Цель: обобщить знания о творчестве А. С. Пушкина.
Задачи:
- формировать знания о средствах языка;
- развивать творческие способности, воображение, память;
- формировать интерес детей к классикам отечественной литературы, орфографическую зоркость;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: О. А. Кипренский. Портрет А. С Пушкина, иллюстрации сказок А. С. Пушкина, фотографии Санкт- Петербурга, щегла, портреты семьи А. С. Пушкина, картины времен года, магнитофон.
1.Чистоговорки (для развития артикуляционного аппарата)
Слов ленивый, лень, лентяй никогда не забывай, только лень свою забудь - и лентяем ты не будь!
2.Тема и цели урока.
3.Вступительное слово о поэте с опорой на иллюстративный материал.
Сегодня наш урок посвящен творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта и успели их полюбить. Пушкин “жемчужина” русской поэзии.
Сегодня мы узнаем, что же любил А. С. Пушкин. Ведь, как правило, поэт пишет о том, что ему нравится, что он по-настоящему сильно любит.
4.Проверка домашнего задания.
1) Чтение наизусть стихотворения “Няне”.
(3 учащихся)
Выставление оценок за чтение.
2) Ответы на вопросы:
(Ответы сопровождаются показом фотографий и рисунков)
- Когда родился поэт? (в 1799 г.)
- В каком городе? (в Москве)
- Как звали отца поэта? (Сергей Львович)
- Как звали сестру поэта? (Ольга Сергеевна)
- Как звали бабушку поэта? (Мария Алексеевна Ганнибал)
- Как звали няню поэта? (Арина Родионовна)
- Кто для Пушкина был Никеша? (или Никита Козлов) (дворовый дядька, в последствие камердинер)
Викторина по сказкам Пушкина.
Проверим, помните ли вы сказки А. С. Пушкина.
Хором назовите последнее пропущенное слово
- Сказка о золотом ………..(петушке)
- Сказка о мертвой царевне и о семи....(богатырях)
- Сказка о попе и работнике его………….(Балде).
- Сказка о рыбаке и …………(рыбке)
- Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне…….(Лебеди)
5.Работа с книжной выставкой.
Дети подбирают иллюстрации к известным сказкам.
6. Новый материал.
-Сегодня мы разберем ещё несколько стихотворений А. С. Пушкина.
1).Начнем со стихотворения “Птичка”.
Можно ли понять по названию, о какой птичке идет речь? (о маленькой т. к. суффикс чк- уменьшительно-ласкательный говорит о небольшой птице), (ответ сопровождается показом рисунков различных птиц)
Действительно, скорее всего, речь идет о щегле. Эта птичка прекрасно живет в неволе.
Послушайте магнитофонную запись этого стихотворения и щебетанье щегла.
1.Словарная работа
- О каком большом религиозном празднике весны идет речь в стихотворении? (Благовещенье)
- Когда празднуется (7 апреля)- т. е. весной, когда идет пробуждение природы.
- Вы знаете, почему отмечается этот праздник?
Благовещенье праздник связан с христианским мифом об архангеле Гаврииле, возместившем о будущем рождении девой Марией Иисуса Христа.
Разгадка в названии Благовещенье - благая весть.
В этот день отпускают на волю птиц из клеток.
- Как вы думаете, отчего существует этот обычай?
Существует поговорка: на благовещенье весна зиму поборола.
- Как понимаете Божьему творенью …… свободу даровать?
2. Выразительное чтение стихотворения (по строчке)
2). Разбор стихотворения “Птичка Божия не знает”
А теперь ещё одно стихотворение о птичке.
А. Послушайте запись этого стихотворения
Б. Прочитайте это стихотворение вполголоса.
В. Разбор стихотворения в сравнении с предыдущим.
- Почему в этих стихотворениях слова Бог, Божия пишутся с заглавной буквы?
- Любит ли автор птиц?
- Можно ли по текстам определить время года?
(весна в первом, все времена года в последнем)
1) Послушайте отрывок из стихотворения “Осень”
(читают наизусть дети)
- Как вы думаете, любит ли автор осень?
- Какое слово помогло понять отношение автора к этому времени года? (“приятна”)
Попробуйте при чтении стихотворения передать отношение к осени.
Выберите из серии картин, подходящие к тексту стихотворения.
- Спасибо!
Выставление оценок.
Продолжим разбор стихотворения “Птичка Божия не знает”.
- Обратите внимание на то, что в этом стихотворении присутствуют яркие детальные описания.
-Найдите глаголы, относящиеся к птичке.
- Найдите глаголы, относящиеся к временам года
лето пройдет
осень несет (что?) … туман, непогоды
– (по словарю В. Даля непогоды - дурная погода)- Что говорится о весне?
(Весна – краса природы)
3) Повторное выразительное чтение стихотворения (по четверостишиям)
3).Разбор стихотворения “Туча”
Следующее стихотворение называется “Туча”.
- Послушайте его, обратите внимание на самые простые глагольные рифмы, придающее стихотворению переменчивое движение, в каждой строке - глаголы - передают стремительные образы.
Разбор
В стихотворении использованы приёмы народной поэзии. Такие как повторы.
Повторы:
одна ты несешься
одна ты наводишь
одна ты печалишь
ты облегала
молния обвивала
ты издавала
ты поила
ты сокройся
Здесь мы видим инверсии - т. е. перестановки – отступление от обычного принятого порядка слов в предложении.
Автор использует этот приём как средство особой выразительности.
- Кроме того, здесь явное олицетворение - одна из разновидностей метафоры, представление неодушевленных предметов и явлений чертами или образами живого существа.
Итак, туча в этом стихотворении представлена как живое существо.
- Кто прогнал тучу? (ветер лаская)
Какие строчки описывают события после дождя?
5) Чтение стихотворения детьми.
(Выставление отметок)
7.Физкультминутка.
8.Разбор стихотворения “Люблю тебя, Петра творенье”.
1) Творчество А.. С. Пушкина многогранно
Предыдущие стихотворения были посвящены природу.
Стихотворение, которое услышите сейчас посвящено Петербургу, городу, который был построен почти триста лет тому назад, на берегах реки Невы, по велению царя Петра I и стал столицей Российского государства.
Петербург – красивейший город на земле. В нем сохранилось все то, что некогда видел, чем восхищался Пушкин. Особенно красив, этот город в начале лета, когда стоят “белые ночи” (природное явление, когда ночью светло как днем)
Показ иллюстраций и открыток.
- Прослушивание стихотворения “Люблю тебя, Петра творенье”.
- Чтение стихотворения, про себя.
- Составление плана к стихотворению:
- Общий вид проспектов и зданий.
- Мерное и величавое течение Невы, её закованные в гранит берега.
- Чугунная ограда городского сада.
- Комната поэта.
- “Белая ночь”.
- Пустынные ночные улицы.
- Отчетливо видный шпиль Адмиралтейства.
- Озаренное солнечными лучами небо.
5) Выразительное чтение стихотворения детьми. Особое внимание последнему четверостишию. В нем неожиданная и удивительно емкая метафора позволяет живо и ярко представить, как солнце, не успев привычно закатиться, снова начинает всходить на небосклоне.
6) Разбор.
- Можно ли определить какое время года описывает автор?
- Какие строки помогают определить время года?
(одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса)
Это описание явление “Белые ночи” – они бывают в июне, – т. е. летом.
- Какие строки, помогают понять, в какое время суток автор писал свои творения? Прочтите. (Выставление оценок)
9.Подведение итогов.
- Наш урок подходит к концу!
- Понравился ли вам он? Покажите улыбками свое настроение.
- Главный вопрос урока: “Так что же так любил поэт, о чем писал стихи?
- Молодцы!
10.Заключение.
В заключении хочется сказать А. С. Пушкину - Огромное спасибо! За гениальность, за доброту, за любовь к Отчизне.
Благодарю за работу, за наблюдательность и любознательность. Я счастлива, что мне достались такие замечательные ученики!
11.Домашнее задание.
- Выучите наизусть одно из стихотворений по своему желанию, нарисуйте иллюстрации к понравившемуся стихотворению.
Литература:
- И. Г. Сухин. “Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие”. Литературные викторины, Москва, Новая школа, 1996г.
- Методические рекомендации. Уроки чтения в 3 классе. Москва Просвещение. 1988г. Авторы: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова и др.
- Фотографии из энциклопедии Кирилла и Мефодия 2007г.