Цели мероприятия:
- Образовательная: повышение мотивации обучения, активизация учебной деятельности.
- Воспитательная: формирование позитивных отношений в классном коллективе, развитие культуры общения в семье, с одноклассниками, с незнакомыми людьми в процессе реализации общего дела.
- Развивающая: формирование
- познавательного интереса к окружающему миру;
- познавательной самостоятельности на основе творческой работы при подготовке подарков и конкурсов;
- развитие творческих способностей и трудовых навыков учащихся.
Оборудование: “денежные” средства – отлички, несколько рядом расположенных кабинетов, реквизит для проведения конкурсов, лоты аукциона в непрозрачной коробке, мультимедийная система.
Участники мероприятия: ученики одного класса, их родители и близкие родственники, выпускники разных лет.
Основные этапы мероприятия:
1. Подготовительный этап (вторая учебная четверть).
2. Основной этап - Классный Новый год (около 3 часов):
- Приветствие (2 мин.).
- Подведение итогов жизни класса в год свиньи (презентация - 5 мин.).
- Конкурсы (15 мин.).
- “Гирлянда подарков” (30 мин.).
- “Вопрос-ответ” (10 мин.).
- “Последний шанс” (30 мин.).
- Аукцион (1 час.).
3. Заключительный этап (около часа).
Ход мероприятия
Подготовительный этап классного Нового года начинается в первый день второй учебной четверти. В этот день проводится жеребьёвка: каждый учащийся достаёт фамилию того ученика, которому он готовит новогодний подарок. Существует несколько правил: во – первых, фамилия держится в секрете и в классе не оглашается. Она фиксируется только классным руководителем, чтобы избежать ситуации “последний, тянущий жребий достаёт свою фамилию”. Во-вторых, к подарку надо приложить свои руки - он либо целиком, либо частично создаётся своими руками. Дома вместе с родителями ребенок анализирует личность одариваемого, свои навыки и умения и, исходя из этого, приступает к процессу создания подарка. (Совет. Для приложения своих рук много ценных идей можно взять на уроках технологии; в телевизионных программах: “Фазенда”, “Декоративные страсти”, “Красивые идеи” и т.п. Примеры в Приложении1).
С этого дня начинается “зарабатывание” средств для аукциона. Денежной единицей является отличка. Схема проста: одна пятерка в классном журнале – одна отличка. Пятерки считаются по всем предметам, что создаёт всем учащимся равные стартовые условия.
Классный руководитель в это время занимается непосредственно изготовлением отличек из расчёта К = N*O + 40*N , где N – количество учеников в классе, O – среднее число отличек за четверть (из опыта работы: 10 - 15 для слабых классов, 30 – 40 для сильных). Первое слагаемое в формуле – это все отлички, полученные классом. Второе – призовой фонд.
Учитель ведет учёт полученным пятеркам и к мероприятию составляет ведомость “заработанных средств”. Определяется, уточняется дата проведения мероприятия и количество участников. Из выпускников формируется жюри - три человека. (Совет. Выпускников можно заменить старшими братьями и сестрами.)
Классный руководитель подбирает лоты для аукциона и готовит их описание.
Практически весь класс готовит отчётную презентацию за прошедший год: вспоминаются случаи, достойные попасть в отчёт, пишется текст, собираются и обрабатываются фотографии. Сочиняются вопросы и ответы для игры.
Основной этап – сам Новый год. Ученики приходят несколько раньше, чтобы подготовить место проведения мероприятия и получить заработанные отлички. Класс поделен на звенья, каждое звено занимает своё место вместе со своими родителями – это соревнующиеся команды. Жюри вооружается протоколами для оценки конкурсов и сигнальными карточками с баллами от 1 до 5. (Совет. Каждому члену жюри и пришедшему на праздник родителю даётся по 10 отличек; близким родственникам – по 5, что является хорошим стимулом привести родственников с собой на праздник).
Вечер начинает классный руководитель со своего краткого приветствия и передаёт слово дежурному звену, которое подводит итоги жизни и работы класса в прошедшем году: как учились, в чём участвовали, чего добились и т.д. (Совет. Выступление желательно сопроводить презентацией с фотографиями и видеороликами из жизни класса). Из всего сказанного и показанного делается вывод, что класс готов перейти в Новый год.
Начинаются конкурсы. Приглашается желающий исполнить песню “В лесу родилась ёлочка” (чаще выдвигают младших братьев и сестёр). Первый вышедший сразу получает 10 отличек и ему уточняется задание: можно исполнить только три куплета, а всем остальным объявляются два конкурса сразу: пока звучит песня из подручных средств каждая команда сооружает свою ёлку и украшает свой стол. Третий конкурс – конкурс чтецов: стихи только про Новый год или его символ, никаких повторов и время чтения - 20 сек. Выступление оценивается 1 отличкой. Пока желающие читают, команды из того, что есть по рукой собирают Деда Мороза и Снегурочку – без них в Новый год никак нельзя. Каждый из этих персонажей оценивается отдельно. (Совет. Жюри оценивает исполнение, сообразительность, скорость, слаженность работы команды.) За каждый конкурс первая команда получает 25 отличек, вторая – 20, третья – 15, четвертая – 5, пятая – 3, шестая – 1 отличку.
После конкурсов все атрибуты новогоднего праздника на лицо: ёлки, Деды Морозы, Снегурочки, новогодние украшения - не хватает только подарков. Предлагается украсить праздник “гирляндой подарков”. Случайным образом выбирается ученик и он становится первым дарящим, а далее по цепочке. Возможны случаи замыкания цепи. Тогда из оставшихся учеников вновь выбирается первый дарящий. (Совет. Перед тем как вручить подарок, каждый ребёнок говорит поздравительную речь. Посоветуйте детям построить своё выступление таким образом, чтобы как можно позже стало понятно, кому сейчас будет вручён подарок.)
На празднике много гостей с ними необходимо познакомиться, узнать поближе. Для этого предлагается игра “вопрос - ответ”. Правила следующие: два ведущих – лучше девочка и мальчик. У одного в стаканчике на карточках - вопросы, у другого – ответы. Ведущий с вопросами дает кому – нибудь возможность наугад взять вопрос, тот в свою очередь, не читая его, называет человека, который будет ему отвечать. Ведущий с ответами подходит к названному человеку и предлагает взять ответ. Далее с выражением вопрос и ответ зачитываются. Теперь тот, кто отвечал, тянет вопрос и называет следующего отвечающего и т.д. (Совет. Чтобы “разговор” получился интересным надо подготовить не менее 20 пар вопросов – ответов и, желательно, связанные с жизнью класса. Примерные образцы в приложении2).
Далее объявляется “последний шанс”. К этому этапу праздника у каждого участника праздника есть некая сумма отличек. Кому-то она кажется катастрофически малой, поэтому объявляются полчаса “свободного предпринимательства”. Каждый индивидуально или в группе зарабатывают отлички. (Совет. Из опыта прошлых лет: две девочки, нарядившись цыганками, гадали по руке. Мальчик предлагал красиво оформленный рецепт семейной пиццы, которую весь класс уже оценил при выходе в лес. Одно звено в соседнем кабинете организовало изотерический салон. Другое – фотоателье, где вместо фото выдавались шаржи. Кто-то пытался пойти по пути Остапа Бендера и попробовал брать плату за вход в фотосалон. Родители могут предложить свои советы. Один член жюри вывесил объявление: “Научу зарабатывать деньги: большие – 20 отличек, мелкие – 5 отличек ” и т.д. Стоимость услуг каждый устанавливает самостоятельно).
Заканчивается праздник аукционом. Все приглашаются на свои места. Оглашаются правила проведения аукциона. (см. приложение3). Торги проводятся вслепую, т.е. лоты никто не видит. Даётся описание лота (см. примеры в приложении2)и начинаются торги. Вещь приобретает тот, кто даёт наивысшую цену. Сначала выигравший расплачивается с аукционистом и только потом на всеобщее обозрение извлекается вещь, участвовшая в розыгрыше. (Совет. Чтобы аукцион прошел неутомительно и весело, число лотов не должно превышать 15). Для тех, у кого после окончания аукциона остались отлички, есть возможность разместить свои средства в классной банке под 10% годовых. (Совет. Для этих целей заранее следует заготовить банку и ведомость. Расчёт ожидаемых сумм производится самими вкладчиками под наблюдением учителя).
Заключительный этап мероприятия проводится на следующий день с утра. Класс собирается, чтобы привести в порядок все, используемые на празднике, помещения: вымести конфетти, собрать мишуру, расставить парты и стулья. В процессе работы проходит рефлексия прошедшего мероприятия: что было интересного, что удалось, что – нет, что надо изменить в следующем году и зарождаются идеи на следующий классный Новый год.
Рисунок 1, рисунок 2, рисунок 3, рисунок 4, рисунок 5, рисунок 6, рисунок 7, рисунок 8, рисунок 9.