педагогическими средствами, развивающими у детей интерес и умения учиться, как то: использование обучающих игр, кроссвордов, загадок, применение групповых форм работы на уроке.